Ознакомление с буквами

Основное назначение рассматриваемого пособия, как неоднократно говорилось, – развитие восприятия речи, формирование звукового анализа и синтеза. Это значит, что внимание и деятельность детей направлены в основном на звуки речи, а не на буквы.

Ученики лишь знакомятся с печатными буквами, обозначающими соответствующие звуки: А, а; О, о; ы; У, у; И, и; Э, э Их постоянно используют дети, заменяя в схемах звукового состава слов фишки, обозначающие гласные звуки, буквами. В пособии имеются также упражнения, направленные на соотнесение звука с буквой, но не включены задания по изучению самой буквы. Однако каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена учащимися. Учителю необходимо использовать для этой цели разнообразные методические рекомендации, имеющиеся в литературе.

В период подготовки к обучению грамоте наиболее целесообразен интегрированный урок: одна часть урока отводится на устную работу по уточнению фонематических представлений учащихся, по звуковому анализу и синтезу, практическому ознакомлению с предложением, а другая часть – на подготовку к формированию графического навыка письма (Рекомендуется использовать тетрадь на печатной основе (см.: Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать – Смоленск, 1998)) (4 раза в неделю) и на ознакомительное чтение детской художественной литературы (другие 4 раза в неделю).

Творчество учителя

(Материал подготовлен И.Н.Павленко, зам. директора учебно-воспитательного комплекса "Детский сад – начальная школа" № 1633 Москвы.)

Учебное пособие "Звуки речи, слова, предложения - что это?" предоставляет учителю широкие возможности для творчества. Важно осуществлять общую направленность пособия, использовать хорошо подобранный в нем речевой материал. Для создания у детей наибольшего интереса на занятиях целесообразно заменять картинный материал пособия игрушками, муляжами овощей, фруктов, грибов, реальными предметами (посуда, письменные принадлежности, обувь и т.д.).

Педагоги, в достаточной мере освоившие технологию подготовки к обучению грамоте, дополняют рекомендуемую авторами пособия работу по обогащению и активизации словаря детей, в частности, занимаются расширением синонимического ряда слов в их речи. Одно из первых заданий пособия уже предоставляет эту возможность.

Доктор Айболит помогает всем зверям. Следовательно, какой он? (Добрый, заботливый, внимательный и т.д.) Дети выделили звук [о] в слове зонт. Они должны дорисовать дождь. Рисование можно предвосхитить беседой. Как назвать сильный дождь одним словом? (Ливень.) Если это ливень, как можно сказать о том, как он идет? (Льет, хлещет, шумит.) А если это слабый дождик, то как можно сказать о нем? (Моросит, капает.)

Целесообразно использовать для подбора синонимов загадки. Ученики последовательно выделили звуки в слове лиса. Далее им предлагается загадка:

Рыжая плутовка из леса пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Кто это?

После того как дети нашли отгадку, им предлагается вопрос о том, быстро ли бежала лиса, утащив кур. Как по-другому можно сказать? ("Бежала быстро" – мчалась, неслась, летела, как ветер.) Учащиеся проявляют живой интерес к многозначности слова.

Подбор слов пособия предоставляет для этого широкое поле деятельности: лук – растение и лук – оружие; игла швейная и игла у ежа; шишка еловая, сосновая и шишка на лбу от удара; идут часы, идет человек и т.д.

Большой ценностью для обогащения речи учащихся является подбор антонимов.

Этой цели служит игра "Скажи наоборот": река глубокая – река________; хвост длинный – хвост_________; волны высокие – волны __________ ; моряк храбрый – моряк ________; гном добрый, а ведьма__________. Учителя широко используют для подбора антонимов сюжетные картинки пособия. Ученикам предлагается внимательно рассмотреть картинку, например, "Игра в футбол" (изучение звука [ф]), показать и сказать, кто из мальчиков бежит, а кто стоит, кто бежит быстро, кто медленно, кто смелый, а кто робкий. Такие задания воспитывают у детей наблюдательность, приучают более осмысленно рассматривать иллюстрации.

Большую трудность вызывает у детей правильное употребление форм родительного падежа имен существительных во множественном числе. В коррекционной работе используются разнообразные игры и игровые приемы. Например, к ученикам в гости "пришел" Мишка, он принес игрушки. Мишка вынимает их из своего мешка, ученики называют появляющиеся игрушки (например, 3 матрешки, 2 лошадки, 3 шарика и т.д.). Затем Мишка просит детей закрыть глаза. Учитель убирает несколько предметов, например лошадок и матрешек. По команде Мишки ученики открывают глаза и перечисляют, чего не стало (трех матрешек, двух лошадок). Подобные игры педагоги проводят с овощами, посудой, спортивным инвентарем. Некоторые дети не могут назвать части лица (брови, ресницы, ноздри) и тем более не умеют правильно употреблять эти слова в родительном падеже множественного числа. Учителя придумали игру "Чего не видно?". Ученики рассматривают на рисунке лицо мальчика (рисунок дан в пособии в связи с изучением звуков [о], [у]); по команде учителя они закрывают полоской бумаги то волосы, то глаза, то брови мальчика и говорят о том, чего не видно (нет бровей, не видно волос и т.д.). Эти задания интересны ученикам, создают благоприятный эмоциональный настрой, несмотря на то, что правильный ответ требует преодоления значительных трудностей.

Многие ученики не знакомы с названиями детенышей домашних и диких животных. Трудность для них представляет также употребление этих слов в родительном падеже множественного числа. Коррекцию этих недостатков речи можно проводить в связи с любым упражнением, где дан материал о животных. Учитель, показывая рисунки, например, кошки, коровы, говорит: "Кошка вылизывает (моет) своих деток. Как называются ее детки? Кого моет кошка? Корова пошла кормить своего детеныша. Как называется детеныш коровы? Кого кормит корова? А если у коровы два теленка, кого кормит корова?"

С большим удовольствием слушают ученики отрывок из сказки К.И. Чуковского "Путаница":

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И дав аи реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Педагог предлагает детям сказать, какие звуки в действительности издают свиньи, кошки, утки, куры, коровы, воробьи, медведи. Затем просит назвать детенышей зверей и птиц: "У кошки... (котята). У утки... (утята)" и т.д. Эту работу целесообразно проводить воспитателю во внеурочное время. Чтение воспитателем русской народной сказки "Теремок" и последующая работа с нею также направлена на коррекцию и развитие речи, эмоций, двигательной наблюдательности детей. Педагоги просят назвать всех, кто поселился в теремке, сказать, сколько зверей набралось в теремке, объяснить, почему мышку называли погрызухой, почему медведь разрушил теремок. Далее дети показывают движения каждого животного и готовят драматизацию сказки.

Для развития умения образовывать прилагательные от существительных используют сюжетно-ролевые игры. Например, игра "Кафе". Двое ребят выполняют роли продавцов, а остальные - покупателей. Дети представили, что на улице очень жарко и всем хочется пить. Они по очереди заходят в "кафе". Каждый должен выбрать и назвать сок или сорт мороженого, который хочет получить (сливовый, виноградный, лимонный; клубничное, земляничное и т.д.). "Продавцы" отпускают соки и мороженое, говоря: "Пожалуйста, яблочный сок", "Вам сливочное мороженое" и т.д.

Для детей, коррекция развития которых осуществляется в относительно быстром темпе, мы расширяем круг конкретных и общих понятий. Вот несколько примеров.

Накануне урока на тему "Гласный звук [о]", где встречаются слова гнездо, дупло, воспитатель показал диафильм "Как готовятся животные к зиме": медведь ищет берлогу, белочка в дупле запасает орехи и грибы, еж и хомяк подыскивают себе норки. На уроке ученики вспоминали названия жилищ диких зверей, а затем определяли, имеется ли в этих словах звук [о]. Упражнения, где речь идет о ягодах, цветах, продуктах, служат также для расширения классификации: ягоды – садовые и лесные; цветы – полевые, садовые; продукты – молочные, мясные, кондитерские. Педагоги используют при этом ряд игровых приемов. Например, в ходе игры "Угадай профессию" детям предлагаются предметы, по которым они определяют профессию человека, использующего их.

Дети любят отгадывать загадки. Вместе с тем целенаправленная систематическая работа по созданию загадок-описаний самими детьми способствует развитию внимания, наблюдательности, мышления, обогащает лексику учащихся словами, которых так мало в их употреблении, – названиями признаков предметов.

Сравнивая стихотворения и загадки, ученики определяют, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. Для этого подбираем стихотворения и загадки близкие по тематике. Например:

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

(А.К. Толстой.)

Учитель просит определить, загадка ли прочитанный им текст, и обосновать свое мнение. Как правило, учащиеся говорят "Что угадывать? Здесь и так все сказали" Под руководством педагога они рассказывают о том, что в стихотворении говорится о цветах – колокольчиках, о том, где они растут (в степи – "степные"), и об их цвете ("темноголубые").

Учитель читает другой стихотворный текст. В поле сестрички стоят, Желтые глазки на небо глядят. У каждой сестрички – Белые реснички Дети определяют, загадку они услышали или стихотворение. Доказывают, что это загадка: "Про кого это?", "Вы нам не сказали, про каких сестричек написано". Учитель соглашается с тем, что предмет не назван, следовательно, это загадка. Вместо цветка названо другое слово – "сестрички", значит эти цветы очень похожи друг на друга, как сестры. Кроме того, дано описание этого цветка. Учащиеся говорят, что у этих цветов "желтые глазки", что "глаза" смотрят вверх ("на небо глядят"). Помня о том, что дети часто неадекватно соотносят слово с предметом, педагог просит показать свои ресницы.

Далее спрашивает, что сказано в загадке о цвете "ресничек". Некоторые ученики предполагают, что отгадка – подсолнух. Остальные доказывают, что серединка подсолнуха не желтая, а "реснички" - лепестки – желтые, а не белые. "Это ромашки" – таков итог обсуждения Аналогичная работа по сравнению загадки и стихотворения идет, например, с текстами:

Кто на елке, на суку Счет ведет: "Ку-ку... ку-ку"? (Е. Трутнева)

Гусь гуляет по дорожке, Гусь играет на гармошке, И гордится гармонист: – Я га-гага – голосист! (В Викторов)

Внимание детей привлекается также к тому, что и в загадке, и в стихотворении есть рифма. Постепенно усложняется анализ загадок. Например, загадка о лягушке:

Выпуча глаза сидит, Не по-русски говорит, Родилась в воде, А живет на земле.

Сначала дети определяют, о живом или неживом предмете эта загадка. Они догадываются, что о живом, так как он (предмет) сидит, говорит, живет. Затем обсуждают, кто рождается в воде, а жить может на земле (жаба, лягушка, комар). Выясняют, что животное с выпученными глазами – это лягушка или жаба, привлекаются иллюстрации с изображением этих животных. И наконец разбирается смысл фразы "не по-русски говорит", т.е. квакает.

Итог этой работы – вывод учащихся о том, что и в стихотворениях, и в загадках говорится о каких-нибудь предметах, явлениях природы, обязательно есть рифма. Но в загадках предмет не назван, сообщаются только его важные характерные признаки, иногда называется другой предмет, похожий на задуманный.

Далее школьники учатся сами составлять загадки. Сначала их учат выделять существенные признаки предметов, не ставя задачу подбирать рифмы. Как правило, работа идет коллективно. Например, ученики решили загадать загадку о Колобке. Друг друга дополняя, они описывают его так: "Это герой русской народной сказки, он очень хитрый и смелый. Он круглый. У него нет рук и ног. А сделан он из теста. Любит петь песенку".

Постепенно дети начинают самостоятельно придумывать загадки. Особенно подходит для этой цели игра "Чудесный мешочек". Предмет, о котором составлена загадка, лежит в мешочке. Ребенок говорит: "Это фрукт. Он овальной формы, желтого цвета. Очень кислый". (Лимон.) Научившись создавать загадки, дети с удовольствием занимаются этим во внеурочное время.

Рассказанное – лишь часть тех возможностей, которые дает для творчества учителя учебно-методический комплект по подготовке детей к обучению грамоте. Опыт показывает, что наибольшую эффективность имеют те уроки, которые проходят интегративно, то есть наряду с задачами по формированию у школьников звукового анализа и синтеза решаются задачи уточнения и развития словарного запаса, грамматического строя речи, ознакомления с детской художественной литературой. При этом используются разнообразные формы организации и виды деятельности учеников. Это способствует содержательному наполнению занятий, созданию положительного эмоционального настроя и формированию интереса детей к родному языку.

Рекомендуемая литература

Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В. Волина. – М., 1991.

Львов М-Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1993.

Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994.

Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе: Пособие для учителя / Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А Цыпиной. – М., 1992.

Потапова Е. Н. Радость познания. – М., 1990

Почитаем – поиграем / Авт.- сост. Н.А. Цыпина, И.Н. Волкова. – М., 1995.

Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.

Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? – Смоленск, 1998.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. – Смоленск, 1998.

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1964.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М., 1990.

Шестилетние дети: проблемы и исследования. – Н. Новгород, 1993.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

Приложение

Наши рекомендации