Примеры записи имен переменных
Лабораторная работа № 1
Ввычислениее арифметических выражений на язык С/С++.
Цель работы: изучить правила описания переменных, констант.
Задание.Составить описания для заданных переменных. Записать на языке С++ числовые константы. Записать на языке С/С++ арифметические выражения.
Теоретические сведения
Алфавит языка
При написании программ на алгоритмическом языке можно пользоваться лишь символами, предусмотренными алфавитом этого языка.
Алфавит языка C/С++ включает в себя следующие символы.
Строчные и прописные буквы латинского алфавита
|а|b|с| ... |x|y|z|A|B|C| ... |X|Y|Z|
Арабские цифры
|0|1 |2| ...|9|
Специальные символы
|+|-|*|/| = |>|>=|< |<=|==|!|.|,|:|;|’|(|)|[|]|{| |}|&|@|$|#|
Язык C/С++ также включается набор зарезервированных слов, имеющих строго определенное назначение. Например, слова IF, ELSE используются в условном операторе, слово DEFAULT обозначает выбор по умолчанию.
Константы и переменные
Константы
Константами являются программные элементы, имеющие определенный тип и не меняющие своего значения при выполнении программы. В качестве констант на языке C/С++ используются целые и вещественные числа, логические значения, символы и строки.
Целые числа записываются со знаком или без него по обычным арифметическим правилам.
Например: 15 +1000 -47 02
Вещественные числа могут записываться либо в форме десятичного числа, либо в экспоненциальной форме.
В записи десятичного числа целая часть отделяется от дробной части точкой.
Например:2.5 -14.0 +0.33 0.0
Числа в экспоненциальной форме имеют вид: а .10р , где a являетсямантиссой; р - десятичным порядком.
На языке C/С++ числа с порядком записываются с использованием буквы Е, за которой следует порядок. Буква Е читается как «умножить на 10 в степени».
Мантисса может быть целым или десятичным числом. Порядок всегда является целым числом. Следует помнить, что в написании вещественного числа с порядком должны обязательно присутствовать мантисса и порядок.
Примеры записи чисел с порядком
Математическая запись | Запись на языкеС/С++ |
3,14.105 | 3.14Е5 |
-17.10-2 | -17Е-2 |
25,625 | 2.5625Е1 |
10-6 | 1Е-6 |
0,00048 | 4.8Е-4 |
Символьная константа - это любой символ ПК, заключенный в апострофы, например: ‘7’ или ‘S’ или ‘ *’.
Строковая константа (строка) - любая последовательность символов из набора символов ПК, заключенная в кавычки, например:
"Х="
"Максимальное значение ="
Строки используются также при выводе текстов и оформлении комментариев.
Переменные
Программа оперирует информацией, представленной в виде различных объектов и величин. Переменная – это символическое обозначение величины в программе. Как ясно из названия, значение переменной (или величина, которую она обозначает) во время выполнения программы может изменяться.
С точки зрения архитектуры компьютера, переменная – это символическое обозначение ячейки оперативной памяти программы, в которой хранятся данные. Содержимое этой ячейки – это текущее значение переменной.
В языке C/С++ прежде чем использовать переменную, ее необходимо объявить.
В объявлении переменной первым стоит название типа переменной, а затем идентификатор или имя переменной. Тип переменной определяет, какие возможные значения эта переменная может принимать и какие операции можно выполнять над данной переменной. Тип переменной изменить нельзя, т.е. пока переменная существует, она всегда будет описанного типа.
Имя представляет собой последовательность латинских букв и цифр, которая начинается с буквы. В имени может присутствовать символ подчеркивания. Длина имени составляет от 1 до 63 символов. Следует помнить, что пробелы не должны входить в написание имени.
Примеры записи имен переменных
Математическая запись | x | ap | y1 | α | ∑ | d-21 |
Запись на языке С/С++ | x | ap | y1 | alpha | S | d_27 |
С точки зрения компьютера все данные в памяти - это числа (более точно - наборы нулей и единиц). Тем не менее, и вы (и компьютер) знаете, что с целыми и дробными числами работают по-разному. Поэтому в каждом языке программирования есть разные типы данных (переменных), для обработки которых используются разные методы. Основными данными в языке С/С++ являются
- целые переменные (тип int - от английского integer - целый) занимают 2 или 4 байта в памяти;
- вещественные переменные, которые могут иметь дробную часть (тип float – от английского floating point - плавающая точка), занимают 4 байта в памяти;
-символы (тип char - от английского character - символ) занимают 1 байт в памяти.
Типы задаются стандартными зарезервированными словами:
int - целый тип;
long – длинный целый тип;
short – целый тип с меньшим диапазоном;
float - вещественный тип;
double - вещественный тип с двойной точностью;
char - символьный тип;
Для использования все переменные необходимо объявлять - то есть сказать компьютеру, чтобы он выделил для них ячейку памяти нужного размера и присвоил ей нужное имя. Переменные обычно объявляются в начале программы. Для объявления надо написать название типа переменных (int, float или char и др.), а затем через запятую имена всех объявляемых этим типом переменных. При желании можно сразу записать в новую ячейку нужное число, как показано в примерах ниже. Если переменной не присваивается никакого значения, то в ней находится "мусор", то есть то, что было там раньше.
По описанию переменной в памяти компьютера резервируется ячейка для хранения ее значения. В зависимости от объявленного типа переменной ячейка может иметь разную внутреннюю структуру, т.е. содержать различное число байт.