Индивидуальная работа с родителями младших школьников

…Очевидно, что на деятельность учителя влияет позиция родителей по отношению к ребенку, то есть наличие или отсутствие гармонии между членами семьи. Отношения в семье должны строиться на основе доброжелательности, уважения и любви. Понимание и принятие родителями может в чем - то и различной позиции своего ребенка. Практика показывает, что стиль поведения ребенка в семье не всегда совпадает с взлелеянным родителями образом. И если нет понимания, в этом неприятии кроется суть основных семейных конфликтов. Поэтому очень важно учителю разбираться в истоках родительских позиций по отношению к ребенку. В литературе существует много подходов к определению позиций родителей в семье. Не подвергая сомнению характеристику типов взаимоотношений в семье разных авторов , мы все же хотели бы выделить четыре самых типичных для современных семей, на наш взгляд, позиций родителей по отношению к своим детям. Это: «Ребенок – сберкнижка», «Ребенок – собственность», «Ребенок – обуза» и «Ребенок – маленький друг».

Позиция «Ребенок – сберкнижка» весьма распространенная форма любви и отношения родителей к своим детям. В ее основе жесточайший родительский эгоизм. Он выражается в том, что родители рожают и воспитывают ребенка для себя в будущем. Причем трагедия этого типа заключается в том, что родители, рассчитывая на высокие «проценты» отдачи любви, уважения, долга в будущем, зачастую пренебрегают настоящим. В итоге вместо радости открытия ребенка в каждой совместно прожитой минуте – мучительное ожидание отдачи.

Позиция «Ребенок-собственность» - один из самых опасных видов отношения к ребенку со стороны родителей. Такие родители уподобляются герою повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», сказавшему своему сыну Андрею: «Я тебя породил, я тебя и убью». В этом случае, ребенок рассматривается как собственность того или иного родителя, принадлежащего ему по праву. Причем следует отметить две крайние тенденции, характеризующие этот тип отношения к ребенку, Если он живет в любящей семье и является ее кумиром, то все проблемы решаются родственниками. Основной девиз такой семьи – «У ребенка не должно быть никаких проблем». Безоговорочное рабство покупается за счет благ в виде хороших игрушек, красивой одежды, вкусной еды. Если же этот тип отношений реализуется в семье, пренебрегающей нравственными ценностями или в семье с пьющими родителями, то для ребенка наступает сущий ад. Он становится либо забитым, со страхом, взирающим на каждого взрослого, либо убегает из дома, и скитается, где придется. Плоды такой позиции мы можем наблюдать в нашем обществе повсеместно.

Позиция «Ребенок – обуза» - самый обидный для ребенка тип отношений. Как правило, это нежданный, незапланированный или просто нелюбимый, в силу различных причин, ребенок. Он чувствует себя ненужным, лишним в такой семье. Родители постоянно подчеркивают, как много ценного времени и сил он отнимает, как никчемны его проблемы, да и сам не более чем надоедливое существо. Именно такой тип часто толкает ребенка к суициду или на улицу или в референтную группу с отрицательной направленностью.

И, наконец, позиция «Ребенок – маленький друг». Самая благодатная позиция для реализации индивидуального подхода к ребенку в деятельности учителя. Это самый верный и гуманистический тип отношений. В его основе лежит взаимодействие равноправных партнеров. Только один более старший, а значит и более мудрый, а другой младше и менее опытен в разрешении жизненных коллизий. Родители, принимая позицию ребенка, стараются заложить в нем основы взаимной любви и уважения, принятия семейных ценностей. В таких семьях царит атмосфера дружбы и любви. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что нет специальной науки любви – есть наука человечности. Воспитанный на принципах такой науки ребенок становится субъектом своей собственной деятельности и поведения, что помогает ему занять адекватную нишу в социуме. Взрослее он понимает, что истинная сущность любви состоит в умении отказаться от себя ради другого человека и именно в этом забвении обрести себя. Это формирует свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, умеющую принимать необходимые решения и свободно выбирать формы и содержание своей деятельности.

Выделенные позиции ребенка в семье дают возможность учителю по-разному строить свою индивидуальную работу с родителями, что, несомненно, влияет и на взаимоотношение учителя и ученика.

Результаты успешной воспитательной работы учителя зависят и от того, как реализуется в рамках семьи такой важный фактор, как преемственность поколений. Безусловно, в современном обществе, где условия жизни любой семьи регулируются законами глобализации, гораздо труднее сохранить связь поколений, чем в патриархальной семье, главенствующей в предыдущих эпохах. Но, учитывая важность таких отношений, современная педагогика предъявляет определенные требования к семье. И совсем не обязательно жить всем вместе для того, чтобы уважать старших. Это зависит, прежде всего, от климата семьи, от понимания ценности и богатства взаимоотношений между разными поколениями одной семьи.

…Правильно выстроить индивидуальную работу с родителями с максимальной пользой для детей возможно только в том случае, если учитель привлекает к ней широкую родительскую общественность. Работа с родительским советом, Советом школы или Попечительским советом требует от учителя знаний индивидуальных особенностей не только своих учеников, но и их родителей. Так как только такие знания помогут правильно выстроить индивидуальную работу с родителями с максимальной пользой для детей.

(Цитаты из работы: Петрова Л.И. Индивидуальная работа с родителями младших школьников.//Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы ХII международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб., 2005. С.263-267 )

Приложение 38

Наши рекомендации