Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений

Задача 1.Имеются данные о величине средней урожайности зерновых ц/га и затратах на минеральные удобрения руб/ га пашни по хозяйствам района (табл. 27).

Таблица 27

Исходные данные Расчетные данные
Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru
9,49      
7,57      
9,95      
9,23      
11,97      
8,56      
11,18      
7,93      
15,75      
13,61      
2,99      
12,57      
10,93      
9,86      
7,39      
9,23      
15,4      
13,14      
12,12      
10,27      
9,12      
13,42      
10,29      
14,55      
15,26      
Итого 271,78     х
В среднем 10,87 66,64 х   х
Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru 2,9261 13,1602 х х х

Необходимо:

1. Рассчитать коэффициент парной линейной корреляции, парной линейной детерминации, сделать выводы по каждому коэффициенту.

2. Построить уравнение парной линейной регрессии, спрогнозировать Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru при различных значениях фактора, то есть рассчитать:

· максимально возможную величину Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ;

· минимальную Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ;

· Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru для средних значений фактора.

3. Провести статистическую оценку:

· уравнения регрессии;

· параметров уравнения регрессии и коэффициент корреляции.

Решение.

1. Рассчитаем коэффициент парной линейной корреляции:

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Коэффициент парной линейной корреляции показывает, что затраты на минеральное уравнение оказывают сильное влияние на величину урожайности зерновых.

Коэффициент парной линейной детерминации рассчитывается как квадрат коэффициента парной линейной корреляции;

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Показывает, что _____% всей вариации результативного признака обусловлено включенным в модель фактором.

2. Уравнение парной линейной регрессии имеет вид Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

При расчете параметров уравнения при помощи МНК необходимо решить систему из двух нормальных уравнений.

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Рассчитаем все возможные значения в таблице 27 подставим в систему;

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Разделим первое уравнение на ____, а второе на ______.

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Вычтем из второго уравнение первое

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Отсюда

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Подставим в первое уравнение систему Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru и рассчитаем Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru :

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Получили уравнение парной линейной регрессии:

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Параметр Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , называется коэффициентом регрессии. В задаче он показывает, что при увеличении затрат на минеральные удобрения на 1 руб/га пашни средняя урожайность зерновых, в среднем, возрастет на ____________ ц/га.

Подставляя в уравнение значение фактора Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru рассчитаем Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru – табл. 27.

Рассчитаем максимально возможную величину Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . Коэффициент регрессии Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru положителен, поэтому возьмем максимальное значение фактора Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (при отрицательном значении Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru берем минимальное значение фактора Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ).

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Рассчитаем минимально возможную величину Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru . Коэффициент регрессии Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru положителен, поэтому возьмем минимальное значение фактора Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru (при отрицательном значении Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru берем максимальное значение фактора Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ).

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Рассчитаем величину Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru при средних значениях фактора Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

3. Проведем статистическую оценку уравнения регрессии его параметров и коэффициента корреляции.

Статистическую значимость уравнения регрессии определяют при помощи критерия Фишера ( Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ).

Рассчитаем фактическое значения критерия Фишера:

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Теоретическое значение берем таблицы 5%-го уровня распределения F (приложение 1).

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Так как Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru , уравнение регрессии признается статистически значимым.

Статистическую значимость параметра Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru и коэффициента корреляции Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru определяют при помощи критерия Стьюдента ( Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru ).

Для парной линейной модели фактическое значения Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru .

Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Табличное значение Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru берем из таблицы «Значение критерия t Стьюдента при уровне значимости 0,10, 0,05 и 0,01» (приложение 2) Тема 10 Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений - student2.ru

Так как, фактические значения критерия Стьюдента больше табличных коэффициент регрессии и корреляции следует признать статистически значимым.

Приложение 1

Таблица 5%-го уровня распределения F (уровень значимости 0,05)

v1 – число степеней свободы для большей дисперсии;

v2 – число степеней свободы для меньшей дисперсии.

v2 v2
18,51 19,00 19,16 19,25 19,30 19,33 19,36 19,37
10,13 9,55 9,28 9,19 9,01 8,94 8,88 8,84
7,71 6,94 6,59 6,39 6,26 6,16 6,09 6,04
6,61 5,79 5,41 5,19 5,05 4,95 4,88 4,82
5,99 5,14 4,76 4,53 4,39 4,28 4,21 4,15
5,59 4,74 4,35 4,12 3,97 3,87 3,79 3,73
5,32 4,46 4,07 3,84 3,69 3,58 3,50 3,44
5,12 4,26 3,86 3,63 3,48 3,37 3,29 3,23
4,96 4,10 3,71 3,48 3,33 3,22 3,14 3,07
4,84 3,98 3,59 3,36 3,20 3,09 3,01 2,95
4,75 3,88 3,49 3,26 3,11 3,00 2,92 2,85
4,67 3,80 3,41 3,18 3,02 2,92 2,84 2,77
4,60 3,74 3,34 3,11 2,96 2,85 2,77 2,70
4,54 3,68 3,29 3,06 2,90 2,79 2,70 2,64
4,49 3,63 3,24 3,01 2,85 2,74 2,66 2,59
4,45 3,59 3,20 2,96 2,81 2,70 2,62 2,55
4,41 3,55 3,16 2,93 2,77 2,66 2,58 2,51
4,38 3,52 3,13 2,90 2,74 2,63 2,55 2,48
4,35 3,49 3,10 2,87 2,71 2,60 2,52 2,45
4,32 3,47 3,07 2,84 2,68 2,57 2,49 2,42
4,30 3,44 3,05 2,82 2,66 2,55 2,47 2,40
4,28 3,42 3,03 2,80 2,64 2,53 2,45 2,38
4,26 2,40 3,01 2,78 2,62 2,51 2,43 2,36
4,24 3,88 2,99 2,76 2,60 2,49 2,41 2,34
4,22 3,37 2,98 2,74 2,59 2,47 2,39 2,32
4,21 3,35 2,96 2,73 2,57 2,46 2,37 2,30
4,20 3,34 2,95 2,71 2,56 2,44 2,36 2,29
4,18 3,33 2,93 2,70 2,54 2,43 2,35 2,28
4,17 3,32 2,92 2,69 2,53 2,42 2,34 2,27
4,08 3,23 2,84 2,61 2,45 2,34 2,25 2,18
4,03 3,18 2,79 2,56 2,40 2,29 2,20 2,13
4,00 3,15 2,76 2,52 2,37 2,25 2,17 2,10
3,94 3,09 2,70 2,46 2,30 2,19 2,10 2,03
3,84 2,99 2,60 2,37 2,21 2,09 2,01 1,94

Окончание прил. 1

Таблица 5%-ного уровня распределения F (уровень значимости 0,05)

v1 – число степеней свободы для большей дисперсии

v2 – число степеней свободы для меньшей дисперсии

v2 v1
19,38 19,39 19,40 19,41 19,42 19,43 19,44 19,46 19,50
8,81 8,78 8,76 8,74 8,71 8,69 8,66 8,62 8,53
6,00 5,96 5,93 5,91 5,87 5,84 5,80 5,74 5,63
4,78 4,74 4,70 4,68 4,64 4,60 4,56 4,50 4,36
4,10 4,06 4,03 4,00 3,96 3,92 3,87 3,81 3,67
3,68 3,63 3,60 3,57 3,52 3,49 3,44 3,38 3,23
3,39 3,34 3,31 3,28 3,23 3,20 3,15 3,08 2,93
3,18 3,13 3,10 3,07 3,02 2,98 2,93 2,86 2,71
3,02 2,97 2,94 2,91 2,86 2,82 2,77 2,70 2,54
2,90 2,86 2,82 2,79 2,74 2,70 2,65 2,57 2,40
2,80 2,76 2,72 2,69 2,64 2,60 2,54 2,46 2,30
2,72 2,67 2,63 2,60 2,55 2,51 2,46 2,38 2,21
2,65 2,60 2,56 2,53 2,48 2,44 2,39 2,31 2,13
2,59 2,55 2,51 2,48 2,43 2,39 2,33 2,25 2,07
2,54 2,49 2,45 2,42 2,37 2,33 2,28 2,20 2,01
2,50 2,45 2,41 2,38 2,33 2,29 2,23 2,15 1,96
2,46 2,41 2,37 2,34 2,29 2,25 2,19 2,11 1,92
2,43 2,38 2,34 2,31 2,26 2,21 2,15 2,07 1,88
2,40 2,35 2,31 2,28 2,23 2,18 2,12 2,04 1,84
2,37 2,32 2,28 2,25 2,20 2,15 2,09 2,00 1,81
2,35 2,30 2,26 2,23 2,18 2,13 2,07 1,98 1,78
2,32 2,28 2,24 2,20 2,14 2,10 2,04 1,96 1,76
2,30 2,26 2,22 2,18 2,13 2,09 2,02 1,94 1,73
2,26 2,24 2,20 2,16 2,11 2,06 2,00 1,92 1,71
2,27 2,22 2,18 2,15 2,10 2,05 1,99 1,90 1,69
2,25 2,20 2,16 2,13 2,08 2,03 1,97 1,88 1,67
2,24 2,19 2,15 2,12 2,06 2,02 1,96 1,87 1,65
2,22 2,18 2,14 2,10 2,05 2,00 1,94 1,85 1,64
2,21 2,16 2,12 2,09 2,04 1,99 1,93 1,84 1,62
2,12 2,07 2,04 2,00 1,95 1,90 1,84 1,74 1,51
2,07 0,02 1,98 1,95 1,90 1,85 1,78 1,69 1,44
2,04 1,99 1,95 1,92 1,86 1,81 1,75 1,65 1,39
1,97 1,92 1,88 1,85 1,79 1,75 1,68 1,57 1,28
1,83 1,83 1,79 1,75 1,69 1,64 1,57 1,46 1,00

Приложение 2

Значение критерия t Стьюдента при уровне значимости 0,10, 0,05 и 0,01

n a   n a    
0,10 0,05 0,01 0,10 0,05 0,01
6,3138 12,706   63,657 1,7341   2,1009   2,8784  
2,9200   4,3027   9,9248   1,7291   2.0930   2,8609  
2,3534   3,1825   5,8409   1,7247   2,0860   2,8453  
2,1318   2,7764   4,6041   1,7207   2,0796   2,8314  
2,0150   2,5706   4,0321   1,7171   2,0739   2,8188  
1,9432   2,4469   3,7074   1,7139   2,0687   2,8073  
1,8946   2,3646   3,4995   1,7109   2,0639   2,7969  
1,8595   2.3060   3,3554   1,7081   2,0595   2,7874  
1,8331   2,2622   3,2498   1,7056   2,0555   2,7787
1,8125   2,2281   3,1693   1,7033   2,0518   2,7707  
1,7959   2,2010   3,1058   1,7011   2,0484   2,7633  
1,7823   2,1788   3,0545   1,6991   2,0452   2,7564  
1,7709   2,1604   3,0123   1,6973   2,0423   2,7500  
1,7613   2,1448   2,9768   1,6839   2,0211   2,7045  
1,7530   2,1315   2.9467   1,6707   2,0003   2,6603  
1.7459   2,1199   2,9208   1.6577   1,9799   2,6174  
1,7396   2,1098   2,8982   1,6449   1,9600   2,5758  

Список литературы

Базовый учебник:

1. Общая теория статистики: Учебник /Под ред. И.И. Елисеевой. – 5-изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Дополнительная литература:

2. Башкатов Б.И. Статистика сельского хозяйства с основами общей теории статистики: Курс лекций. – М.: ТАНДЕМ, 2001.

3. Годин А.М. Статистика: Учебник. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. торг. корпорация «Дашков и К», 2004.

4. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики: Учебник. - М.: Изд-во МСХА, 1998.

5. Практикум по статистике: Учебное пособие. Зинченко А.П., Шибалкин А.Е., Тарасова О.Б., Шайкона Е.В. - М.: Колос, 2001.

6. Статистика финансов: Учебник / Под ред. М. Г. Назарова. - М.: Омега-Л, 2007. 460 с.

7. Статистика: учебник /И.И. Елисеева [и др.]; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

8. Статистика: Учебник /Под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 2003.

9. Теория статистики /Под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

10. Экономическая статистика. Учебник. Иванов Ю.Н., Казарина С.Е., Громыко Г.Л. и др. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 736 с.

Составитель: Унжакова Анастасия Викторовна

СТАТИСТИКА

Методические указания

Компьютерная верстка Калашникова А.С.

Наши рекомендации