I. 1. Инерционное поперечные колебания обтекаемые подводных трубопровод
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АТЫРАУСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА
Факультет «Индустриально-технологический»
Кафедра «Технологические машины и транспорт»
Реферат
по дисциплине: Сооружение подводных нефтегазопроводов
на тему: «Инерционное воздействие окружающей воды на подводный трубопровод»
Выполнил: Садуакасов С. А. гр. МТТ-12 р/о
Проверила: Тулегенова О. Ш.
Атырау 2015
Оглавление
Введение
I. Общие сведения
I. 1. Инерционное поперечные колебания обтекаемые подводных трубопровод
I. 2. Возникновение колебаний давления
II. Теоретическая часть инерционных колебаний на подводных трубопроводах
II. 1. Сила сопротивления при колебаниях подводных трубопроводов
II. 2. Колебание трубопроводов
Заключение
Список литературы
Введение
Трубопроводный транспорт является одним из самых экономичных и надежных способов для доставки жидких и газообразных энергоносителей на значительные расстояния. Технические и эксплуатационные характеристики этих трубопроводов обеспечиваются за счет выбора труб с необходимыми физико-механическими свойствами металла, изоляционного покрытия и конструктивных решений. В процессе длительной эксплуатации внешние условия среды и технические характеристики трубопровода изменяются, в результате чего, заложенные при проектировании запасы прочности, надежности и безопасности могут быть исчерпаны, а трубопровод перейти в состояние, при котором возможно его разрушение.
В настоящее время значительная часть потенциально опасных промышленных объектов России, в том числе и трубопроводов (сухопутных и подводных), выработала гарантийные сроки эксплуатации, предусмотренные проектными решениями. Это относится не только к сухопутным трубопроводам, но и к подводным (морским, речным). Причем именно подводные трубопроводы работают в наиболее сложных и труднодоступных условиях. По некоторым экспертным оценкам, идет рост аварийных отказов на магистральных трубопроводах, и в отдельные годы достигает 80-100 случаев. Высокая аварийность данных трубопроводов, по мнению специалистов, была заложена уже на стадии проектирования, так как одним из основных требований было снижение стоимости проекта без необходимого обоснования надежности и безопасности сооружений.
I. Общие сведения
На обтекаемый морским или речным течением подводный трубопровод действует горизонтальная сила вязкого сопротивления, пропорциональная квадрату скорости потока воды. При этом если окружающая среда стратифицирована, то обтекаемый потоком трубопровод будет генерировать внутренние волны, вследствие чего возникнет дополнительное волновое сопротивление. Условия, благоприятствующие возникновению внутренних волн при обтекании подводного трубопровода, могут создавать придонные мутьевые потоки, возникающие при подъеме со дна твердых микро и мелкозернистых частиц грунта. Эффективная плотность таких потоков может превышать плотность чистой воды на 10 % и более, а толщина − достигать нескольких десятков метров. Придонные потоки разделяют, в частности, на так называемые грязевые потоки и взвесенесущие турбулентные течения. Первые — концентрированные донные пограничные слои плотностью более 0,01 г/см3 . На такие потоки большое влияние оказывают приливы и волны. Вторые — взвесенесущие турбулентные потоки плотностью менее 0,01 г/см3. Однако непосредственно у дна последние имеют более высокую концентрацию взвешенных частиц. Используемые в настоящем анализе подходы к расчету силовых воздействий на подводный трубопровод, связанных с образованием внутренних волн в стратифицированном потоке, основаны на результатах работ авторов. Эти работы были выполнены в целях изучения возмущений морской поверхности, возникающих при обтекании глубинных препятствий стратифицированным морским течением. Важнейшими величинами, подлежавшими определению в этих работах, являлись комплексный потенциал и комплексная скорость возмущенного препятствием потока. В настоящем анализа проведения графика через эти величины определяются дополнительные силовые воздействия на трубопровод.
I. 1. Инерционное поперечные колебания обтекаемые подводных трубопровод
При обтекании трубопровода потоком жидкости возникают не только гидродинамические силы, обусловливающие его колебания, окружающая трубопровод вода оказывает также инерционное и демпфирующее воздействие.
Инерционное влияние воды заключается в следующем. Окружающая колеблющийся трубопровод вода вовлекается в колебательное движение и оказывает дополнительное воздействие на колеблющуюся систему, т. е. к силам инерции колеблющегося трубопровода добавляется инерционное воздействие так называемой присоединенной массы жидкости. Обычно под присоединенной массой жидкости понимается отношение составляющей гидродинамического давления, действующей в одной фазе с силами инерции конструкции, к ускорению соответствующей точки этой конструкции.
В настоящее время вопросам определения присоединенной массы жидкости применительно к различным элементам гидротехнических сооружений посвящено большое число теоретических и экспериментальных исследований. Теоретические исследования поперечных колебаний стержней в жидкости развиваются по двум направлениям. В первом направлении при решении данной задачи граничные условия для потенциала скорости принимаются на изогнутой поверхности стержня. Присоединенная масса жидкости в этом случае может быть определена по формулам гидродинамики.
Во втором направлении при исследовании гидроупругости решаются две независимые задачи— задача гидродинамики и задача теории колебании. При таком подходе сначала определяется форма колебаний конструкции в пустоте, затем инерционное и демпфирующее влияния жидкости, при этом форма колебаний принимается такой же, как и в пустоте. В этом случае задача о колебаниях конструкции в жидкости уже не является в строгом смысле задачей гидроупругости, поскольку теряется зависимость гидродинамического давления на конструкцию от деформации последней. Сопоставление результатов расчетов, выполненных по методам обоих направлений, с данными экспериментов показывает хорошее совпадение.
Решение задач по методам первого направления весьма затруднительно, поэтому в настоящее время для практических расчетов в основном используют методы второго направления (упрощенная задача гидроупругости), применяя которые можно получить решение для инерционного и демпфирующего воздействии водной среды на колебания некоторых элементов сооружений.
При решении задачи упругих колебаний стержней в безграничной жидкости получаются сложные выражения для определения присоединенной массы или частоты собственных колебаний стержней в жидкости. Поэтому некоторые исследователи считают, что для упругоколеблющегося стержня присоединенную массу жидкости можно принимать как и для абсолютной жесткой балки, т. е. величина присоединенной массы не зависит от формы колебаний.