ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Министерство финансов Российской Федерации
Всероссийская государственная налоговая академия
ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА
Учебная программа для заочного отделения
Направление подготовки 080100 «Экономика»
Москва 2011
ББК
Авторы:
профессор кафедры математики
доктор физико-математических наук, профессор С.Я. Секерж-Зенькович,
старший преподаватель кафедры математики
кандидат педагогических наук О.В. Охтеменко
Рецензент:
заведующий кафедрой математики,
Кандидат физико-математических наук, доцент В.Г.Феклин
© ВГНА Минфина России, 2011
© Секерж-Зенькович С.Я., Охтеменко О.В. 2011
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Курс линейной алгебры наряду с курсом математического анализа является базовым в математическом образовании студентов-экономистов. Преподавание линейной алгебры преследует цели: ознакомить студентов с основами математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач экономики; привить студентам навыки самостоятельного изучения литературы по линейной алгебре; развить логическое и алгоритмическое мышление; воспитать абстрактное мышление и умение строго излагать свои мысли.
Задачами изучения дисциплины является обучение студентов работе с основными математическими понятиями и методами решения задач линейной алгебры для применения: в расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Для успешного освоения учебной дисциплины необходимы знания алгебры, начал анализа и геометрии в рамках школьного курса математики.
Умения и навыки, получаемые при освоении дисциплины «Линейная алгебра», предназначены для использования во многих последующих курсах дисциплин, таких как, теория вероятностей и математическая статистика, эконометрика, финансовая математика, математическая экономика, методы принятия оптимальных решений, курсы продвинутого уровня по статистике, дисциплин экономического профиля, а также при подготовке студентами магистерских диссертаций.
Изучение дисциплины «Линейная алгебра» направлено на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций (ПК):
расчетно-экономическая деятельность
- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
педагогическая деятельность
- способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) знать:
- о роли линейной алгебры и аналитической геометрии как инструмента познания (З-1)
- математический аппарат, используемый в линейной алгебре и аналитической геометрии (основные понятия и теоремы линейной алгебры: матрицы, операции над ними, ранг матрицы; определитель матрицы; системы линейных алгебраических уравнений, их формы записи, анализ и методы решения; векторное пространство, его базисы, подпространства и линейные преобразования; квадратичные формы (З-2);
- методы построения математических моделей экономических объектов, явлений и процессов (З-3);
- основные прикладные компьютерные программы и пакеты, используемые при математических исследованиях, и возможности их применения (З-4).
2) уметь:
- пользоваться методами линейной алгебры для формализации
прикладных задач, в том числе экономических (У-1);
- применять аппарат линейной алгебры к построенной модели (выполнять алгебраические операции над матрицами, находить ее ранг и обратную матрицу; вычислять определитель матрицы; записывать в разных формах системы линейных алгебраических уравнений и находить общее решение системы уравнений; находить базис векторного пространства и его подпространств, для линейного преобразования векторного пространства находить его матрицу, а также собственные значения и собственные векторы; приводить квадратичную форму к каноническому виду) (У-2);
- сравнивать различные методы и модели для принятия оптимального решения (У-3);
- использовать результаты математического исследования для прогноза и принятия обоснованных экономических решений (У-4);
- анализировать точность оценивания модели (У-5);
- интерпретировать полученные результаты с точки зрения экономической сущности исследуемого явления или процесса (У-6);
- использовать прикладные компьютерные программы при проведении исследований (У-7).
3) владеть навыками:
- формализации реальной экономической задачи (Н-1);
- выбора метода исследования (Н-2);
- проверки выполнения предпосылок, лежащих в основе модели (Н-3);
- построения математической модели и оценки ее параметров (Н-4);
- использования инструментария линейной алгебры и аналитической геометрии (Н-5);
- проверки адекватности модели реальной ситуации (Н-6);
- использования прикладных компьютерных программ при решении задач (Н-7).
Формирование перечисленных компетенций сопровождается следующими знаниями, умениями и навыками, которые приобретаются в процессе изучения линейной алгебры.
Компетенции | Знания, умения, навыки |
способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3) | Знания: З-2, З-3 Умения: У-1, У-2, У-3, У-4 Навыки: Н-2, Н-4, Н-5, Н-6 |
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4) | Знания: З-2, З-3 Умения: У-1 Навыки: Н-1, Н-2, Н-3 |
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5) | Знания: З-2, З-3 Умения: У-1, У-2, У-3, У-4, У-5, У-6 Навыки: Н-2, Н-3, Н-4, Н-5, Н-6 |
способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6) | Знания: З-1, З-2, З-3, З-4 Умения: У-1, У-2, У-3, У-4, У-5, У-6, У-7 Навыки: Н-1, Н-2, Н-3, Н-4, Н-5, Н-6, Н-7 |
способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12) | Знания: З-1, З-4 Умения: У-1, У-7 Навыки: Н-1, Н-7 |
способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15) | Знания: З-2, З-4 Умения: У-1, У-2, У-7 Навыки: Н-1, Н-2, Н-4, Н-7 |