Массаж при детском церебральном параличе.

Цель массажа:понижение рефлекторной возбудимости мышц с повышенным тонусом.

Задачи массажа:

— Нормализация произвольных движений,

— Нормализация мышечного тонуса

— Улучшение крово- и лимфотока,

— Предупреждение возникновения контрактур

— Стимуляция ослабленной функции мышц,

— Усиление метаболизматканей

Методика массажа

Расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Скольжение руки массажиста должно быть мягкими и медленным. Приемы растирания и разминания могут также способствовать расслаблению, если выполнятьих нежно и мягко в более медленном темпе, чем обычно.

Из специальных приемов эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей особенно при выполнении пассивных движений.

Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж.

1. Массаж начинают со спины-движения рук идут от поясничной области к шее(особенно тщательно с пременением сегментарного и точечного массажа массируют паравертебральные области)

-подготовительный массаж (поглаживание,растирания инеглубокое разминание мышц)

-сегментарно-рефлекторный массаж

-заканчиваем поглаживанием

Массаж ягодичных мышц и нижних конечностей

Нижние конечности массируются с проксимальных отделов

3.Массаж верхних конечностей, груди и живота

В массаже грудной клетки включаются приемы для активизации дыхания

Приемы рубления, поколачивания, выжимания при ДЦП не применяются.

При массаже следует применять упражнения на растяжение мышц.

Продолжительность сеанса 15-20 минут. Курс 20-30 процедур. В год 4-6 курсов



3. Гидрореабилитация

Занятия в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками

Эффективность массажа значительно повышается, если его применяют в сочетании с гидрореабилитацией.

Этапы гидрореабилитации:

1. Нормализация тонуса:

— Нормализация тонуса

— Применяются ванны или теплые бассейны с температурой 36-37°С, продолжительностью 7-10-12 мин.

— Пассивные движения непосредственно в воде и мас­саж под водой.

— 0бучение ребенка удержанию туловища на воде;

— Можно использовать хромотерапию, жемчужные ванны и ванны с отварами трав.

— Применять массаж можно сразу же после ванны (15-20 минут) и использовать корригирующие укладки на шинах (от 10 мин до 1 ч).

— В этот же день после отдыха (2-4 ч) проводят лечебную гимнастику.

— Применяют про­цедуры мануального сегментарно-рефлекторного и местного массажа конечностей.

— Больным детям старше 7 лет может быть проведен курс подводного вихревого массажа и подводного душа-массажа.

2.Подготовка к созданию мышечного корсета:

— Занятия в теплом бассейне температура воды 32-33 градуса;

— Продолжительность занятий 30-45 минут

— Симметричные пассивно-активные упражнения;

— Симметричные активные упражнения.

— Использование элементов массажа в воде.

— Упражнения на расслабление

— Упражнения на дыхание

— Упражнения на скольжение выполняются на груди и на спине

— Упражнения на легкие погружения на глубину

— Занятие заканчивается восстановлением дыхания и игровыми приема.

— После занятий на расслабленные мышца массаж 15-20 минут

3. Тренировочный этап:

— Бассейн с температурой 28-30 градусов

— Погружения на глубину

— обучение правильным движениям рук и ног;

— обучение дыханию в воде с погружением головы в воду;

— обучение отдельным элементам разных способов плавания;

— упражнения на мышечную выносливость.

Задачи тренировочного этапа:

— Обучение навыку дыхания

— Обучение хорошо обтекаемому горизонтальному положению тела

— Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине

— Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине в ластах

— Обучение нырянию в глубину, в длину

— Тренировка в переносе двигательных навыков, полученных в воде, «на сушу».

ЛФК при ДЦП

Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.

Необходима строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.

Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений, регулярность, систематичность, непрерывность.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП :

— Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений

— Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

— Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов

— Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог

— Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе

— Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы

— Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

Занятия, развивающие навыки движения:

· ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;

· ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;

· взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;

· ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;

· придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;

· подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

· ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;

· ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;

· ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;

Занятия для мускулатуры живота:

· ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;

· ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;

· научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;

· ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;

· ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

· проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;

· крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

· ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;

· взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия на мяче (фитболе ) может использоваться как самостоятельная методика, так и вместе с лечебным массажем

— Нормализует мышечный тонус

— Уменьшает влияние тонических рефлексов

— Стимулирует развитие лабиринтного установочного и шейных цепных установочных рефлексов

Начинать следует с простых упражнений, таких как покачивание на животе вперед-назад. Размах и количество повторений увеличивается постепенно.

Занятия можно проводить по 5-10 минут и не ранее чем через час после кормление.

Часто занятия на мяче проводятся как завершающий этап массажа.

Выводы

Эффективность восстановительного лечения детей с ДЦП значительно возрастает при включении в лечебный комплекс нескольких физических факторов, усиливающих и дополняющих друг друга. При выборе средств воздействия необходимо учитывать форму патологического процесса, возраст ребенка, общую реактивность организма. Эффективность массажа значительно повышается, если его применяют в сочетании с гидрореабилитацией. Массаж можно проводить непосредственно в воде или после водных процедур.

Литература:

1. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортив-ная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.

2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физ-культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Совет-ский спорт, 1991.– 56 с.

3. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов фи-зической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

4. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. – К.: Здоровья, 1996. – 384 с.

5. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоровья, 1989. – 187 с.

6.Шамарин Т.Г.,Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Элиста, 1999г -168с.

7. Последствия перинатального поражения нервной системы у детей раннего возраста и возможности их коррекции –методическое пособие И.В.Солодкова,Е.В.Соколова,М.В.Меркулова 2014г

Наши рекомендации