Тела вращения и их изображения
План лекции:
1. Шар и его изображение. Цилиндр и его изображение.
2. Конус и его изображение.
1. Шар - одна из простейших фигур, обладающая разнообразными свойствами. Некоторые из них были известны еще древнегреческим математикам.
Поверхность шара называется сферой. Определяются сфера и шар аналогично тому, как определяются окружность и круг на плоскости.
Сферой называется множество точек пространства, удаленных от данной точки на заданное положительное расстояние. При этом данная точка называется центром сферы, а данное расстояние - ее радиусом.
Шаром называется множество точек пространства, находящихся от данной точки на расстоянии, не большем некоторого данного положительно расстояния. Данная точка - это центр шара, а данное расстояние - радиус шара.
Заметим, что радиусом шара и сферы называют не только расстояние, но также любой отрезок, соединяющий их центр с точкой на сфере.
Диаметр шара и сферы - это любой отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр, а также длина этого отрезка.
Если шар пересечь плоскостью, проходящей через его центр, то пересечением будет круг, радиус которого совпадает с радиусом шара. Этот круг называют большим кругом, а его окружность - большой окружностью или экватором.
При параллельном проектировании шар изображается в виде круга того же радиуса. Чтобы сделать изображение шара более наглядным, рисуют проекцию какой-нибудь большой окружности, плоскость которой не перпендикулярна плоскости проекции. Эта проекция будет эллипсом. Центр шара изобразится центром этого эллипса
Теперь можно найти соответствующие полюсы N и S при условии, что отрезок, их соединяющий, перпендикулярен плоскости экватора. Для этого через точку О проводим прямую, перпендикулярную АВ и отмечаем точку С – пересечение этой прямой с эллипсом; затем через точку С проводим касательную к эллипсу, изображающему экватор. Доказано, что расстояние СМ равно расстоянию от центра шара до каждого из полюсов. Поэтому, отложив отрезки ON и OS, равные СМ, получим полюсы N и S.
Рассмотрим один из приемов построения эллипса: строят окружность с диаметром и проводят хорды, перпендикулярные диаметру (рис. 171). Половину каждой из хорд делят пополам и полученные точки соединяют плавной кривой. Эта кривая - эллипс, большой осью которого является, а центром - точка О.
2. Прямой круговой цилиндр - геометрическое тело, образованное заключенными между двумя параллельными плоскостями отрезками всех параллельных прямых, пересекающих круг в одной из плоскостей, и перпендикулярных плоскостям оснований (рис. 172).
Радиусом цилиндра называется радиус окружности его основания. Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями его оснований. Его осью называется прямая, проходящая через центры окружностей оснований
3. . Конусом называется тело, образованное всеми отрезками, соединяющими данную точку - его вершину - с точками некоторого круга - основания конуса.
Отрезки, соединяющие вершину конуса с точками окружности основания, называются его образующими. центр основания - точку О и перпендикулярно проводят отрезок OS, который изображает высоту конуса. Из точки S проводят к эллипсу касательные (это делают на глаз, прикладывая линейку) и выделяют отрезки SC и SD этих прямых от точки S до точек касания С и D. Заметим, что отрезок CD не совпадает с диаметром основания конуса (рис. 173).
Конус называется прямым, если прямая, соединяющая его вершину с центром окружности основания, перпендикулярна основанию.
Высотой конуса называется расстояние от его вершины до основания.
Литература
1. Стойлова, Л.П. Математика [Текст]: учеб.пособие для студентов средн. пед. учеб. заведений – 3 –е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
2. Стойлова, Л.П., Пышкало, А.М. Основы начального курса математики [Текст]: Учебное пособие для учащихся педучилищ по специальности №2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательных школ». – М.: Просвещение, 1988.
3. Виленкин, Н.Я., Пышкало, А.М., Стойлова, Л.П. Математика [Текст]: учеб. пособие для студентов пединститутов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвещение. 1977.
4. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1997.
РАЗДЕЛ 3 .НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И НУЛЬ
ТЕМА Аксиоматическое построение системы натуральных чисел
Как уже было сказано, натуральные числа получаются при счете предметов и при измерении величин. Но если при измерении появляются числа, отличные от натуральных, то счет приводит только к числам натуральным. Чтобы вести счет, нужна последовательность числительных, которая начинается с единицы и которая позволяет осуществлять переход от одного числительного к другому и столько раз, сколько это необходимо. Иначе говоря, нужен отрезок натурального ряда. Поэтому, решая задачу обоснования системы натуральных чисел, в первую очередь надо было ответить на вопрос о том, что же представляет собой число как элемент натурального ряда. Ответ на него был дан в работах двух математиков - немца Грассмана и итальянца Пеано. Они предложили аксиоматику, в которой натуральное число обосновывалось как элемент неограниченно продолжающейся последовательности.
Основные понятия и аксиомы. Определение натурального числа
В качестве основного понятия при аксиоматическом построении арифметики натуральных чисел взято отношение «непосредственно следовать за », заданное на непустом множестве N.
Элемент, непосредственно следующий за элементом а, обозначают а'.
Суть отношения «непосредственно следовать за » раскрывается в следующих аксиомах.
Аксиома 1. В множестве N существует элемент, непосредственно не следующий ни за каким элементом этого множества. Будем называть его единицей и обозначать символом 1.
Аксиома 2. Для каждого элемента а из N существует единственный элемент а', непосредственно следующий за а.
Аксиома 3. Для каждого элемента а из N существует не более одного элемента, за которым непосредственно следует а.
Аксиома 4. Всякое подмножество М множества N, обладающее свойствами: 1) 1 М; 2) из того, что а содержится в М, следует, что и а' содержится в М, совпадает с множеством N.
Сформулированные аксиомы часто называют аксиомами Пеано.
Используя отношение «непосредственно следовать за» и аксиомы 1-4, можно дать следующее определение натурального числа.
Определение. Множество N, для элементов которого установлено отношение «непосредственно следовать за », удовлетворяющее аксиомам 1-4, называется множеством натуральных чисел, а его элементы - натуральными числами.
Выбирая в качестве множества N некоторое конкретное множество, на котором задано конкретное отношение «непосредственно следовать за », удовлетворяющее аксиомам 1-4, мы получим модель данной системы аксиом.
Стандартной моделью системы аксиом Пеано является возникший в процессе исторического развития общества ряд чисел:
1,2,3,4,...
Каждое число этого ряда имеет свое обозначение и название, которое мы будем считать известными.
Определение. Если натуральное число b непосредственно следует за натуральным числом а, то число а называется непосредственно предшествующим (или предшествующим) числу b.
Отношение «предшествует» обладает рядом свойств. Они формулируются в виде теорем и доказываются с помощью аксиом 1-4.
Теорема 1. Единица не имеет предшествующего натурального числа.
Истинность данного утверждения вытекает сразу из аксиомы 1.
Теорема 2. Каждое натуральное число а, отличное от 1, имеет предшествующее число b, такое, что
b' = а.
Аксиоматическое построение теории натуральных чисел не рассматривается ни в начальной, ни в средней школе. Однако те свойства отношения «непосредственно следовать за », которые нашли отражение в аксиомах Пеано, являются предметом изучения в начальном курсе математики. Уже в первом классе при рассмотрении чисел первого десятка выясняется, как может быть получено каждое число. При этом используются понятия «следует» и «предшествует». Каждое новое число выступает как продолжение изученного отрезка натурального ряда чисел. Учащиеся убеждаются в том, что "за каждым числом идет следующее, и притом только одно, что натуральный ряд чисел бесконечен. И, конечно, знание аксиоматической теории поможет учителю методически грамотно организовать усвоение детьми особенностей натурального ряда чисел.