Церебральном параличе»

План

1. ДЦП: определение, симптоматика.

2. Речевые нарушения при ДЦП.

3. Содержание логопедической работы с детьми с ДЦП.

Речевые нарушения у детей с церебральным параличом включают: фонетико-фонематические, проявляющиеся в рамках различных форм дизартрии; особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, неразрывно связанные с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют особую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга, от вторичного недоразвития или более позднего формирования отделов коры мозга, наиболее интенсивно развивающихся уже после рождения, от вида церебрального паралича. Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания могут еще более утяжелять отставание в развитии речи.

Особенностью дизартрии при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными видами ДЦП. Органическое поражение речедвигательного анализатора при ДЦП приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности. Ведущими являются фонетико-фонематические нарушения. Характерные особенности дизартрии при ДЦП проявляются, прежде всего, во влиянии тонических рефлексов на речевую мускулатуру. Особенностью нарушений звукопроизношения при дизартрии у детей с ДЦП является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус и в артикуляционной мускулатуре усиливаются дизартрические расстройства; выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, поэтому во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий. Нарушения артикуляционной моторики затрудняют формирование произносительной речи ребенка, его фонематического восприятия, что может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.

Система логопедического воздействия при всех формах дизартрии у детей с церебральным параличом имеет комплексный характер. Основными направлениями логопедической работы при ДЦП являются: коррекция звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания. Специфика этой работы заключается в ее сочетании с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематического квалифицированного проведения. Ранняя логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Первый этап – подготовительный. Основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекции дыхания и голоса. Второй этап – формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений; развитию артикуляционных движений; развитию голоса; коррекции речевого дыхания; развитию ощущений артикуляционныхдвижений; развитию тонкой моторики кисти и пальцев рук. Эффективность работы по коррекции звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка, состояния его интеллекта и индивидуальных компенсаторных возможностей. При каждой форме дизартрии можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Большое внимание уделяется развитию дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа, работе по усилению восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений. Формирование правильного звукопроизношения должно сочетаться с развитием речевой коммуникации, стремления к преодолению имеющихся нарушений речи, со школьной и социальной адаптацией ребенка. Закрепление и активизация словаря проводится при ознакомлении детей с предметами, их изображениями и действиями с ними в процессе повседневного общения, участие в дидактических играх и упражнениях в комплексе с коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности. Задачами развития качественной стороны лексики являются: обучение ребенка пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, овладение умением правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах. Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей с церебральным параличом.

Наши рекомендации