Часть 2: производная и ее применение к исследованию функций

ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛОВ

И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ

Раздел 2. Применение производных к исследованию функций

Курс лекций

и образец решения индивидуального задания

по высшей математике для бакалавров 1-го курса

очной формы обучения

Ростов-на-Дону

УДК 517(07)

Теория пределов и дифференциальное исчисление. Раздел 2. Применение производных к исследованию функций. Курс лекций и образец решения индивидуального задания для бакалавров 1-го курса очной формы обучения. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2011. – 37 с.

Изложен курс лекций по применению производных к исследованию функций. Приведен образец решения индивидуального задания «Применение производных к исследованию функций».

Лекции 7 – 12 составлены И.В. Павловым. Образец решения индивидуального задания составлен О.В. Назарько и адаптирован к курсу лекций И.В.Павловым.

Предназначены для бакалавров 1-го курса очной формы, проходящих обучение на кафедре высшей математики РГСУ, а также на математических кафедрах других вузов.

Электронная версия находится в библиотеке, ауд. 224.

УДК 517(07)

Составители: д-р физ.-мат. наук, проф. И.В. Павлов, ассист. О.В. Назарько
  Рецензенты:   канд. физ.-мат. наук, доц. А.М. Можаев, канд. физ.-мат. наук, доц. Г.А. Власков  

Редактор Т.М. Климчук

Доп. план 2011 г., поз. 180

Подписано в печать 12.07.11. Формат 60´84/16. Бумага писчая. Ризограф.

Уч.-изд.л. 3,2. Тираж 50 экз. Заказ 382

Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

© Ростовский государственный

строительный университет, 2011

ЧАСТЬ 2: ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИЙ

Лекция 7

Геометрический смысл производной. Уравнения

касательной и нормали к графику функции

Теорема 11. Пусть функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непрерывна в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Тогда часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru дифференцируема в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru в том и только в том случае, когда график данной функции имеет касательную в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , непараллельную оси Oy. При этом

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , (18)

где часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru – угол наклона касательной по отношению к оси часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

Доказательство. Построим чертеж:

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru

Напомним, что касательной к кривой в точке A называется предельное положение секущей прямой AB, когда точка B, двигаясь по данной кривой, приближается к точке A (то есть расстояние часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru между точками A и B стремится к нулю).

Предположим, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru строго , то есть x приближается к a по произвольной последовательности, строго стремящейся к a (см. определение 7). Имеем:

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .   (19)

Когда часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru в силу непрерывности функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Поэтому, если предельное положение часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru секущей AB существует, то отсюда следует, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , причем часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , так как по условию теоремы часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непараллельна Oy. Пользуясь непрерывностью функции тангенс, из (19) получаем (18).

Обратно, если часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru существует, то из (19) следует существование конечного предела часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Из непрерывности функции арктангенс и из неравенства часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru вытекает, что предел часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru существует и находится в интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . А это означает существование предельного положения часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru секущей AB, причем часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непараллельна оси Oy.

 

Итак, равенство (18) показывает, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , где k – угловой коэффициент касательной часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Применяя формулу (47) из лекций по линейной алгебре и аналитической геометрии (ЛЛААГ), получаем уравнение касательной часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru :

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru : часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . (20)

Используя соотношение между угловыми коэффициентами взаимно перпендикулярных прямых (см. формулу (52) из ЛЛААГ), получаем уравнение нормали n (то есть прямой, проходящей через точку касания A и перпендикулярной часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru ):

  n: часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .       (21)

Понятие локального экстремума. Основные теоремы

дифференциального исчисления

Определение 14. Говорят, что в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru имеет локальный максимум (соответственно, локальный минимум), если существует d-окрестность U точки a (см. определение 3), такая, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (соответственно, часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru ). Локальные максимумы и локальные минимумы называются локальными экстремумами.

 
часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru

На представленном рисунке в точках часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru имеет локальный экстремум: в точках часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru – локальный минимум, а в точках часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru – локальный максимум. При этом во всех этих точках функция непрерывна, но только в одной точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru имеет конечную производную. Функция, представленная в примере 7, разрывна в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и имеет в этой точке локальный максимум.

Следующая теорема, выражающая собой необходимый признак локального экстремума, позволит нам делать заключение о значении производной в точках локального экстремума.

Теорема 12 (теорема Ферма). Если в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru дифференцируема и имеет локальный экстремум, то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

Доказательство. Пусть, например, a – точка минимума. Если последовательность часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru строго монотонно возрастает к a, то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , а часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , значит часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и по свойству 6 предела последовательности имеем:

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .   (22)

Аналогично, если часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru строго монотонно убывает к a, то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .   (23)

Из неравенств (22) и (23) следует, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

 

Формула (20) дает следующую геометрическую интерпретацию теоремы Ферма: если в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru дифференцируема, то она в этой точке имеет локальный экстремум тогда и только тогда, когда касательная, проведенная к графику функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , параллельна оси Ox. Читателю предлагается построить соответствующий рисунок.

Заметим, что условие часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru недостаточно для существования локального экстремума в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Действительно, функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru имеет в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru производную, равную нулю, однако при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , а при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Таким образом, определение 14 не выполняется. Читателю предлагается построить график функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

В дальнейшем нам понадобится следующая лемма, доказательство которой выходит за рамки нашей программы.

Лемма 5. Если функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непрерывна на конечном замкнутом интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то она ограничена на этом интервале, хотя бы в одной точке этого интервала принимает свое минимальное значение m и хотя бы в одной точке этого интервала принимает свое максимальное значение M.

 

Теорема 13 (теорема Ролля). Пусть функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непрерывна на конечном замкнутом интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , дифференцируема на интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и удовлетворяет условию часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Тогда существует хотя бы одна точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , такая, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru

Доказательство. Если часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то в качестве a можно взять любую точку интервала часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Пусть часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . По лемме 5 в некоторой точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru принимает свое максимальное значение. Ясно, что в данном случае часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Поэтому часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . По теореме Ферма часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

Случай существования часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru рассматривается аналогично.

 

Теорема 14 (теорема Коши). Пусть функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непрерывны на конечном замкнутом интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и дифференцируемы на интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Тогда существует хотя бы одна точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , такая, что

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . (24)

Доказательство. Рассмотрим функцию часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , заданную с помощью определителя:

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .  

Очевидно, часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непрерывна на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , дифференцируема на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и удовлетворяет условию часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (последнее вытекает из свойства 3 определителей; см. ЛЛААГ). По теореме Ролля существует хотя бы одна точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , такая, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Раскладывая определитель по первой строке и производя дифференцирование, легко приводим последнее равенство к виду (24).

 

Теорема 15 (теорема Лагранжа). Пусть функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непрерывна на конечном замкнутом интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и дифференцируема на интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Тогда существует хотя бы одна точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , такая, что

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . (25)

Доказательство. Доказательство немедленно следует из формулы (24), если положить часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

 
часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru

Интересен геометрический смысл теоремы Лагранжа. Для того, чтобы найти точку a, построим прямую CD (как показано на рисунке) и будем передвигать ее параллельно самой себе до тех пор, пока она не станет касательной к графику функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru в некоторой точке A. Абсцисса a точки A и будет точкой, удовлетворяющей равенству (25). Действительно, часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

Доказательство теоремы 9 (правила Лопиталя)

Доказательство проведем только для неопределенности типа часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Доопределяем, если это необходимо, функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru равенствами: часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Тогда из условий 1) данной теоремы следует, что эти функции непрерывны в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

Предположим сначала, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , строго монотонно убывая. Так как функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru на интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru удовлетворяет условиям теоремы Лагранжа, то существует часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , такое, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Но из условий теоремы 9 следует, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru при достаточно больших n. Следовательно при тех же n часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Имеем:

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .   (26)

Так как функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru на интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru удовлетворяют условиям теоремы Коши, то существует часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , такое, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , а поскольку часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Подставляя это в (26), получаем:

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .  

Но очевидно, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru строго. Поэтому, применяя условие 2) данной теоремы, получаем, что последний предел равняется b. То есть часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , а это означает, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

Аналогично доказывается, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . По теореме 2 часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

 

Заметим, что из существования предела часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru в общем случае не следует существование предела часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Рассмотрим, например, функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Ясно, что эти функции дифференцируемы при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Далее, так как часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , а часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то по свойству 8 предела функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Очевидно также, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Имеем часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru опять же по свойству 8 предела функции. Однако часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , а последний предел не существует, поскольку часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , а часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru не существует (действительно, если взять последовательность часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то есть нечетные члены полученной последовательности равны –1, а четные равны +1; ср. с пунктом 2) примера 2).

ЧАСТЬ 2: ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИЙ

Лекция 8

Исследование на монотонность и нахождение экстремумов функций

Определение 15. Пусть J – некоторый интервал на действительной прямой. Говорят, что функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru монотонно возрастает (соответственно, строго монотонно возрастает) на J, если часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , таких, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , выполняется неравенство:

  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (соотв., часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru ). (27)

Если неравенства в (27) заменить на противоположные, то получаем определение монотонно убывающей (соотв., строго монотонно убывающей) функции.

 

Теорема 16 (критерий монотонности). Пусть функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru дифференцируема на открытом интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

1) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru монотонно возрастает на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru тогда и только тогда, когда часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

2) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru монотонно убывает на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru тогда и только тогда, когда часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

Доказательство. Докажем лишь пункт 1) (пункт 2) доказывается аналогично). Если часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru монотонно возрастает на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то, заменив в доказательстве теоремы Ферма (теорема 12) a на x и проводя рассуждения по той же схеме, без труда получаем неравенство часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru

Обратно, пусть часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru такие, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . По теореме Лагранжа (теорема 15) существует точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , такая, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Так как часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то из полученного равенства следует часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , или часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

 

Пример 20. Рассмотрим функцию часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Так как часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то из теоремы 16 следует, что эта функция монотонно возрастает на всей действительной прямой. Легко видеть, что на самом деле часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru строго монотонно возрастает на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (докажите это!). При этом, однако, часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

 

Пример 20 показывает, что в полном объеме аналог теоремы 16 не может быть сформулирован для строго монотонных функций. Однако справедлива следующая теорема, доказательство которой дословно повторяет вторую часть доказательства теоремы 16.

Теорема 17. Пусть функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru дифференцируема на открытом интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

1) Если часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru строго монотонно возрастает на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

2) Если часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru строго монотонно убывает на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

 

Определение 16. Точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru называется критической точкой функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , если удовлетворяется одно из следующих трех условий:

1) точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru стационарна, то есть часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (см. теорему 12);

2) в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru производная часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru не существует, однако функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непрерывна в этой точке;

3) функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru имеет разрыв в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

 

Принимая во внимание теорему Ферма, легко видеть, что если функция имеет локальный экстремум в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то эта точка является критической. Обратное неверно ни в одном из случаев, перечисленных в определении 16. Читателю предлагается построить соответствующие графики.

Определение 17. Будем говорить, что функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru меняет знак (соответственно, не меняет знака) при переходе через точку часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , если она определена в некоторой d-окрестности точки a (за исключением, быть может, самой точки a), сохраняет знак на интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и на интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и знаки функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru на этих интервалах различны (соотв., одинаковы). ›

Теорема 18 (достаточное условие экстремума). Пусть функция часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru непрерывна в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Если при переходе через эту точку производная часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru

1) меняет знак "+" на "–", то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru – точка локального максимума;

2) меняет знак "–" на "+", то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru – точка локального минимума;

3) не меняет знака, то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru не является точкой локального экстремума.

Доказательство. 1) Пусть часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , последовательность часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru строго монотонно возрастает к a и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Так как на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru производная данной функции положительна, то по теореме 16 часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru для часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .Применяя свойство 6 предела последовательности и непрерывность функции в точке a, получаем: часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Аналогично, для часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru также получаем часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Остается принять во внимание определение 14.

Пункт 2) доказывается точно так же, как пункт 1).

Докажем 3). Пусть производная до точки a и после точки a имеет знак "+". Рассуждая, как в пункте 1), получаем часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Если бы в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru был экстремум (например, максимум), то существовала бы такая точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Следовательно, часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , Что противоречит (в силу теоремы 17) строго монотонному возрастанию функции на часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Полученное противоречие доказывает, что экстремума в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru нет.

 

Пример 21. Найдем интервалы монотонности и точки локального экстремума функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Очевидно, D(y) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Находим производную и затем приравниваем ее к нулю, чтобы найти критические точки: часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru ; часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Теперь, применяя известный из школьного курса "метод интервалов", заполним таблицу:

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru –3 (–3,2) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru
часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru + +
  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru
    max часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru   часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru min  
             

Напомним, что в первой строке таблицы расписывается область определения функции, раздробленная на интервалы критическими точками. Во второй строке с помощью "пробных точек" вычисляются знаки производных на интервалах дробления. Действительно, если производная непрерывна вне критических точек, то она сохраняет знак на каждом интервале дробления. Поэтому для определения этого знака, достаточно вычислить знак в произвольно взятой "пробной точке" интервала. Например, чтобы вычислить знак производной на интервале часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , достаточно взять, скажем, точку часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , подставить ее в выражение часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и определить знак числа часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Очевидно, это знак "+". Точно так же вычисляются знаки производной на остальных интервалах. Ниже точек –3 и 2 ставим число 0, равное значению производной в этих точках.

В третьей строке, опираясь на теорему 17, стрелками указываем характер монотонности функции на каждом интервале, а также записываем значения функций в критических точках. Ниже этих значений, применяя теорему 18, отмечаем наличие или отсутствие локального экстремума, а также в виде куска графика отображаем поведение функции в окрестности критической точки.

 

Пример 22. Найдем интервалы монотонности и точки локального экстремума функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Имеем: D(y) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru =

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Далее, часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (заметим, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru – кратный корень). Построим таблицу:

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (2,3) (3,5) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru
часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru + + +
  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru
    часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru нет extr     часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru min  

Заметим, что мы не внесли в таблицу значение аргумента часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , так как оно не входит в D(y) и, следовательно, бессмысленно говорить об экстремуме в этой точке.

 

Пример 23. Найдем интервалы монотонности и точки локального экстремума функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Имеем: D(y) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Далее, часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru ( часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru – двукратный корень). Составим таблицу:

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (0,3) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru
часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru + +
  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru
    часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru нет extr   max часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru  
 
             

Заметим, что в примерах 22 и 23 именно двукратные корни производной являлись критическими точками, но не экстремумами соответствующих функций. Легко доказать, что если производная непрерывна и ее корень имеет четную кратность, то он не является точкой экстремума исследуемой функции.

Пример 24. Найдем интервалы монотонности и точки локального экстремума функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Имеем D(y) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , однако можно доказать, что в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru производная часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru не существует (здесь сказывается неблагоприятное влияние члена часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru ). Нетрудно также видеть, что часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru не существует в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (можно сказать, что в этой точке производная равна бесконечности). Если часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Если же часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , то часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Однако этот корень не принадлежит рассматриваемому интервалу и поэтому должен быть отброшен. Итак, мы получили три критические точки (см. определение 15): точки часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , в которых функция непрерывна, но производная не существует, и стационарную точку часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru .

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru –2 (–2,–1) –1 (–1,0) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru  
часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru не сущ. + не сущ. +  
  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru  
    часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru min   max часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru   часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru min    
 
                   

Пример 25. Найдем интервалы монотонности и точки локального экстремума функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Ясно, что D(y) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Для того, чтобы выяснить, является ли данная функция непрерывной в точке часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru , вычислим ее левый и правый предел при часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Имеем: часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru (см. пункт 6) теоремы 8). Однако, по той же теореме часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Поэтому часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru – точка разрыва данной функции и производной в этой точке у нее нет. При часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru :

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Итак, мы получили три критические точки (см. определение 15): стационарные точки часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru и точку разрыва функции часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru . Построим таблицу:

часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru –1 (–1,–0) (0,1) часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru
часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru + не сущ. +
  часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru
    max часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru   часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru max   часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru min  

Так как точка часть 2: производная и ее применение к исследованию функций - student2.ru не подпала под условия теоремы 18, то мы получили нужный нам вывод с учетом вычисленных левого и правого предела. ›

Наши рекомендации