Методика «Память на числа»
Методика «Оперативная память».
Цель: изучение кратковременной памяти.
Материалы и оборудование: бланк методики диагностики оперативной памяти, секундомер, карандаш.
Бланк методики
Диагностики оперативной памяти
№ ряда | Сумма | № ряда | Сумма |
Стимульный материал
№ ряда | Сумма | № ряда | Сумма |
1. | 5, 2, 7, 1, 4 | 6. | 4, 2, 3, 1, 5 |
2. | 3, 5, 4, 2, 5 | 7. | 3, 1, 5, 2, 6 |
3. | 7, 1, 4, 3, 2 | 8. | 2, 3, 6, 1, 4 |
4. | 2, 6, 2, 5, 3 | 9. | 5, 2, 6, 3, 2 |
5. | 4, 3, 6, 1, 7 | 10. | 3, 1, 5, 2, 7 |
Ключ
№ ряда | Сумма | № ряда | Сумма |
1. | 6. | ||
2. | 7. | ||
3. | 8. | ||
4. | 9. | ||
5. | 10. |
Порядок проведения исследования.Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 сек.
Интерпретация результатов. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше.
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.
Исследование объема кратковременной памяти
Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.
Первый набор 5241 96023 254061 7842389 34682538 598374623 6723845207 | Второй набор 7106 89934 856086 5201570 82744525 715843413 1524836897 |
Третий набор 1372 64805 725318 0759438 52186355 132697843 3844528716 | Четвертый набор 1425 32069 160378 4865329 52583795 576294538 7981562846 |
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"
Обработка результатов
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
- ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";
- наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
- количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
- коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:
Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.
Анализ результатов
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания | |
Коэффициент объема памяти /Пк/ | Уровень кратковременного запоминания |
10 8-9 7 6-5 3-4 | очень высокий высокий средний низкий очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.
Методика «Память на числа»
Цель проведения методики: оценка зрительной памяти, её объема и точности.
Материалы и оборудование: секундомер, бланк, карандаш, стимульный материал.
Бланк теста
Испытуемый: ________________
Дата: _______________________
Экспериментатор: ____________
Количество правильно воспроизведенных чисел: _______
Стимульный материал
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те числа, которые запомнили».
Процедура исследования: обследуемым демонстрируется в течение 20 сек таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Обработка и интерпретация результатов.Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 чисел и больше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура занимает мало времени.