Задача 2.6. транспортная задача
Менеджер транспортного отдела составляет план перевозок продукции фирмы в стандартных контейнерах на следующий месяц. Цены перевозок одного контейнера, величины заказов и запасы на складах даны в таблице.
Склады | Клиенты | Ресурсы | ||||||||
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 | К8 | К9 | ||
С1 | ||||||||||
С2 | ||||||||||
С3 | ||||||||||
С4 | ||||||||||
С5 | ||||||||||
С6 | ||||||||||
С7 | ||||||||||
Заказ |
Имеется 9 заказов от 9 потребителей. Заказы в сумме превышают запас на складах С1, ..., С7. Найдите план перевозок, минимизирующий транспортные издержки. Как изменится план перевозок, если ввести запрет на перевозки с четвертого склада третьему клиенту?
Задача 2.7. Транспортная задача
Менеджер транспортного отдела составляет план перевозок продукции фирмы в стандартных контейнерах на следующий месяц. Цены перевозок одного контейнера, величины заказов запасы на складах даны в таблицах.
Склады | Клиенты | Ресурсы | |||||||||
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | Кб | К7 | К8 | К9 | К10 | ||
С1 | |||||||||||
С2 | |||||||||||
С3 | |||||||||||
С4 | |||||||||||
Заказ |
Имеется 10 заказов от 10 потребителей. Заказы в сумме меньше запаса на складах С1, ..., С4. Найдите план перевозок, минимизирующий транспортные издержки.
Задача 2.8. Задача о назначениях
Мастер должен назначить на 10 типовых операций 12 рабочих. Время, которое тратит каждый рабочий на выполнение каждой операции, приведено в таблице.
Рабочие | Операции | |||||||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д4 | Д5 | Д6 | Д7 | Д8 | Д9 | Д10 | |
Р1 | ||||||||||
Р2 | ||||||||||
Р3 | ? | |||||||||
Р4 | ? | |||||||||
Р5 | ? | |||||||||
Р6 | ? | |||||||||
Р7 |
Окончание | таблицы | |||||||||
Р8 | ||||||||||
Р9 | ||||||||||
Р10 | ||||||||||
Р11 | ||||||||||
Р12 |
Знак вопроса означает, что этот рабочий не может выполнять эту операцию. Определите расстановку рабочих по операциям, при которой суммарное время на выполнение работ будет минимально.
Задача 2.9. Задача о распределении работ
На предприятии имеется.четыре группы станков, каждый из которых может выполнять любую из пяти видов элементарных операций по обработке деталей, причем операции могут производиться в любом порядке. Максимальное время работы каждой группы станков соответственно равно 320, 400, 240 и 400 час; каждая операция должна выполняться соответственно в течение 336, 224, 224, 288 и 288 час.
Требуется определить, на какой операции и сколько времени использовать каждую группу станков, чтобы обработать максимальное число деталей, если производительность каждого станка группы задана матрицей С, где cij — производительность станка i при выполнении операции у:
К чему приведет запрет на использование станков второй группы для выполнения операции первого типа?
Задача 2.10. Задача о доставке
Фирма обслуживает 5 клиентов. Каждый день она доставляет им товары на грузовых машинах. Существует 3 допустимых маршрута доставки, каждый из которых позволяет обслужить определенное количество клиентов и требует использования в течение дня одного транспортного средства. Каждый маршрут характеризуется определенными расходами (см. таблицу).
Клиенты | Маршруты | ||
Расходы по маршруту |
Необходимо выбрать такое множество маршрутов, при котором обеспечивается обслуживание каждого клиента и, кроме того, суммарные расходы минимальны, при условии, что каждый клиент обслуживается один раз в день.
Примерные вопросы на защите работы
1. Каков вид и способы задания формул для целевой ячейки и
ячеек левых частей ограничений?
2. В чем смысл использования символа $ в формулах Excel?
3. Почему при вводе формул в ячейки целевой функции и левых
частей ограничений в них отображаются нулевые значения?
4. Каким образом в Excel задается направление оптимизации
целевой функции?
5. Поясните общий порядок работы с окном Поиск решения.
6. Каким образом можно изменять, добавлять, удалять ограни
чения в окне Поиск решения?
7. Какие сообщения выдаются в Excel в случаях:
• успешного решения задачи линейного программирования;
• несовместности системы ограничений задачи;
• неограниченности целевой функции?
8. Объясните смысл параметров, задаваемых в окне Параметры
поиска решения.
9. Каковы особенности решения в Excel целочисленных задач ЛП?
10. Каковы особенности решения в Excel задач ЛП с булевыми
переменными?
11. Что такое связывающие, несвязывающие, избыточные огра
ничения; дефицитные и недефицитные ресурсы?
12. Что такое ценность дополнительной единицы ресурса i?
13. Как численно определить диапазон изменения коэффициен
тов целевой функции, не изменяющий оптимального решения?
14. Какую информацию о чувствительности оптимального решения
задачи ЛП можно получить из отчета по результатам и отчета
по устойчивости?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
Премии имени шведского изобретателя Альфреда Нобеля для выдающихся ученых присуждаются за исключительно важные научные достижения ежегодно. В 1968 г. учреждены Нобелевские премии в области экономических наук.
Василий Васильевич ЛЕОНТЬЕВ 5 августа 1906 г. - 5 февраля 1999 г.
Американский экономист Василий Леонтьев родился в Санкт-Петербурге 5 августа 1906 г. В 1921 г. он поступил в Петроградский университет и сначала изучал философию и социологию, а затем экономические науки.
Одна из его первых научных статей была посвящена анализу баланса народного хозяйства СССР за 1923—1924 гг., это была первая в экономической практике тех лет попытка представить в цифрах производство и распределение общественного продукта. Баланс явился прообразом разработанного впоследствии Леонтьевым метода «затраты — выпуск» (в СССР его назвали экономико-математическими моделями межотраслевого баланса).
Предложенная Леонтьевым алгебраическая теория анализа «затраты — выпуск» сводилась к системе линейных уравнений, в которых параметрами были коэффициенты затрат на производство продукции. Леонтьев показал, что коэффициенты, выражающие отношения между секторами экономики (коэффициенты текущих материальных затрат), могут быть оценены статистически, что они достаточно устойчивы и их можно прогнозировать, обосновал существование наиболее важных коэффициентов, изменения которых необходимо отслеживать в первую очередь. Реалистическая гипотеза и относительная простота измерений определили громадные аналитические и прогностические возможности метода «затраты — выпуск».
В 1973 г. В. Леонтьев был удостоен премии Альфреда Нобеля по экономике «За развитие метода «затраты — выпуск» и его применение к важным экономическим проблемам».
Россия отнюдь не была для Василия Васильевича чужой страной. Он регулярно приезжал в СССР, следил за публикациями своих работ в нашей стране, переписывался с советскими учены-
ми. В 1991 г. в Санкт-Петербурге он присутствовал при учреждении Леонтьевского центра, занимающегося организацией научных исследований в области экономики.
Леонтьев много писал о судьбах России. Он сравнивал экономику с каравеллой, чьи паруса надувает ветер частного интереса и инициативы, а рулем служит государственное регулирование. У советской экономики не было парусов — и в этом была главная причина ее неэффективности. Однако, добавлял Леонтьев, нельзя доверяться только ветру и парусам, оставив без внимания руль. Надо правильно пользоваться рулем и не вертеть им наугад.
На русском языке изданы такие работы В.В. Леонтьева, как «Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика» (М.: ИПЛ, 1990), «Межотраслевая экономика». (М.: Экономика, 1997).