Б. Формирование представлений и понятий о пространстве
Дети должны свободно ориентироваться в помещении, в самом близком окружении, знать дорогу к детскому саду, магазину, аптеке; усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выполнять задания воспитателя.
Эта работа предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении разнообразного учебного материала на уроках чтения, письма, рисования, ручного труда, физкультуры. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий — основа географических и геометрических знаний в будущем.
Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, обогащают речь ребенка, делают
ее более точной,конкретной,грамматически правильной.Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи междупредметами и явлениями— причинные,целевые, наследственные.
Формирование пространственных представлений и понятий происходит на занятиях по математике,развитию речи,изобразительной и конструктивной деятельности,во время физкультурных и музыкальных занятий, а также в процессе организации игровой, трудовой и бытовой деятельности.В этой возрастной группе, так же как и в предыдущих,основными методическими приемами являются наблюдения и пояснения размещения предметовотносительно друг друга,словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве,упражнения,дидактические и подвижные игры. Особоезначение приобретает схематическое изображение пространства на листе бумаги,умение понимать схему, обозначать и менять направление движения в зависимости от словесного или схематического обозначения.
От простого познания и словесного обозначения пространственных отношений дети переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях.Вследствиецеленаправленного обучения они приобретают умения и навыки ориентироваться не только в специально организованном дидактическом окружении (на столе, листе бумаги, в групповой комнате), но и в окружающем пространстве(на участке,на ближайшей улице, по дороге домой из детскогосада).Эта разнообразная деятельность детей способствует качественному перестроению знаний, которые становятся полнее и осознаннее.Так, умения детей анализировать пространство широко используются при обследовании формы предмета.Дети выделяют противоположные стороны, углы,верхнюю,нижнюю и боковые грани (стороны).Опираясь наумения пространственной ориентации,они точнее характеризуют(описывают),например, форму строительных деталей и зависимость строения от особенностей формы, убеждаются в том, что кирпичики можно ставить на любую грань,но стойко стоять они будут на широкой грани.Куб устойчивна всех гранях.Воспитатель показывает образец двух вариантов построения стола и стула.Дети имеют в своем распоряжении набор кирпичиков,кубов, брусков разных размеров и цветов.Вместе с ними воспитатель разглядывает части конструкции:у одного стола опора из брусков,у второго — из
кирпичиков.Бруски установлены на маленькой грани, кирпичики— на узкой, длинной,чтобы стол был устойчивым.Крышка первого стола из пластинки,а второго — из кирпичиков,установленных на широкой грани. Они практическиубеждаются,что крышка из кирпичиков не держится.
Дети учатся анализировать конструкции,опираясь на знания особенностей геометрических фигур. Они выделяют особенности треугольной,квадратной и круглой форм.Рисуя,используют линии разной конфигурации и направления(прямая, кривая,горизонтальная,вертикальная,ломаная).Совершенно очевидно, что композиция рисунка зависит от того, как они воспринимают пространство.Поэтому воспитатель на занятиях по изобразительнойдеятельности опирается на эти знания,одновременноуточняя и расширяя их.
Особое внимание в работе с детьми седьмого года жизни следует уделять рассматриванию картин, иллюстраций,фотографий,при рассматривании ребенок отмечает положение предметов, позу людей, размещение частей телаи т.п. Дети объясняют отдельные понятия, выражения,характеризуют направление,расстояние,отношение впространстве.Воспитатель спрашивает:«Что означают выражения: "возле моста", "под мостом", "через мост","напротив дома", "возле детского сада", "вдали"?».
Большое внимание на занятиях по математике уделяетсяупражнениям,связанным с ориентировкой на ограниченной плоскости:столе, листе бумаги, карточке.В качествеметодических приемов, способствующих уточнению и закреплению этих умений,воспитатель часто использует зрительные(рис. 31) и слуховые диктанты. Так,под диктовкувоспитателя дети раскладывают на листе бумаги плоскостные геометрические фигуры. «В центре листа, — говорит воспитатель,— положите квадрат, справа от него — прямоугольник,слева — круг,между квадратом и прямоугольником— ромб, впереди круга — треугольник.Назовите все геометрические фигуры по порядку,слева направо».Постепенно такие задания усложняются как за счет увеличения количествафигур,так и смены расположения.Дети располагают предметы не только в линейном порядке,но и, опираясь на условное деление пространства,по горизонтали и вертикали.Например,воспитатель дает задание:«В правом верхнем углу положите круг, в левом нижнем — треугольник»и т.д.
Важное значение приобретает работа с тетрадью и формирование некоторых практических умений и навыков
Рис.31
ориентировки на листе бумаги.Детей учат выделять лист,страницу,верхнюю и нижнюю части страницы,проводить линии сверху вниз и др.
Им предлагается ответить на некоторые вопросы, выполнить задания: «Какую форму имеет страница? Сколько у нее углов?Сколько из них верхних, правых,левых? Поставьте на странице точку. От точки отсчитайте вправо четыре клетки и снова поставьте точку, потом посчитайте вниз и влево по четыре клетки и также поставьте точки. Теперь соедините все точки так, чтобы получился квадрат. Разделите этот квадрат на четыре равные части. Какие фигуры получились? (Квадраты,треугольники)».Работа выполняется постепенно в соответствии с указаниями воспитателя.
Очень полезны задачи на сообразительность.Например: «Отгадайте,в каком порядке сидят Наташа,Аленка и Сергей,если Наташа слева от Аленки,а Аленка справа от Наташи и между Наташей и Сергеем» или«Пошел человек в город, а навстречу ему идут четверо знакомых. Сколько человек шло в город?» и др.
Ниже дается конспект занятия по математике с использованием художественного слова по сказке Н.Забилы «О Петушке и Курочке и о хитрой Лисичке».
Цель занятия. Упражнение в счете в пределах семи, в различении и назывании чисел и цифр от одного до семи, в сравнении смежных чисел в пределах семи, закрепление умений обозначать положение того или другого предмета относительно друг друга.Воспитывать позитивное отношение к художественному слову.
Оборудование.Доска-аппликатор;изображениеорехов(на магнитной основе); макеты кустов малины,шиповника,ветки яблони,домиков зайчика,лисицы; план зала, на котором схематически изображены:пианино, стул,детские стульчики,двери, окна,кусты, деревья;мяч диаметром10—15 см.
Ход занятия. Воспитатель сообщает детям,что сегодня они побывают в сказке «О Петушке и Курочке и о хитрой Лисичке».
— Жили себе Петушок и Курочка. Надоело им как-то домасидеть,и пошли они путешествовать по миру. Вот идут они зеленым лесом. Вокруг ветерок кустики качает, на кустахзеленеют свежие листья,а между ними ягодки как красные бусинки.
Дети подходят к двум кустам с ягодками.Задание: «Кто быстрее назовет»;воспитатель предлагает внимательно рассмотреть кустики (на них листья желтого,зеленого, красного цветов и ягоды— белые, красные).Называет число,а дети в ответ— чего именно(листочков,ягод) такоеколичество.Например, семь красных ягод,семь белых ягод. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно назовет все предметы,количество которых соответствует заданию. Другоезадание—сложить букет из красивых листочков(зеленых,желтых, оранжевых)по пять-семь штук — выполняют несколько вызванных детей.
Следующий объект — домик,который едва выглядываетиз-под кустов. Воспитатель напоминает,что Петушок и Курочка подошли к нему,и Курочка попросила:«Петушок-гребешок,сломай мне прутик с зелеными листочками,с красными ягодками».
Только Петушок хотел сломать прутик,как из-под кустика Зайчик из своего домика: «Кто тут ходит по моему лесу?Кто, кто мои кустики ломает?»Петушок и Курочкаиспугались,но зайчик оказался добрым, и К тому же он любил играть с мячом.Поэтому и предложил путешественникам поиграть в игру«Поймай мяч»и пообещал угостить их ягодами. «Это интересная игра, и мы можем так поиграть».
Дети становятся полукругом.Договариваются,до какого числа будут считать(например, до семи). Взрослый кидает мяч ребенку и называет определенное число, он ловит мяч и считает дальше до нужного числа. Посчитав,кидает мячвоспитателю.При правильном выполнении задания все хлопают в ладоши.
- Петушок и Курочка получили от Зайца вкусные ягоды.
Я вам буду показывать цифры — сначала ту, которая отвечает
количеству ягод у Петушка, а потом цифру по количеству
ягод, которые у Курочки. (Показывает цифры 6 и 7, нужно
назвать их, сопоставить и сказать, какое число больше и на
сколько.) Воспитатель предлагает пройти дальше по пути пу
тешественников — к кусту с орешками. - Курочка и тут попросила Петушка: «Петушок-гребешок,
сломай мне прутик, где листья зеленее, где орехов больше».
Только Петушок подошел к кусту, как тут же отозвалась бе
лочка: «Кто тут ходит по моему лесу? Кто ветки ломает на
моем орешнике?» Она предложила путешественникам свои
задания: определить, где есть орешки, а потом угостила ими.
Давайте и мы поработаем с вами так же.
Педагог обращает внимание на доску, в разных местах которой(справа, слева,вверху, внизу,посередине)расположены орешки на магнитной основе. Указкой показываетна орех, дети называют,где он находится.После выполнения задания на ориентировку в пространстве путешествие в сказку продолжается:
«Петушок и Курочка идут дальше. Очутились они возле дерева с яблоками, и Курочка снова просит: «Петушок-гребешок,сломай мне прутик, хотя бы маленький,хоть две веточки!»На эти слова из домика под яблонькой вышла Лисичка:«Ах, прошу ко мне в гости.Отдохните в моем домике,у меня есть для вас гостинцы— самые лучшие яблоки, вкусные орешки...» Вы знаете — Лисичка очень хитрая,вот и загадала она загадку: Петушку и Курочке найти яблоки и орешки,а сама тем временем побежала к Волку, чтобы пригласить его к вкусному обеду. Давайте подумаем, где она могла спрятать яблоки и орешки». Проводится игра «Секрет»:воспитатель показывает детям план зала и вместе с ниминаходит изображение реальных предметов.Сообщает, что в зале спрятаны в сумочках гостинцы,а на плане обозначеныкрасными кружочками места, где они спрятаны. Двум-тремдетям предлагается отыскать секреты.Каждый самостоятельно выполняет задания. Выигрывает тот, кто быстрее найдет свой«секрет». Напомнив,что Лиса побежала к Волку, воспитатель успокаивает детей: Заяц и Белочка успели выручить детей.Они радостно путешествуют дальше и, остановившисьна сказочной полянке, играют в интересные игры. Предлагается поиграть в игру«Отгадай, чей голос».
Взявшись за руки, дети создают круг,в центре стоит ведущий с закрытыми глазами. Идут по кругу вправо,прого-
варивая:«Дружно дети:один, два, три!Вместе влево поверни».Все вместе поворачиваются и идут в другую сторону. Потом проговаривают:«Скок, скок,скок — угадай,чей голосок».Слова скок,скок, скок говорит только один ребенок, заранее назначенный воспитателем,затем ведущий открывает глаза и старается отгадать, кто это сказал.Тот, кого узнали по голосу, становится ведущим, и игра продолжается.В этой группе важно сформировать у детей начальные формы логического мышления. Переходным этапом к такой форме являются умения выполнять обобщение,умственные действия,выступающие в виде схематизированных образов. Ночтобы у ребенка сформировалось такая форма мышления (форма схематизированных образов), нужно систематически,целенаправленно знакомить их с графиками,схемами, моделями.Так, воспитатель предлагает детям обозначить длину прямойи ломаной линий(какая из них короче), найти по заданнойсхеме(графику) предмет или путь к нему(рис. 32, 33).
Рис.33
Рис.32
Так постепенно дети учатся ориентироваться в пространстве,анализировать размещение в нем предметов.