Б. Формирование представлений и понятий о пространстве

Дети должны свободно ориентироваться в помещении, в самом близком окружении, знать дорогу к детскому саду, магазину, аптеке; усвоить пространственные отношения: ря­дом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного пред­мета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выпол­нять задания воспитателя.

Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении разнообразного учебного материала на уроках чтения, письма, рисования, ручного труда, физкультуры. Формирование в дошкольном возрасте пространственных пред­ставлений и понятий — основа географических и геометри­ческих знаний в будущем.

Умения ориентироваться в пространстве, осознание про­странственных отношений, обогащают речь ребенка, делают

ее более точной,конкретной,грамматически правильной.Благодаря пониманию ребенком пространственных отноше­ний перед ним раскрываются содержательные связи междупредметами и явлениями— причинные,целевые, наслед­ственные.

Формирование пространственных представлений и по­нятий происходит на занятиях по математике,развитию речи,изобразительной и конструктивной деятельности,во время физкультурных и музыкальных занятий, а так­же в процессе организации игровой, трудовой и бытовой деятельности.В этой возрастной группе, так же как и в предыдущих,основными методическими приемами яв­ляются наблюдения и пояснения размещения предметовотносительно друг друга,словесное и графическое обо­значение направлений и ориентировки в пространстве,упражнения,дидактические и подвижные игры. Особоезначение приобретает схематическое изображение про­странства на листе бумаги,умение понимать схему, обо­значать и менять направление движения в зависимости от словесного или схематического обозначения.

От простого познания и словесного обозначения простран­ственных отношений дети переходят к самостоятельному ото­бражению этих отношений в реальных ситуациях.Вследствиецеленаправленного обучения они приобретают умения и на­выки ориентироваться не только в специально организован­ном дидактическом окружении (на столе, листе бумаги, в групповой комнате), но и в окружающем пространстве(на участке,на ближайшей улице, по дороге домой из детскогосада).Эта разнообразная деятельность детей способствует ка­чественному перестроению знаний, которые становятся пол­нее и осознаннее.Так, умения детей анализировать простран­ство широко используются при обследовании формы пред­мета.Дети выделяют противоположные стороны, углы,верхнюю,нижнюю и боковые грани (стороны).Опираясь наумения пространственной ориентации,они точнее характе­ризуют(описывают),например, форму строительных дета­лей и зависимость строения от особенностей формы, убеж­даются в том, что кирпичики можно ставить на любую грань,но стойко стоять они будут на широкой грани.Куб устойчивна всех гранях.Воспитатель показывает образец двух вариан­тов построения стола и стула.Дети имеют в своем распоряже­нии набор кирпичиков,кубов, брусков разных размеров и цветов.Вместе с ними воспитатель разглядывает части кон­струкции:у одного стола опора из брусков,у второго — из

кирпичиков.Бруски установлены на маленькой грани, кир­пичики— на узкой, длинной,чтобы стол был устойчивым.Крышка первого стола из пластинки,а второго — из кирпи­чиков,установленных на широкой грани. Они практическиубеждаются,что крышка из кирпичиков не держится.

Дети учатся анализировать конструкции,опираясь на зна­ния особенностей геометрических фигур. Они выделяют осо­бенности треугольной,квадратной и круглой форм.Ри­суя,используют линии разной конфигурации и направ­ления(прямая, кривая,горизонтальная,вертикальная,ломаная).Совершенно очевидно, что композиция рисун­ка зависит от того, как они воспринимают пространство.Поэтому воспитатель на занятиях по изобразительнойдеятельности опирается на эти знания,одновременноуточняя и расширяя их.

Особое внимание в работе с детьми седьмого года жизни следует уделять рассматриванию картин, иллюстраций,фотографий,при рассматривании ребенок отмечает по­ложение предметов, позу людей, размещение частей телаи т.п. Дети объясняют отдельные понятия, выражения,характеризуют направление,расстояние,отношение впространстве.Воспитатель спрашивает:«Что означают вы­ражения: "возле моста", "под мостом", "через мост","напротив дома", "возле детского сада", "вдали"?».

Большое внимание на занятиях по математике уделяетсяупражнениям,связанным с ориентировкой на ограничен­ной плоскости:столе, листе бумаги, карточке.В качествеметодических приемов, способствующих уточнению и зак­реплению этих умений,воспитатель часто использует зри­тельные(рис. 31) и слуховые диктанты. Так,под диктовкувоспитателя дети раскладывают на листе бумаги плоскостные геометрические фигуры. «В центре листа, — говорит воспита­тель,— положите квадрат, справа от него — прямоуголь­ник,слева — круг,между квадратом и прямоугольником— ромб, впереди круга — треугольник.Назовите все геометри­ческие фигуры по порядку,слева направо».Постепенно та­кие задания усложняются как за счет увеличения количествафигур,так и смены расположения.Дети располагают пред­меты не только в линейном порядке,но и, опираясь на ус­ловное деление пространства,по горизонтали и вертикали.Например,воспитатель дает задание:«В правом верхнем углу положите круг, в левом нижнем — треугольник»и т.д.

Важное значение приобретает работа с тетрадью и фор­мирование некоторых практических умений и навыков

Б. Формирование представлений и понятий о пространстве - student2.ru

Рис.31

ориентировки на листе бумаги.Детей учат выделять лист,страницу,верхнюю и нижнюю части страницы,прово­дить линии сверху вниз и др.

Им предлагается ответить на некоторые вопросы, вы­полнить задания: «Какую форму имеет страница? Сколь­ко у нее углов?Сколько из них верхних, правых,левых? Поставьте на странице точку. От точки отсчитайте вправо четыре клетки и снова поставьте точку, потом посчитай­те вниз и влево по четыре клетки и также поставьте точки. Теперь соедините все точки так, чтобы получился квадрат. Разделите этот квадрат на четыре равные части. Какие фи­гуры получились? (Квадраты,треугольники)».Работа вы­полняется постепенно в соответствии с указаниями вос­питателя.

Очень полезны задачи на сообразительность.Например: «Отгадайте,в каком порядке сидят Наташа,Аленка и Сер­гей,если Наташа слева от Аленки,а Аленка справа от Ната­ши и между Наташей и Сергеем» или«Пошел человек в го­род, а навстречу ему идут четверо знакомых. Сколько чело­век шло в город?» и др.

Ниже дается конспект занятия по математике с исполь­зованием художественного слова по сказке Н.Забилы «О Пе­тушке и Курочке и о хитрой Лисичке».

Цель занятия. Упражнение в счете в пределах семи, в различении и назывании чисел и цифр от одного до семи, в сравнении смежных чисел в пределах семи, закрепление умений обозначать положение того или другого предмета относительно друг друга.Воспитывать позитивное отноше­ние к художественному слову.

Оборудование.Доска-аппликатор;изображениеорехов(на магнитной основе); макеты кустов малины,шиповника,ветки яблони,домиков зайчика,лисицы; план зала, на котором схематически изображены:пианино, стул,детские стульчики,двери, окна,кусты, деревья;мяч диаметром10—15 см.

Ход занятия. Воспитатель сообщает детям,что сегодня они побывают в сказке «О Петушке и Курочке и о хитрой Лисичке».

— Жили себе Петушок и Курочка. Надоело им как-то домасидеть,и пошли они путешествовать по миру. Вот идут они зеленым лесом. Вокруг ветерок кустики качает, на кустахзеленеют свежие листья,а между ними ягодки как красные бусинки.

Дети подходят к двум кустам с ягодками.Задание: «Кто быстрее назовет»;воспитатель предлагает вниматель­но рассмотреть кустики (на них листья желтого,зеленого, красного цветов и ягоды— белые, красные).Называет чис­ло,а дети в ответ— чего именно(листочков,ягод) такоеколичество.Например, семь красных ягод,семь белых ягод. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно назовет все пред­меты,количество которых соответствует заданию. Другоезадание—сложить букет из красивых листочков(зеле­ных,желтых, оранжевых)по пять-семь штук — выполня­ют несколько вызванных детей.

Следующий объект — домик,который едва выглядываетиз-под кустов. Воспитатель напоминает,что Петушок и Ку­рочка подошли к нему,и Курочка попросила:«Петушок-гребешок,сломай мне прутик с зелеными листочками,с красными ягодками».

Только Петушок хотел сломать прутик,как из-под кус­тика Зайчик из своего домика: «Кто тут ходит по моему лесу?Кто, кто мои кустики ломает?»Петушок и Курочкаиспугались,но зайчик оказался добрым, и К тому же он любил играть с мячом.Поэтому и предложил путешествен­никам поиграть в игру«Поймай мяч»и пообещал угостить их ягодами. «Это интересная игра, и мы можем так поиг­рать».

Дети становятся полукругом.Договариваются,до какого числа будут считать(например, до семи). Взрослый кидает мяч ребенку и называет определенное число, он ловит мяч и считает дальше до нужного числа. Посчитав,кидает мячвоспитателю.При правильном выполнении задания все хло­пают в ладоши.

  • Петушок и Курочка получили от Зайца вкусные ягоды.
    Я вам буду показывать цифры — сначала ту, которая отвечает
    количеству ягод у Петушка, а потом цифру по количеству
    ягод, которые у Курочки. (Показывает цифры 6 и 7, нужно
    назвать их, сопоставить и сказать, какое число больше и на
    сколько.) Воспитатель предлагает пройти дальше по пути пу­
    тешественников — к кусту с орешками.
  • Курочка и тут попросила Петушка: «Петушок-гребешок,
    сломай мне прутик, где листья зеленее, где орехов больше».
    Только Петушок подошел к кусту, как тут же отозвалась бе­
    лочка: «Кто тут ходит по моему лесу? Кто ветки ломает на
    моем орешнике?» Она предложила путешественникам свои
    задания: определить, где есть орешки, а потом угостила ими.
    Давайте и мы поработаем с вами так же.

Педагог обращает внимание на доску, в разных местах которой(справа, слева,вверху, внизу,посередине)распо­ложены орешки на магнитной основе. Указкой показываетна орех, дети называют,где он находится.После выполне­ния задания на ориентировку в пространстве путешествие в сказку продолжается:

«Петушок и Курочка идут дальше. Очутились они возле дерева с яблоками, и Курочка снова просит: «Петушок-гре­бешок,сломай мне прутик, хотя бы маленький,хоть две веточки!»На эти слова из домика под яблонькой вышла Ли­сичка:«Ах, прошу ко мне в гости.Отдохните в моем доми­ке,у меня есть для вас гостинцы— самые лучшие яблоки, вкусные орешки...» Вы знаете — Лисичка очень хитрая,вот и загадала она загадку: Петушку и Курочке найти яблоки и орешки,а сама тем временем побежала к Волку, чтобы при­гласить его к вкусному обеду. Давайте подумаем, где она могла спрятать яблоки и орешки». Проводится игра «Секрет»:воспитатель показывает детям план зала и вместе с ниминаходит изображение реальных предметов.Сообщает, что в зале спрятаны в сумочках гостинцы,а на плане обозначеныкрасными кружочками места, где они спрятаны. Двум-тремдетям предлагается отыскать секреты.Каждый самостоятель­но выполняет задания. Выигрывает тот, кто быстрее найдет свой«секрет». Напомнив,что Лиса побежала к Волку, вос­питатель успокаивает детей: Заяц и Белочка успели выручить детей.Они радостно путешествуют дальше и, остановившисьна сказочной полянке, играют в интересные игры. Предлага­ется поиграть в игру«Отгадай, чей голос».

Взявшись за руки, дети создают круг,в центре стоит ве­дущий с закрытыми глазами. Идут по кругу вправо,прого-

Б. Формирование представлений и понятий о пространстве - student2.ru


варивая:«Дружно дети:один, два, три!Вместе влево повер­ни».Все вместе поворачиваются и идут в другую сторону. Потом проговаривают:«Скок, скок,скок — угадай,чей го­лосок».Слова скок,скок, скок говорит только один ребенок, заранее назначенный воспитателем,затем ведущий откры­вает глаза и старается отгадать, кто это сказал.Тот, кого уз­нали по голосу, становится ведущим, и игра продолжается.В этой группе важно сформировать у детей начальные фор­мы логического мышления. Переходным этапом к такой фор­ме являются умения выполнять обобщение,умственные дей­ствия,выступающие в виде схематизированных образов. Ночтобы у ребенка сформировалось такая форма мышления (фор­ма схематизированных образов), нужно систематически,це­ленаправленно знакомить их с графиками,схемами, моделя­ми.Так, воспитатель предлагает детям обозначить длину прямойи ломаной линий(какая из них короче), найти по заданнойсхеме(графику) предмет или путь к нему(рис. 32, 33).

Рис.33

Рис.32

Так постепенно дети учатся ориентироваться в простран­стве,анализировать размещение в нем предметов.

Наши рекомендации