Экономические величины и показатели
Тема . Системное описание экономического анализа
1. Сущность экономического анализа (для юристов только первый вопрос)
2. Задачи экономического анализа
3. Экономические величины и показатели
4. Сравнение в экономическом анализе
5. Этапы экономического анализа
Сущность экономического анализа
Экономический анализ – одна из важнейших функций управления. Поэтому его назначение необходимо исследовать, исходя из его целей и задач, его роли в управлении хозяйственной системой.
Функцию экономического анализа можно определить как выявление и исследование экономических свойств и отношений объектов.
В качестве входа экономического анализа как системы может выступать как объект в целом, так и его свойства.
Объектом экономического анализа является хозяйственная система или процесс, свойства которых следует выявить и исследовать. Исследуемые свойства и параметры объекта – предмет экономического анализа. Количественная определенность предмета экономического анализа – экономическая величина.
Выход – результат экономического анализа. Экономический анализ по существу представляет собой исследование количественных аспектов экономических явлений. Основа такого исследования – измерение. Результатом измерения являются числа. Однако результат экономического анализа не числа, как таковые, а то содержание, которое они выражают, или их экономическая интерпретация.
Процессор – все то, что обеспечивает отображение предмета анализа в численные результаты и их истолкование. Процессор любой системы включает в себя оснащение, упорядоченность, субъективный фактор.
Оснащение в экономическом анализе – это, прежде всего, аналитические модели, алгоритмы. К оснащению же следует отнести используемые в экономическом анализе формулы, единицы измерения, эталоны и т.д.
Упорядоченность включает в себя последовательность выполняемых операций и правила, действующие на каждом шаге последовательности. Поскольку анализ – это всегда сравнение, то элементами упорядоченности при описании экономического анализа, являются правила и методы сравнений.
Субъективный фактор. Человек может выступать в роли конструктора аналитической модели, в роли объекта анализа, в роли лица, готовящего исходящие данные и интерпретирующего результаты экономического анализа. И везде он вносит субъективный элемент в процесс экономического анализа. Необходимость рассматривать субъективный фактор как существенный элемент аналитической работы – специфическая черта экономического анализа.
Методы и организация анализа различны в зависимости от иерархии той или иной экономической системы. Учитывая особенности в методах и организации анализа, выделяют макро- и микроэкономический анализ.
Макроэкономический анализ – это народнохозяйственный анализ, т.е. анализ результатов функционирования экономики в целом, а также в отраслевом, территориальном и программном разрезах.
Микроэкономический анализ – это анализ хозяйственной деятельности основных звеньев экономики (предприятий, фирм, организаций).
Главным условием экономического благополучия является проведение постоянного экономического анализа состояния фирмы. Та фирма, в которой серьезно ведется аналитическая работа, способна раньше распознать надвигающуюся опасность, оперативнее отреагировать на нее и с большей вероятностью избежать или уменьшить потери.
Задачи экономического анализа
Результат экономического анализа определяется его задачами. Наиболее значимыми являются следующие три направления:
1. оценка состояния производства и выявление изменений в нем в пространственно-временном разрезе;
2. выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансово-производственном состоянии, и оценка степени их влияния;
3. выявление резервов повышения эффективности функционирования предприятия.
Кроме трех основных на анализ возлагаются такие задачи, как:
- контроль выполнения требований коммерческого расчета;
- контроль выполнения плана;
- определение рациональности использования ресурсов;
- раскрытие причинно-следственных связей между финансовой и производственной деятельностью;
- изучение интенсивности и формы связи экономических показателей;
- выявление наиболее информативных синтетических показателей;
- прогноз основных тенденций в финансовом состоянии;
- сравнение с другими предприятиями;
- разработка мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов и др.
Экономические величины и показатели
Предмет экономического анализа – вход – экономическая величина. Понятие экономической величины является основным для экономического анализа.
Экономическими величинами являются стоимость, рентабельность, уровень организации, работоспособность структуры, эффективность деятельности и т.д.
Экономические величины обладают целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать в процессе экономического анализа.
Экономические явления отличаются большой разнородностью, что накладывает определенные ограничения на возможность их сравнения и анализа.
Проблемы однородности (разнородности) возникают также при выборе определений и взаимоувязке единиц измерений, обобщении измеренных значений и получении результатов измерений, сравнении полученных результатов и т.д.
Величины разделяются на аддитивные и неаддитивные, экстенсивные и интенсивные, метрические и неметрические.
Величина аддитивна, если на множестве объектов измерения ей может быть придан смысл операции сложения. К экстенсивным относят величины, для которых выполняется принцип аддитивности. Величины, которые можно измерить в интервальных шкалах – метрические величины. Неметрические величины – неаддитивны. Многие экономические величины являются неаддитивными. В частности, такие свойства экономических объектов, как эффективность, организованность, потенциал являются эмерджентными, поэтому соответствующие экономические величины неаддитивны.
Еще одним важным признаком разделения величин является их наблюдаемость. Непосредственно не наблюдаемые, «скрытые» свойства называются латентными. Измерение такой величины может быть только косвенным на основе измерения других величин, называющихся в этом случае индикаторами.
Важная особенность экономических величин – нормативность. Нормативность предполагает, что общество выработало определенную позицию относительно желаемого направления развития экономической величины. Нормативность – специфическая черта экономического анализа. Она обусловлена целенаправленностью в использовании результатов анализа и результатов принятия решений.
Для проведения экономического анализа исследуемые величины должны быть определены качественно и количественно. В процессе экономического анализа определение экономической величины проходит следующие стадии:
1) концептуализация – качественное теоретическое описание сущности определяемого свойства (величины);
2) формализация – установление количественных параметров, определяющих анализируемую величину, а также наличия и формы логических и формальных зависимостей между ними;
3) операционализация – указание способов идентификации, измерения, конструирования, моделирования и анализа отображаемой в понятии величины.
Средством перевода качественных определений на язык количественных представлений служат экономические показатели. Понятие «показатель» не имеет однозначного толкования. Можно выделить три направления в понимании показателя:
- первое связанно с отождествлением показателя и индикатора. Под индикатором понимаются объекты или явления, объективно существующие, наблюдаемые, выбираемые исследователем, на основании которых судят о других объектах, их свойствах, характеристиках, состояниях.
- второе: под показателем понимают инструмент исследования, в качестве которого выступает специально конструируемая модель, предназначенная для измерения исследуемых объектов и их свойств;
- третье: показатели – это числа, являющиеся результатом исследования, характеризующие ту или иную особенность общественных явлений.
Результаты измерения и анализа обусловлены не только спецификой экономической величины, но и моделью отношений, зафиксированной в показателях; их экономической интерпретацией; выбором основных и производственных величин и отношением между ними; размеренностью величин; а также условиями измерения.