Методические рекомендации

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нару­шений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных за­дач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дис­графии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы -своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Дисграфия, обусловленная несформированностью язы­кового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде спе­цифических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо­четания, предложения и текста. Это:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонети­ческого наполнения слов: персеверации (циклические по­вторения) и антиципации (замены предшествующих букв
последующими);

- раздельное написание частей слова, слитное написание са­мостоятельных слов, самостоятельных и служебных
слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки,
перестановки, пропуски и повторы слов;

- нарушение количественного и качественного состава
предложения; нарушение или отсутствие границ предло­жений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Вниманию специалистов предлагается комплект посо­бий, предназначенный для работы с детьми при дисграфии, обусловленной нарушениями развития языкового анализа и синтеза. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и инди­видуальный рабочий альбом для выполнения различных за­даний ребенком. Данные пособия представляют собой сис­тематизированный автором практический материал и со­ставлены с учетом современных методических требований.

Курс не рассчитан на определенное количество часов. Ло­гопед может, сохраняя последовательность, увеличить ли­бо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня развития детей и степени наруше­ния письменной речи.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических фа­культетов, родителей, чьи дети нуждаются в помощи, педа­гогам коррекционных классов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Применяя принцип поуровневого анализа речи, предло­женный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обуслов­ленной несформированностью языкового анализа и синте­за, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

- ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез);

- ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический
анализ и синтез);

- ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста
(языковой анализ и синтез).

1. Коррекция специфических ошибок на уровнебуквы, слога и слова.

При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов фор­мирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.).

Простые формы звукового анализа.

- Выделение первого ударного гласного в слове.

- Выделение первого согласного в слове, последнего соглас­ного в слове.

- Выделение гласного из середины слова.

- Определение места звука в слове (звук в начале, середине,
конце слова).

Сложные формы звукового анализа.

- Определение последовательности звуке в слове.

- Определение количества звуков.

- Определение места звука относительно других звуков.

Логопедическая работа по развитию сложных форм фо­нематического анализа проводится с учетом того, что вся­кое умственное действие проходит определенные. этапы формирования:

а) с опорой на вспомогательные средства;

б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, — только
проговаривание;

в) во внутреннем плане.

Речевые материалы данного комплекта пособий подобра­ны с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:

- односложные слова без стечения согласных;

- двусложные слова без стечения согласных, состоящие из
двух открытых слогов;

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого
слога;

- двусложные слова со стечением согласных на стыке сло­гов;

- односложные слова со стечением согласных в начале сло­ва;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в се­редине слова; трехсложные слова.

Начинают коррекционную работу с обучения детей опре­делению количества слогов в слове и изображения хлопка­ми двух-трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гла­сных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов (Ткаченко Т.А.). Логопе­дическая работа по развитию фонематического анализа, и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности.

1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия
или отсутствия).

2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение
первого, последнего звука, а также его места в слове).

3. Определение последовательности и количества звуков в
слове.

4.Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).

Наши рекомендации