Подвижные игры и физкультурные упражнения игрового характера

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, лент) и других мел­ких предметов, игрушек на занятиях физической культурой и во время других режимных моментов — гимнастика до занятий, физкультурные минутки и динамические паузы меж­ду занятиями, спортивные часы в группе продленного дня, подвижные игры на прогулке и т.д. — открывают педагогу широкий спектр возможностей для выработки у детей коор­динированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц кисти. Их преимущество по сравнению с таки­ми видами детской деятельности, как рисование, графическая подготовка, лепка, заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять достаточно боль­шое число упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, так как все упражнения носят боль­шей частью игровой характер.

Перемени предмет

Команды выстраиваются в две колонны. На расстоянии 5—7 метров напротив команд кладется по обручу. У первых номеров в руках кегля или кубик. По команде «Марш!» пер­вые номера добегают до своего обруча, ставят в центр кеглю, берут обруч, бегом возвращаются назад, передают обруч вто­рому номеру и встают в конец своей команды. Второй номер, получив обруч, добегает до кегли, кладет сверху обруч, берет кеглю, бегом возвращается назад, передает кеглю третьему номеру и встает в конец своей команды. Третий номер повто­ряет действия первого и т.д., пока первый номер не вернется на свое место.

Передай мяч

Команды садятся на пол в затылок друг другу, ноги врозь. У первого играющего в руках мяч. Напротив команд на рас­стоянии 5—7 метров стоит по кегле. По команде «Марш!» первый номер поднимает руки вверх и передает мяч назад — второму, второй — третьему и т.д., пока мяч не окажется в руках у последнего. Последний игрок с мячом в руках вска­кивает, бежит до кегли, обегает ее, возвращается к своей ко­манде, поворачивается, садится (ноги врозь) перед первым игроком, поднимает руки с мячом вверх и передает мяч назад. Эстафета продолжается до тех пор, пока первый номер не окажется снова впереди и не поднимет руки с мячом вверх.

Посадка картошки

Напротив команд обозначаются мелом три крестика — на расстоянии 2, 4 и 6 метров от старта — и ставится кегля на расстоянии 8 метров от линии старта. У первых номеров в руках три мешочка с песком — «картошка». По команде «Марш!» первые номера раскладывают мешочки на крести­ки, обегают кеглю, возвращаются к своей команде, дотрагива­ются рукой до кегли второго играющего и встают в конец команды. Вторые номера собирают «картошку» — забирают мешочки с крестиков, обегают кеглю, возвращаются к своей команде и передают мешочки («картошку») третьему номеру, а сами встают в конец своей команды. Третий номер повто­ряет действия первого и т.д., пока первый номер не вернется на свое место.

Эстафеты с предметами

Основу всех игровых заданий в эстафетах составляет глав­ное требование к участникам — правильно изобразить фигу­ры из предметов (гимнастических палок, обручей, кубиков) в условиях ограниченного времени. Форма фигур и количество входящих в нее элементов зависят от численного состава ко­манд.

Для быстрой организации эстафет взрослому необходимо иметь схемы всех вариантов фигур, изображенных на карто­не. После деления детей на команды руководитель показы­вает фигуру, которую нужно составить из 3, 4, 5 и более пред­метов (в зависимости от количества детей в каждой коман­де).

Цветные квадраты

Для этой эстафеты требуется 2—3 набора маленьких (с ребром 2,5—3 см) кубиков. В каждом наборе по 16 кубиков с разноцветными гранями (красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая, белая). Группа делится на 2—3 команды. На рас­стоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой ко­манды кладется по обручу, а в них — наборы кубиков, рассы­панных в беспорядке. Команды строятся, и педагог объявля­ет, кто какой цвет будет собирать. Например, первые — красный, вторые — синий, третьи — зеленый, четвертые — желтый, пятые — коричневый, шестые — белый и т.д. По команде «Марш!» первые участники добегают до своих об­ручей, быстро, поочередно переворачивая каждый кубик, ста­вят их красной гранью кверху и собирают из них квадрат. Затем бегом возвращаются к своей команде, касаются ру­кой второго участника и встают в конец колонны. Вторые номера выполняют те же действия, только построить они должны синий квадрат. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание и направляющие вернутся на свои места.

Составь слово

Для эстафеты необходимо иметь 3—4 набора кубиков с буквами (ребро кубика 7 см) и полоски бумаги со словами из 3, 4, 5, 6 букв. Группа детей делится на 2—3 команды. На расстоянии б 7 метров от линии старта напротив каждой команды укладывается полоска бумаги со словом; рядом с полосками в малых обручах находится соответствующее ко­личество кубиков с буквами. По команде «Марш!» первые участники эстафеты подбегают к своим полоскам, перебирая кубики в обруче, находят нужную букву, устанавливают ку­бик под первой буквой на полоске так, чтобы буква была на верхней грани, бегом возвращаются назад, дотрагиваются до руки второго участника и встают в конец своей колонны. Вторые участники устанавливают вторую букву и т.д. По окончании эстафеты педагог вместе с детьми подходит к сло­женным словам и оценивает действия команд. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.

Подбор слов осуществляется с учетом численного состава команд.

Варианты проведения эстафеты с двумя командами:

— обе команды составляют одно слово;

— команды составляют разные слова, но с одинаковым количеством букв;

— команды, состоящие из шести человек, собирают два слова из трех букв, из семи человек — слово из трех и слово из четырех букв и т.д.

Подвижные игры и физкультурные упражнения игрового характера - student2.ru

Таким образом, своевременно начатая и проводимая сис­тематически, в строгом соответствии с определенной про­граммой работа взрослых по развитию школьно-значимых

функций и коррекции их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста, с одной стороны, позволяет профилактировать формирование ситуации их академи­ческой неуспешности. С другой стороны, она способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учеб­ной деятельности и помогает младшим школьникам более эффективно овладевать общеучебными и предметными умениями в рамках наиболее приятной и близкой им игровой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К., Зотова М.К. Опре­деление и коррекция готовности детей к обучению в школе. Новосибирск, 1990.

Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчико­вый игротренинг // Начальная школа. 1999. № 8.

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1—4-х классах вспомогательной школы. М., 1987.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудно­сти в обучении детей. М., 1998.

Бабаева Т.И. У школьного порога. М., 1995.

Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. Харьков, 1998.

Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких дви­жений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития / Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.

Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у де­тей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4.

Игры и упражнения по развитию умственных способнос­тей у детей дошкольного возраста. М., 1989.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.

Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьни­ку. М., 1997.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дош­кольников. М., 1990.

Нодельман В.И., Арсентьева О.В. Формирование и кор­рекция слухо-зрительно-двигательных координаций средства­ми игры у детей при подготовке к обучению грамоте / Воп­росы диагностики и коррекции развития детей с ограничен­ными возможностями. Иркутск, 1997.

Потапова Е.Н. Радость познания. М., 1990.

Развитие познавательных способностей в процессе дош­кольного воспитания. М., 1986.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб., 1997.

Степанова О.А. Игровая школа мышления. М., 2003.

Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.

Филиппова О.С. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. СПб., 1999.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999, и др.

Чего на свете не бывает? М., 1991.

Чутко Н.Я. Чтобы не дремали мысли. М., 2000.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

Содержание

Дефицит в развитии школьно-значимых функций как одна из причин школьной неуспешности ............................................

Технология конструирования игровых программ развития школьно-значимых функций и коррекции их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста ..................................................

Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекции их недостатков ...................................

Программа развития пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков ...................................

Программа развития слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков ..................................

Программа развития сенсомоторных координаций и коррекции их недостатков..................................

Программа развития точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекции их недостатков .....................................................

Литература..............................................................

Наши рекомендации