Список студентов 2 курса ДО.1 группа факультета психологии
Форма обучения: Дошкольное образование. Специальность 050100 “Педагогическое образование”
Предмет: Детская литература
№ | ФИО | Контрольная точка №1. Теория. | Контрольная точка №2. Теория. | Контрольная точка №3. Практика | Экзамен |
Вид работы | Презентация №1. Первый вопрос билета Изготовление презентации не менее 50 слайдов в PowerPoint с тестовыми заданиями не менее 10 заданий (см. образец!!!!!!!!) | Презентация №2. Второй вопрос билета Изготовление презентации не менее 50 слайдов в PowerPoint с тестовыми заданиями не менее 10 заданий (см. образец!!!!!!!!) | Практическое задание: Кроссворд или Викторина или Интерактивная форма проверки знаний. (не менее 30 заданий) | Дискуссия | |
1. | Баранова Александра | Литература как искусство. Детская литература – своеобразная область общей литературы. | Иллюстраторы детских книг. (Не менее 10 художников). Примеры и картинки. | А.С. Пушкин. Детские произведения, стихи, сказки. | |
2. | Берёзкина Анастасия | Устное народное творчество как первоисточник детской литературы и детского чтения. Русский фольклор. Общее понятие о детском фольклоре. Его классификация. Принципы отбора и обработки произведений народного творчества для детей. Опыты Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, В.И. Даля, К.И. Ушинского, А.Н. Толстого, О.И. Капицы и др. | Расширение круга детского чтения произведениями поэтов общей литературы второй половины 19 в. ( Ф.И. Тютчев, А. Фет, А. Плещеев и др.). Примеры. Анализ. | Былины | |
3. | Борода Маргарита | Малые фольклорные жанры. Произведения игрового и внеигрового детского фольклора. Их тематическое богатство, жанровые особенности, воспитательное значение. Привести примеры. | Роль Л.Н. Толстого в развитии детского чтения. «Азбука», «Новая азбука», «Русская книга для чтения». Повесть «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого. История создания, сюжет, образы Жилина и Костылина. Вопрос о жанре книги. Идейно-тематическое и жанровое разнообразие книг. Произведения, доступные для детей дошкольного возраста. Примеры произведений и анализ. | Загадки | |
4. | Бухтеева Екатерина | Сказки – ведущий жанр устного народного творчества. Тематические группы сказок. Занимательность сюжета, четкость характеристик, типичность образов героев сказок: простота композиции, традиционные приемы построения народной сказки: присказки, повторы, концовки. Привести примеры. | Маленькие произведения Л.Н. Толстого для детей :научно-познавательные рассказы, рассказы о животных, басни, сказки, книги научно-познавательного характера и др. Их идейно-художественное своеобразие. Примеры и анализ. | Славянские мифы | |
5. | Вайчиуле Анна | Поэтические особенности волшебных сказок. Конфликт, идеи, образы данной группы сказок. Привести примеры. Подробный анализ любой волшебной сказки. | Расширение круга детского чтения переводами и переработками для детей классических произведений зарубежной литературы 17-19 в. (Ш. Перро, Д. Свифт, Д. Дефо, бр. Гримм, Г.Х. Андерсен и др.). Примеры. Анализ отрывков. | Пословицы и поговорки | |
6. | Великанова Любовь | Сказки о животных. Особенности этого типа сказок: воплощение в образах зверей типичных человеческих характеров, устойчивость характеристик, традиционность построения и т.д. (привести примеры) | Рассказы Д. Н. Мамина - Сибиряка для детей: «Емеля-охотник», «Приемыш», «Зимовье на Студеной» и др. Реалистичность, традиции фольклора, образы героев.Сборник Д.Н. Мамина - Сибиряка «Аленушкины сказки». Галерея сказочных образов животного мира. Воспитательная ценность сказок. Уральские и рассказы и сказки, писателя, их роль в изучении истории родного края. Анализ отрывков. | Древнегреческая мифология. Мифологические герои | |
7. | Воронина Татьяна | Бытовые сказки. Их основные темы, сатирическая направленность, отличие от сказок волшебных и о животных. Привести примеры. Анализ одной из сказок этой группы. Сказки докучные, кумулятивного типа и «страшилки». Особенности композиции, сюжета, тематики. Привести примеры | Взгляды А.П. Чехова на воспитание и организацию детского чтения. Рассказы о детях: «Ванька», «Мальчики», «Событие», «Детвора» и др. Психологические и гуманистические мотивы в рассказах. Рассказы А.П. Чехова о животных: «Каштанка», «Белолобый». Особенности повествования, образы животных. Анализ отрывков. | Произведения для детей А. Линдгрен | |
8. | Головкина Надежда | Предания. Легенды. Былины. Мифы. Сказы. Примеры. Анализ отрывков. | Взгляды Н.А. Некрасова на воспитание детей. Н.А. Некрасов для детей и о детях. Социальные мотивы, идейно-воспитательное значение поэзии Н.А. Некрасова. Анализ стихов поэта, вошедших в круг детского чтения: «Железная дорога», «Песня Еремушке», «Школьник» и др. Реалистическое изображение жизни народа, крестьянского быта в произведениях Н.А. Некрасова: «Крестьянские дети», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». Анализ отрывков. | Сказки Г.Х. Андерсена | |
9. | Гордейчик Анастасия | Возникновение детского чтения в Древней Руси (XV-XVII вв.). Первые грамматические статьи. Азбука Ивана Федорова. Детское чтение первой половины 17 в.: азбуки, азбуковники, потешные листы. Азбука В.Ф. Бурцева. Букварь К. Истомина. Арифметика Магницкого. Их содержание и структура. | Основные тенденции в развитии детской литературы конца 19 – начала 20 в. Журналистика для детей. А.М.Горький – создатель, теоретик и критик литературы для детей. Художественное своеобразие произведений Горького для детей. Роль А.М. Горького в борьбе за качественную детскую книгу в создании первого советского журнала для детей «Северное сияние». Рассказы А.М. Горького о детях: «Встряска», «Дед Архип и Ленька», «Миша» и др. Темы, образы, художественные особенности. Сказки А.М. Горького для маленьких: «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Утро», «Самовар» и др. Жанры, темы, системы образов. Анализ отрывков. | Сказки Братьев Гримм | |
10. | Дарбинян Лилит | Развитие детской литературы в первой половине 18 в. М.В. Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, Карамзин Н.М. Научно-популярные книги для детей по различным отраслям знаний (по географии, естествознанию, истории), энциклопедии. Книга «Юности честное зерцало» (1717). Особенности ее стиля и построения. Детское чтение второй половины 18 в. «Письмовник» Н. Курганова. Творчество для детей Екатерины II, анализ ее сказок. | В.М.Гаршин. Этическая и эстетическая ценность сказок, особенность творческой манеры писателя. Психологизм в раскрытии детских образов. Гуманистическая направленность произведений писателя. Анализ отрывков. | Сказки Шарля Перро | |
11. | Казачинская София | Просветительная деятельность Н.И. Новикова. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Идейно-тематическое и жанровое разнообразие его содержания. Значение журнала для формирования детского чтения в России. | Образ детей в рассказах А.И.Куприна «Белый пудель», «Слон» и др. Сюжет, композиция, особенности языка рассказов писателя о детях. Анализ отрывков. | Н.Н. Носов. Произведения для детей | |
12. | Козуляк Татьяна | В.Г. Белинской о значении детской книги в воспитании ребенка. Его отношение к детской литературе как явлению искусства («Подарок на Новый год»). Роль В.Г. Белинского в создании теории и критики детской литературы и прогрессивной детской книги. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о роли детской литературы в воспитании ребенка. Их основные критические статьи по вопросам детского чтения. | Детская литература периода Октябрьской революции и гражданской войны. Деятельность А. Горького, В. Маяковского по созданию детских книг. Анализ отрывков. Примеры. | Э.Успенский и его произведения для детей | |
13. | Косоурова Татьяна | Басенное творчество И.А. Крылова. Идейно-тематическое богатство, аллегорический характер, сюжетная острота, народность басен Крылова. Отбор текстов для чтения детям. Примеры. | О вкладе С.Я. Маршака в создание детской литературы 20 в. Взгляды поэта на детскую литературу, детское чтение («О кораблях и караванах» и др. теоретические статьи). Сатирические стихи С. Маршака. Художественные особенности его поэзии («Мастер - ломастер», «Багаж», «Кот и лодыри». Пьесы-сказки С. Маршака: «Кошкин дом», «Теремок», «12 месяцев». История создания, драматургические особенности. Примеры. Анализ отрывков. | С.В. Михалков. Произведения для детей | |
14. | Кузнецова Анастасия | Деятельность В.А. Жуковского по созданию литературы для детей. Фольклорные традиции в стихах и сказках поэта. Анализ стихов («Птичка», «Жаворонок») и сказок («Кот в сапогах», «Спящая царевна», «Мальчик-с-пальчик»). Анализ отрывков. Примеры. | П.П. Бажов. Биографические сведения. Цикл сказов: «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Огневушка - поскакушка». Их этика, эстетика и философия. Примеры. Анализ отрывков. | Гайдар А.П. Произведений для детей. | |
15. | Куликова Мария | Взгляд А.С. Пушкина на детское чтение. Лирика поэта в чтении детей. Анализ отдельных стихотворений и отрывков из произведений Пушкина, доступных детям. Примеры. | Произведения В.В. Маяковского для детей – яркий пример новаторской, высокохудожественной литературы, их агитационный характер («Кем быть?», «Конь-огонь», «Гуляем», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.). Примеры. Анализ. | А.Л. Барто. Произведения для детей. | |
16. | Лазина Ольга | Сказки А.С. Пушкина. Их связь с фольклором. Система образов, характеры героев. Основные поэтические особенности сказок с народно-поэтической основой и сказок-поэм. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Идейный смысл. Сатирический характер и главные герои сказки. «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Особенности композиции и стиля. Сочетание в сказке волшебного, бытового и сатирического начал. Образы главных героев: царя Салтана, князя Гвидона, царевны-Лебеди. Анализ других сказок. | Детские журналы и газеты 20-х гг. 20 в.: «Чик», «Воробей», «Пионер», «Пионерская правда», «Мурзилка» «Веселые картинки» и др. Творчество А.Неверова, Д.Хармса, Саши Черного и др. этих лет. Примеры. Анализ. | К.И. Чуковский. Детские произведения | |
17. | Морковкина Татьяна | Детская литература 40-50-х гг. Основные темы и жанры (В. Катаев «Сын полка», Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», И. Ликстанов «Малышок», Л. Пантелеев «На ялике» и др.). Отрывки. Примеры. | Пьесы-сказки Е.Шварца: «Кошкин дом»,»12 месяцев» и др. Сюжеты, герои, стиль драматурга. Особенности сюжета, композиции. Поэтика сказки. Примеры. Анализ. | П.П. Бажов. Сказы и сказки для детей. | |
18. | Нарциссова Ксения | Развитие литературной сказки в 30-40-х гг. Повесть-сказка А. Толстого «Золой ключик, или приключения Буратино». История создания, социальные, моральные идеи повести, связь с книгой Коллоди «Приключения Пиноккио». Творчество Д. Хармса для детей. Анализ наиболее популярных стихов поэта («Иван Иваныч Самовар», «Что это было?» и др.). Анализ отрывков. Примеры. | Сказки К.И. Чуковского для детей. Проблематика, темы, идеи, герои. Художественные принципы создания сказок для детей. Примеры. Анализ. | С.Я. Маршак. Произведения для детей. | |
19. | Неделяева Дарья | Сказка П. Ершова «Конек-Горбунок». Народные и литературные источники. Пушкинские традиции. Пример. Анализ отрывков. | Зарубежная детская литература конца 19- начала 20 в. (Р. Киплинг, Э. Сетон-Томпсон, М. Твен, Ж. Верн и др.). Жанры, темы, главные герои. Анализ любого произведения этого периода. Примеры. Анализ. | М. Горький. Сказки и рассказы для детей | |
20. | Парамзина Анастасия | Сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Соотношение реального и фантастического. Образ Алеши. Воспитательная направленность повести. Отрывки. Анализ отрывков. | Книги А. Барто для самых маленьких («Игрушки», «Машенька», «Машенька растет» и др.) Сатира и юмор в стихах поэтессы («Болтунья», «Очки», «Любочка» и др). Примеры. Анализ. | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы и сказки. | |
21. | Серегина Марина | Идейно-тематическое разнообразие произведений В.Ф. Одоевского, объединенных в сборник «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Анализ одной из сказок писателя, вошедших в эту книгу. Научная сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Поэтическое своеобразие сказки. Анализ отрывков. | Повести А.П. Гайдара «Военная тайна», «Р.В.С.». Их воспитательная направленность. Образы детей. «Сказка о Мальчише – Кибальчише» и ее место в повести «Военная тайна». Рассказы А. Гайдара: «Голубая чашка», «Чук и Гек». Особенности композиции, сюжета рассказов писателя. Сказка «Горячий камень». Сюжет, главная идея произведения. Примеры. Анализ. | Л.Н. Толстой. Детские произведения | |
22. | Сорока Анастасия | Книги К.Д. Ушинского «Родное слово» (1864) и «Детский мир» (1861). Принципы отбора текстов для детского чтения. Основные разделы книг. К.Д. Ушинский как детский писатель. Тематика, познавательность, народность произведений писателя для детей. Проанализировать рассказы и сказки К.Д. Ушинского. | Творчество Б.Житкова для детей: научно-познавательные рассказы, сказки и др. Анализ 2-3-х произведений писателя. Примеры. Анализ. | Русские волшебные сказки | |
23. | Стетюха Анна | Детская и юношеская проза 60-70-хх Расширение социальной проблематики, активизация юмористического начала (А. Алексин, С. Алексеев, А. Рыбаков, С. Баруздин, В. Осеева). Примеры произведений. Анализ отрывков. | Основные темы, жанры, герои произведений М. Пришвина. Сказка-быль «Кладовая солнца». Характеристика детей. | Понятия теории литературы | |
24. | Стукалова Елизавета | Основные художественные особенности детской литературы 80-90-х гг. Творчество В. Крапивина, Э. Успенского, Ю.Коваля, В.Железникова и др. Примеры произведений. Анализ отрывков. | С.В. Михалков – детский писатель. Жанровое разнообразие творчества: поэмы, песни, сатирические стихотворения, басни, пьесы, сказки. Примеры. Анализ. | Малый русский фольклорный жанр для детей | |
25. | Тюкина Юлия | Широта тематики в поэтических произведениях 70-80-х гг. Разнообразие жанров поэзии этого периода :поэтические миниатюры, рассказы в стихах, песни и др. Творчество Токмаковой И., Благининой Е. Примеры. Анализ произведений и отрывков. | Творчество А.М. Волкова для детей. Книга А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и Ф. Баума «Мудрец из страны Оз».Сравнительный анализ. | Русские сказки о животных | |
26. | Ушарова Александра | Русская литература 19 века | Произведения В.Г. Короленко, адресованные детям. Авторская обработка повестей «В дурном обществе» («Дети подземелья»), «Слепой музыкант». Психологизм в раскрытии детских образов. Гуманистическая направленность произведений писателя. Анализ отрывков. | Детские писатели и их произведения о природе и животных | |
27. | Федотова Оксана | Русская литература 20 века | Сказка Ю. Олеши «Три толстяка». Особенности сюжета, композиции. Поэтика сказки. Примеры. Анализ. | Древнерусская литература | |
28. | Чупырина Ксения | Русская литература 21 века | В. Бианки – писатель-натуралист. Слияние сказки и познавательного материала в произведениях Бианки для детей. Анализ 2-3-х произведений писателя. | Художники, иллюстраторы книг для детей | |
29. | Эпос в русской литературе для детей | Своеобразие композиции. Сказки и рассказы К. Паустовского для детей. Их художественные особенности: лиризм, эмоциональность, образность повествования («Кот - ворюга», «Золотой линь», сборник «Летние дни»). | Представители классицизма в литературе и их произведения | ||
30. | ФГОС. ДО. Требования. Компетенции | Рассказы и сказки Е. Чарушина о природе, животных, о детях. Современные произведения для маленьких о явлениях природы | Русские бытовые сказки | ||
31. | Драма в русской литературе для детей | Основные закономерности литературного процесса. Основные методы изучения литературного процесса | Зарубежные детские писатели и их произведения | ||
32. | Герменевтика. Работа с текстом | Активные методы обучения детскому чтению периода детства | Представители реализма в литературе и из произведения | ||
33. | Понятия «детская литература» и «круг детского чтения». | Методика работы над изложением | Представители сентиментализма в литературе и их произведения | ||
34. | Роль детской литературы. Предмет, специфика, основные задачи и функции детской литературы. | Методика работы над сочинением | Литературоведческие понятия | ||
35. | Анализ образовательных программ для ДОУ. Особенности подбора произведений для детского чтения дошкольникам | Методика работы над стихотворением | Представители романтизма в литературе и их произведения | ||
36. | Системное строение художественного произведения. Художественный мир произведения. Форма художественного произведения. | (Г. Скребицкий, Н. Сладков, Э. Шима и др.). Значение научно-художественной книги. Примеры. Анализ. | Лирика в русской литературе для детей | ||
37. | Евгений Пермяк. Сказы и рассказы для детей | Шергин Борис Викторович. Сказки и сказы для детей | Платонов. Сказки для детей | ||
38. | Николай Сладков. Рассказы |