Выбор подвижного состава
При выборе подвижного состава определяется рациональная грузоподъемность и специализация автотранспортного средства. Основанием для выбора подвижного состава для перевозки конкретного груза является: объем перевозок, расстояние транспортирования и характеристика груза.
Дорожные условия характеризуются предельной осевой нагрузкой, предельной скоростью движения, предельными габаритными размерами автотранспортных средств, типом и состоянием дорожного покрытия, наличием подъездных путей к пунктам погрузки и разгрузки грузов и другими параметрами.
Наименование груза: силикатный кирпич.
Для перевозки Силикатного карпича выбираем два автомобиля с бортовой платформой, сравниваем и выбираем наилучший,[4].
Марки автомобилей: 1) КамАЗ-65117.
2) МАЗ-533603-2124.
Для принятого груза значение статического коэффициентаиспользования грузоподъемности gс =0,9. груз относится ко второй категории, [4].
Окончательно модель подвижного состава выбирают на основе принятого критерия эффективности.
Определение рациональной модели АТС проводится в следующей последовательности: определяется число ездок сгрузом, среднесуточный пробег автомобиля, суточная производительность и затраты на транспортирование по статьям затрат. Для сравнимых моделей АТС расчет производится при одинаковых технико-эксплуатационных показателях (Тн, VТ, tnp, 1ег, bе, gс).
1) Число ездок с грузом определяется:
Zеr = Тн VТ bе / (1ег + tnp VТ bе) , (12)
где Zer - число ездок с грузом;
Тн - время пребывания в наряде, ч;
VТ - техническая скорость, км/ч;
bе - коэффициент использования пробега за ездку;
1еr - длина ездки с грузом, км;
tnp - время простоя под погрузкой и разгрузкой за ездку, ч.
=8 ч; β =0,68; =41 км; ч; ч. [Из задания 1 и 2]
V=37 км/ч [7]
Принимаем Zеr = 3.
.
Принимаем Zеr = 3.
2) Среднесуточный пробег:
1сс = 1ег Zеr / bе , (13)
где 1сс - среднесуточный пробег, км.
км;
км.
3) Суточная производительность автомобиля:
W=qycZer, (14)
где W- суточная производительность, т;
q - номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
т ; т. [5].
т;
т.
4) Затраты на транспортирование определяются по прямым затратам:
S = ST + SCM + STO + Sa + Sm + S3n, (15)
где S -затраты на транспортирование за один автомобиле-день, руб.;
Sт - затраты на топливо, руб.;
SCM - затраты на смазочные материалы, руб.;
STO - затраты на ТО и ремонт подвижного состава, руб.;
S3 - амортизационные отчисления по подвижному составу, руб.;
Sm - затраты по износу и ремонту автомобильных шин, руб.;
S3n - заработная плата водителя с начислениями, руб.
5) Затраты на топливо определяются
, (16)
где - затраты на топливо для бортовых автомобилей, руб.;
ЦТ - цена топлива за один литр, руб.;
Не - линейная норма расхода топлива на 100 км, л, [5];
НW - норма расхода топлива на 100 т×км, л. Для дизельных автомобилей равняется 1,3 л; для карбюраторных – 2 л.
,
,
6) Затраты на смазочные материалы:
Scm =0,01*Т(Цм*Нм + Цт1*Нт+Цт*Нс+Цп*Нп), (17)
где Т - суточный расход топлива, л;
Цм - цена за литр моторного масла, руб.;
Нм - норма расхода моторного масла на 100 литров топлива, л,[6];
Ц'т - цена за литр трансмиссионного масла, руб.;
Нт - норма расхода трансмиссионного масла на 100 литров топлива, л;[9]
Цс- цена за литр спецмасла, руб.;
Нс - норма расхода спецмасла на 100 литров топлива, л,[6];
Цп - цена за кг пластичной смазки, руб.;
Нп - норма расхода пластичной смазки на 100 литров топлива,[6].
руб;
руб.
7) Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт:
Sто = Нто*1сс /1000, (18)
Где Нто - норма затрат на ТО и текущий ремонт, установленная на 1000 км, руб.
руб;
руб.
8) Амортизационные отчисления по подвижному составу определяются:
Sa = Hа ∙1сс(Нав+ Нав)/100000, (19)
где Hа - балансовая стоимость автотранспортного средства, руб.;
Нав - норма амортизации на восстановление автотранспортного средства, установленная на 1000 км, %. [1];
Нак - норма амортизации на капитальный ремонт, установленная на 1000 км, %.[7]
руб;
руб.
9) Затраты по износу и ремонту автомобильных шин:
Sш = Цш∙Нш∙1сс∙nш/100000, (20)
где Цш - цена одного комплекта шин, руб.;
Нщ - норма износа шин, установленная на 1000 км. [1];
nш - число шин, установленных на автомобиле.
руб;
руб.
10) Заработная плата водителей-повременщиков:
Sзпс = Нст∙Тн∙1,6∙1,054, (21)
где Нcт -часовая тарифная ставка водителя третьего класса, руб/ч.
руб.
руб;
руб.
Полученные расчетные данные по сравниваемым моделям автомобилей заносятся в таблицу
Таблица 1. - Результаты расчета
Наименование показателей | Результаты расчета, руб. | ||
КамАЗ-65117 | МАЗ-533603-2124 | ||
Заграты на топливо | 1974,69 | 1867,88 | |
Затраты на смазочные материалы | 19,60 | 23,97 | |
Затраты на ТО и текущий ремонт подвижного состава | 76,92 | 81,45 | |
Амортизационные отчисления по подвижному составу | 1176,5 | ||
Затраты по износу и ремонту автомобильных шин | 338,8 | 381,2 | |
6. | Заработная плата водителей с начислениями | ||
/. | Затраты на транспортирование | 10242,01 | |
8. | Производительность автотранспортных средств | 32,4 | 21,6 |
9. | Себестоимость транспортирования од ной тонны | 853,5 | 1284,6 |
11) Экономический эффект от снижения себестоимости транспортирования по сравниваемым моделям автомобилей определяется
Э = . (22)
Э=1284,6-853,5=431 руб.
Себестоимость автомобиля КамАЗ-65117 меньше чем у автомобиля МАЗ-533603-2124. Наиболее выгодно использовать модель автомобиля КамАЗ-65117.
Литература
1. Геронимус Б.Л., Царфин Л.В. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1998.- 192 с.
2. Зязев Ю. Ф. Оптимизация грузопотоков: Методическое пособие к практическим занятиям для студентов инженерного факультета. – Киров: ВГСХА, 2007. - 26 с.
3. Зязев Ю.Ф. Маршрутизация перевозок. Методические указания к практическим занятиям для студентов инженерного факультета. – Киров: ВГСХА, 2003. – 15с.
4. Грузоперевозки: упаковка, маркировка, транспортирование и хранение: ГОСТ-1641-75- М. : Издательство стандартов. 1987.- 12 с.
5. Краткий автомобильный справочник. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1983. – 220 с.
6. Новые нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте - М. : ИНФРЛ – М, 2003. – 74 с.
7. Лиханов В.А., Плотников С.А. Эксплуатационные материалы \ Учебно-методическое пособие дя выполнения курсовой работы. – Киров: Вятская ГСХА, 2003. – 74 с.
8. Савин В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом. Справочное пособие – М. : Издательство»Дело и сервис» 2002. – 544 с.