Задание 1. Приведите 5 примеров проявления дизорфографии у младших школьников (индивидуальная работа в тетради)
ПЗ 1. Определение понятия дизорфография, видов дизорфографии
План
1. Понятие дизорфография
2.Виды дизорфографии
Литература:
И.В.Прищепова Дизорфография младших школьников. изд КАРО, 2006
Понятие дизорфография
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.
Особая категория стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соответствующих правил детьми с сохранным интеллектом и устной речью правомерно называть дизорфографией.
Дети не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим карова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных.
Задание 1. Приведите 5 примеров проявления дизорфографии у младших школьников (индивидуальная работа в тетради)
2.Виды дизорфографии
По степени выраженностидизорфографии:
Тяжелая – низкий уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего.
Средняя – в основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне.
Легкая –выполняется более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные — на среднем и высоком уровнях.
По характеру проявления:
Морфологическаядизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).
Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
Смешаннаядизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи:
-трудно увидеть «опасное место» в слове,
-сложно подобрать проверочное слово,
-хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
ОТЛИЧИЯ причин возникновения дисграфии и дизорфографии:
При дисграфии на письме наблюдаются специфические ошибки, обусловленные недоразвитием сторон речи .Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии.
При дизорфографии на письме наблюдаются ошибки, обусловленные трудностями навыка морфологического анализа, то есть ребенок с трудом ориентируется в морфологической структуре слова, определении частей слова (корня, суффикса, приставки ), в подборе проверочных слов.
От дизорфографии следует отличать случаи, когда ребенок не выучил правил, запустил программный материал. В таких ситуациях оказывается достаточной помощь репетитора.
Дизорфографический дефект связан с несформированностью у школьников:
-базовых компонентов грамотности,
-уровнем развития речи,
-«языковым чутьем»;
-владением произвольными действиями с языковыми единицами;
-компонентами словесно-логического мышления
-речеслуховой памятью;
-процессами внимания, памяти; мыслительные операции.
При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций:
-ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря,
- низкая познавательная активность к языковому оформлению речи,
- трудности в сравнении звуковых единиц речи,
-несформированность дифференцировки лексического и грамматического значения,
-низкий уровень усвоения грамматических закономерностей.
- несформированность морфологических обобщений,
-недостаточная сформированность навыков оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.),
-нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова).
- трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.
Зачастую дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
-фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- дисграфию и дислексию ;
-различную неврологическую симптоматику( минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
- пренатальную и постнатальную патологию.
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:
* снижение слухоречевой памяти;
* нарушение буквенного гнозиса;
* нарушение динамического праксиса руки;
* затруднено восприятие ритмической структуры слова;
* нечеткая дикция, плохая артикуляция;
* нарушение лексико-грамматического строя речи.
С учетом степени трудности овладения школьниками с дизорфографией орфограммами выделены следующие их группы:
Первая группа - орфограммы на основе морфологического принципа написания: написание безударной гласной в корне, непроизносимых согласных, двойной согласной в простейших словах, парной согласной. Именно в них отмечается наибольшее количество ошибок.
Вторая группа- орфограммы средней степени трудности (на основе традиционного принципа написания и правил графики, например, написание -гн-, -гк-, -стн-, -оло-, -оро-, разделительный мягкий знак, правописание слов с непроверяемым написанием, прописная буква в именах, отчествах, и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек).
В третью группувходят орфограммы относительно легкие для усвоения на основе фонематического принципа написания (обозначение мягкости согласных на письме).
Таким образом, под влиянием школьного обучения успешнее всего развиваются и поддаются коррекции процессы фонематического восприятия, анализа и синтеза, являющиеся базовыми для овладения правилами на основе фонематического принципа. Усвоение этих правил предполагает достаточное развитие дифференциации фонем, умение соотносить фонемы с соответствующей графемой, развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.