Общая характеристика товарной политики предприятия
АНАЛИЗ ТОВАРОВ И ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Товарная политика предприятия — это система решений и действий предприятия, связанных с разработкой и управлением его товарами. Наличие у предприятия продуманной товарной политики позволяет правильно формировать ассортимент, поддерживать удачные товары и устранять нежелательные, извлекать из товаров наибольшую выгоду, своевременно и с пользой внедрять новые товары. Товарная политика предприятия влияет на его прибыль и конкурентоспособность. Поэтому необходимо анализировать не только сами товары, но и оценивать в целом работу предприятия с товарами, т. е. товарную политику. Задачи анализа товарной политики:
—оценить, насколько она соответствует вышеизложенным целям;
—выявить недостатки и возможные направления ее совершенствования.
Прежде чем делать анализ, необходимо изучить соответствующие теоретические вопросы, которые рассматриваются в разделе «Управление товарами» данного пособия.
Ниже приведены вопросы, с помощью которых можно сделать обобщенный анализ товарной политики предприятия, и примерное содержание ответов.
1. Нацеливает ли предприятие свои товары на конкретные сегменты рынка или нет? Примерные ответы:
—Сегменты определены достаточно точно; известны не только демографические характеристики покупателей, но и экономические, психологические, поведенческие и т. д.
—Сегменты определены в общих чертах, предприятие ориентируется на определенный возраст и пол людей без учета их других характеристик.
—Предприятие стремится ориентироваться на массовый рынок, без выделения конкретных сегментов покупателей.
—На предприятии не задумываются о рыночной ориентации товаров.
2. Делается ли на предприятии анализ выпускаемых (продаваемых) товаров?
—Руководители и специалисты устно обсуждают товары, их привлекательность для покупателей и для предприятия.
—Выполняются расчеты экономической эффективности товаров.
—Делается оценка конкурентоспособности товаров и т. п.
3. Известно ли на предприятии, на какой стадии жизненного цикла находятся его товары? На какой стадии находится весь рынок товара? На какой стадии находятся конкретные модели товаров данного предприятия? Учитывает ли предприятие эти обстоятельства в маркетинге?
4. Существует ли на предприятии определенный порядок внедрения новых товаров и формирования ассортимента?
—Этим занимается единолично руководитель предприятия на основе своих предпочтений, опыта, интуиции и т. п.
—На предприятии существует специальный работник или отдел, который занимается этими вопросами.
—Используются специальные методики сбора и оценки идей новых товаров.
5. Учитываются ли предприятием требования покупателей при разработке товаров и формировании ассортимента?
—Предприятие базирует свои разработки на маркетинговых исследованиях.
—Проводится тестирование новых продуктов или идей новых продуктов.
—Требования покупателей учитываются лишь интуитивно.
6. Следит ли предприятие за жалобами покупателей (клиентов)? Как реагирует на них? Уменьшается или увеличивается количество жалоб?
7. Насколько регулярно проводится обновление товаров и ассортимента?
8. Использует ли предприятие марочные обозначения для своих товаров?
Как оно позиционирует свои марки на рынке? Зарегистрированы ли марочные обозначения? Насколько эффективным для предприятия оказывается использование марок? Целесообразно ли вообще использовать марочные обозначения для данного типа товаров? Использует ли предприятие безмарочный подход? Для каких товаров?
9. Какие функции придает предприятие упаковке своих товаров?
- Упаковка используется, в основном, для предохранения товара и потому, что этого требуют стандарты.
— Упаковка используется для привлечения внимания покупателей, для стимулирования покупок.
10. Какие направления формирования ассортимента использует предприятие (узкая специализация, вертикальная интеграция, диверсификация и т. д.)? Чем это обусловлено? Насколько целесообразен такой ассортимент?
Далее необходимо сделать обобщающие выводы об эффективности проводимой на предприятии товарной политики, указать возможные направления ее совершенствования. Для большей наглядности и лучшего восприятия результаты анализа товарной политики можно представить в виде таблицы. Эту таблицу можно привести в начале раздела, а затем показать более подробный анализ, либо после основного анализа в качестве итога. Пример такого оформления приведен в табл. 14.1.
Таблица 14.1 Состояние товарной политики предприятия (пример)