Рассчитаем геометрические параметры колеса.

Академия Государственной противопожарной службы

МЧС России

Кафедра:пожарной техники

Дисциплина:детали машин

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: Расчет цилиндрического редуктора

Выполнил: слушатель группы 1205

ст. лейтенант вн. службы

Золотых С.А.

Проверил: старший преподаватель

майор вн. службы

Емельянов Р.А.

Москва 2007

Содержание

1. Исходные данные………………………………………………………3

2.Расчет зубчатой передачи………………………………………………4.

3. Расчет валов и шпоночных соединений………………………………8.

4. Выбор подшипников качения…………………………………………11.

5. Литература…………………………………………………………… 12

Исходные данные.

мощность на ведущем валу редуктора P1 = 14 кВт.;

частота вращения ведущего вала редуктора n1 = 970 мин.;

материал зубчатых колес – сталь 12хнза с термообработкой до твердости HRC 56…60;

тип передачи – прямозубая;

передаточное отношение i = 2,7;

продолжительность работы t = 5000 час.

Расчет зубчатой передачи.

Исходя из условий, принимаем режим нагружения II –ой типовой, степень точности – 8 по ГОСТ 1643-81.

Определим допускаемые контактные напряжения.

1.По табл. 8.7 Учебника находим свойства материала сталь 12хнза:

σв = 900 МПа, σт = 700 МПа;

2.По табл. 8.8 Учебника находим пределы контактной выносливости и минимальный коэффициент безопасности:

σНlim = 17HRC+200= 17*((49+59)/2 )+200 = 1118 МПа;

SHmin = 1,1;

_____________________

3.Коэффициент долговечности находим по формуле ZN = 6√NHG/NHЕ ≥1 но ≤ 2,6 , так как SHmin = 1,1, где:

NHG– базовое число циклов, NHG1 = NHG2 = 30*НВ2,4=30*5402,4 =10,8* 107

H=0,5*(49+59)=54 HRC=540HB см.график(рис 8.40)

NHЕ – эквивалентное число циклов, NHЕ = μН*NK,где коэффициент μН находим по таблице 8.9 Учебника, учитывая режим работы (II) μН1 = μН2 = 0,25, а число циклов перемены напряжений за весь срок службы (циклическая долговечность) находим по формуле NK =60*c*n*t,где n – частота вращения колеса(учитывая n2 = n1/i); с1 = с2 = 1 – число зацеплений зуба за один оборот колеса; t – число часов работы передачи за расчетный срок службы.

Подставляя известные значения, получим:

n2 = 970/2,7 = 359 об/мин.;

NK1 =60*1*970*5000 = 291*106 об.;

NK2 =60*1*359*5000 = 108*106 об.;

NHЕ1 = 0,25*291*106 = 73*106;

NHЕ2 = 0,25*108*106 = 27*106;

NHG = 30*НВ2,4=30*5402,4 =10,8* 107 ;

_______________________________________________

ZN1 = 6√10,8*107/73*106 = 1,01, так как 1,01≤ 1, ZN = 1;

_______________________________________________

ZN2 = 6√10,8*107/27*106 = 0,99, так как 0,99 ≤ 1, ZN = 1.

4.Вычислим допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса по формуле: [σН] = (σНlim/SHmin)*ZN, а так как передача прямозубая, то расчетную величину контактных напряжений получим по формуле [σн] = ([σн]1 + [σн]2)/2 ≤ 1,25*[σн]min , где [σн]min – меньшее из двух.

Подставляя известные значения, получим:

для шестерни [σн]1 = (1118/1,1)*1 = 1016 МПа;

для колеса [σн]2 = (1118/1,1)*1 = 1016 МПа;

расчетная [σн] = (1016+ 1016)/2 = 1016МПа < 1,25*1016МПа.

Определим допускаемые напряжения изгиба.

1.По табл. 8.8 Учебника находим пределы контактной выносливости и минимальный коэффициент безопасности:

σFlim = 550 МПа;

SFmin = 1,75.

2. Принимаем коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки YА = 1 (при односторонней нагрузке). Коэффициент долговечности YN рассчитываем аналогично ZN.

____________________

YN = 6√NFG/NFE ≥ 1 но ≤ 4

По рекомендации стр.182 Учебника принимаем NFG = 4*106 – для всех сталей. При использовании типовых режимов нагружения имеем NFЕ = μF*NK ,где μF = 0,143находим по табл. 8.9, NK уже рассчитан выше.

Подставляя известные значения, получим:

NFЕ1 = 0,143*291*106 = 41,6*106 МПа;

NFЕ2 = 0,143*108*106 = 15,4*106 МПа;

________________________________________

YN1 = 6√4*106/41,6*106 = 0,31

_____________________________________

YN2 = 6√4*106/15,4*106 = 0,5

Т.к. полученные YN1 и YN2 ≤ 1, то принимаем YN1 = YN2 = 1.

3.Рассчитываем предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба.

F]1 = [σF]2 = (σFlim/SFmin)*YA*YN = 550/1,75*1*1 = 314,3 МПа.

Определим максимальные допускаемые напряжения.

Т.к. материал шестерни и колеса один и тот же, то получаем одинаковые значения.

1.Рассчитаем максимальные допускаемые напряжения изгиба, учитывая, что по рекомендациям учебника Sst = 2 и при m = 6 – Kst = 1,3, YN max = 4.

F]max = σFlim*YN max*Kst/Sst= 550*4*1,3/2 = 1430 МПа.

Рассчитаем геометрические параметры колеса.

1. Определим крутящие моменты:

- на ведущем валу редуктора: T1 = P11, где ω1 = πn1/30;

- на выходном валу редуктора: T2 = T1*i*η, где η = 0,97(по рекомендации учебника для цилиндрической передачи при жидкой смазке и 8-ой степени точности – стр. 168 У).

Подставляя известные значения, получим:

ω1 = 3,14*970/30 = 101,5с-1;

T1 = 14*103/101,5 = 138 H*м = 138*103 H*мм;

T2 = 138*2,7*0,97 = 361 H*м = 361*103 H*мм;

2.Найдем межосевое расстояние aw по формуле:

_________________________

aw ≈ 0,85*(u+1)*3√(Eпр*T2*K*K)/([σH]2*u2ba)

- по рекомендациям Учебника принимаем стандартный коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния ψba = 0,4;

- коэффициент распределения нагрузки между зубьями КНα рассчитываем для прямозубых передач по формуле: КНα = 1 +0,06*(nст – 5) ≤ 1,25,nст = 8;

- коэффициент ширины колеса относительно диаметра находим по формуле ψbd = 0,5*ψba*(u+1) ≤ ψbd max = 0,8(ψbd max найдено по табл.8.4 Учебника);

- коэффициент концентрации нагрузки КНβ находим по рис. 8.15 Учебника, график V при НВ > 350.

- приведенный модуль упругости находим по формуле Eпр = 2*Е12/(Е12), где Е1 = Е2 = 2,1*105 МПа – для сталей;

Подставляя известные значения, получим:

КНα = 1 + 0,06*(8 – 5) = 1,18, т.к. 1,18 < 1,25, то принимаем КНα = 1,25;

ψbd = 0,5*0,25*(2,7+1) = 0,46 < 0,8;

Eпр = 2*2,1*105*2,1*105/(2,1*105+2,1*105) = 2,1*105 МПа;

КНβ ≈ 1

_________________________________________

aw ≈ 0,85*(2,7+1)*3√(2,1*105*361*103*1,18*1,3)/( 1016 2*2,72*0,4) = 106,3 мм.

По стр. 143 Учебника выбираем стандартное значение межосевого расстояния 2-го ряда, близкое к рассчитанному значению aw = 110 мм.

3.Рассчитаем окружной модуль зубьев. Для этого:

- найдем ширину колеса bw по формуле: bw = ψba*aw;

- выберем по табл. 8.5. Учебника коэффициент ψm = 30;

- воспользуемся формулой mn = bw/ ψm.

Подставляя известные значения, получим:

bw = 0,25*110 = 27.5 мм;

mn = 27,5/30 = 0,9 мм.

По табл. 8.1 Учебника, в соответствии с ГОСТом 9563-80, выбираем стандартное значение модуля 1-го ряда, близкое к рассчитанному значению mn = 1мм.

4.Находим число зубьев.

- примем в соответствии с рекомендациями пр.8.7 Учебника коэффициент осевого перекрытия εβ = 1,1, из формулы εβ = bw*sin β/(π*mn)найдем β:

- рассчитываем суммарное число зубьев колеса и шестерни: zΣ = 2*aw/(mn);

-рассчитываем число зубьев шестерни: z1 = zΣ/(u+1);

- рассчитываем число зубьев колеса: z2 = zΣ - z1.

Подставляя известные значения, получим:

Подставляя известные значения, получим:

sin β = εβ*π*mn/bw =1,1*3,14*1/27,5 = 0,1256;

β = argsin 0,1256 ≈ 8о ( выполняется рекомендация пр.8.7: 8о≤β≤20о)

рассчитаем соsβ = 0,9902

zΣ = 2*110/1=220

z1 = 220/(2,7+1) = 59,5 принимаем целое значение z1 = 60> zmin = 17;

z2 = 220–60 = 160.

При этом фактическое число передачи uф = z2/ z1 = 160/60 = 2,66 (что больше стандартного 2,7 на 0,01%, что допустимо).

5.Найдем делительные диаметры,

- делительный диаметр шестерни d1 = mn*z1, d1 = 1*60= 60 мм;

- делительный диаметр колеса d2 = mn*z2,d2 = 1 *160= 160 мм.

Наши рекомендации