Система показателей в экономическом анализе финансово хозяйственной деятельности. Характеристика аналитических показателей
Ознакомившись с источниками информации, привлекаемыми для экономического анализа, необходимо изучить и экономические показатели, которыми измеряется вся финансово-хозяйственная деятельность. Все многочисленные экономические показатели можно сгруппировать и свести в определенную систему. Их можно подразделить на: а) стоимостные, трудовые и натуральные - в зависимости от положенных в основу измерителей; б) количественные и качественные - в зависимости от того, какая сторона явлений измеряется; в) объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.
Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Одним из важнейших стоимостных показателей является показатель реализованной продукции. Не менее важным стоимостным показателем является показатель товарной продукции. Широко используются стоимостные показатели в сельском хозяйстве, строительстве, торговле.
Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иного измерителя зависит от физических свойств продукции (кг, т, м, литры, штуки и т.д.). Значение натуральных показателей со временем будет возрастать. Использование компьютера позволяет производить в натуральных показателях глубокий экономический анализ деятельности различных видов предприятий. В аналитической практике наряду с натуральными показателями используется их разновидность - условно-натуральные показатели. Их применяют при планировании и анализе деятельности предприятий, выпускающих изделия разнообразного ассортимента для обобщающей характеристики объема производства, для сравнительного анализа выпуска всей продукции за ряд лет. Например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок на консервных предприятиях и др. Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерении. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях, выпуск продукции текстильным комбинатом в метрах, процент выполнения плана выпуска продукции и др.
Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов. Например, для оценки производительности труда, материалоемкости, фондоотдачи и др.
Необходимо помнить, что изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так, рост производительности труда обеспечивает увеличение выпуска продукции, а увеличение выпуска продукции ведет к снижению ее себестоимости. Объемные показатели используются при анализе деятельности всех видов предприятий, выражаются в денежном измерении. Примером может служить объем выпущенной продукции, ее себестоимость, прибыль и др.
Удельные показатели являются вторичными, производимыми от соответствующих объемных показателей. Например, выпуск продукции, численность работников - это объемные показатели, а выработка на одного работника - это удельный показатель, и определяется он путем деления объема выпущенной продукции на численность работников, т.е. 23950 тыс. руб. : 245 чел. = 97,755 тыс. руб.
97,755 тыс. руб.- это выработка на одного работника (удельный показатель).
Можно показатели подразделить на общие и специфические. К общим относятся объем продукции, себестоимость и др. Примером специфических показателей могут быть прочность нити на разрыв, теплопроводность, жирность молока, урожайность картофеля и др.
По степени синтеза показатели, используемые в анализе хозяйственной деятельности, делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Обобщающие показатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка продукции одним работником. Частные показатели отражают отдельные стороны изучаемых явлений. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции (нор-мо-часы) или количество произведенной продукции в единицу рабочего времени.
Вспомогательные показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ. Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежном, натуральном измерении. Относительные показатели - это соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах, или в единицах измерения, составленных из измерителей сравниваемых показателей. Например, чел./часы. Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на стоимостные, натуральные, условно-натуральные, о чем сказано выше. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и являются причиной изменения его величины, называются факторными. Примером результативного показателя служит объем продукции, а факторных - число рабочих и средняя выработка одного рабочего (см. таблицу № 2.8).
По способу формирования различают показатели нормативные (нормы расхода сырья, электроэнергии, нормы амортизации и др.); плановые (показатели бизнес-плана); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия. Например, по данным бухгалтерского баланса предприятия можно проанализировать его финансовое состояние, определив обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами, вычислив коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и др. показатели.
Каждый из рассмотренных показателей имеет свой определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Комплексное изучение экономики предприятия предусматривает систематизацию показателей в их взаимосвязи, соподчиненности. Только при этом условии можно всесторонне и объективно изучить финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Подробно о системе комплексного анализа Вы узнаете при изучении Темы 5.
Итак, Вы получили представление об информационной базе экономического анализа, обратили внимание на то, что определяющую роль в обеспечении действенности анализа имеют состав, содержание и качество информации, привлекаемой к анализу, что важным методологическим вопросом в экономическом анализе является выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объектов исследования).Знание материала данной темы значительно облегчит Вам изучение методики экономического анализа деятельности предприятия. Чтобы убедиться в том, что Вы усвоили материал данной темы, проверьте себя, ответив на следующие вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что лежит в основе оптимальных управленческих решений?
2. Считаете ли вы, что информационная база статична? Если нет, то почему?
3. Чем могут быть вызваны экономические просчеты?
4. Какова роль экономиста, бухгалтера, менеджера, маркетолога в изучении информации?
5. Какие требования предъявляются к информации и почему?
6. Как вы понимаете соответствие всей системы экономической информации потребностям экономического анализа?
7. Что означает рациональность системы информации?
8. Без каких видов источников информации экономический анализ немыслим?
9. Каково назначение экономического паспорта предприятия?
10.Чем отличается система внутренней информации от внешней?
11.Назовите показатели, используемые в экономическом анализе. Какова роль каждого из них?
12.Какие требования предъявляются к показателям?
13.Зачем необходимо различать результативные и факторные показатели?
14.Как получают аналитические (оценочные) показатели?
15.Что означает систематизация показателей? А теперь ответьте на вопросы теста.
ЗАДАНИЕ
Тест
«Аналитические показатели»
1. По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. Как называются приведенные здесь показатели?
А. Объем продаж, количество продавцов, арендуемая площадь.
Б. Рентабельность, себестоимость, производительность труда.
2. Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей экономики (общие), другие - только в определенных отраслях. Как называются приведенные здесь показатели?
А. Калорийность продукта, урожайность, материалоемкость.
Б. Прибыль, себестоимость, показатели валовой продукции.
3. Как называются показатели, характеризующие производительность труда/ обобщающие, частные, вспомогательные (косвенные)?
А. Часовая выработка продукции одним работником.
Б. Количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ. В. Количество произведенной продукции за единицу рабочего времени.
4. Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Как называются приведенные здесь показатели?
А. Коэффициент текущей ликвидности, индекс качества, процент прибыли.
Б. 5000 рублей, 100 кг, 10 км.
5. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. Как называются приведенные здесь показатели?
А. Эффективность работы предприятия. Б. Профессиональный уровень персонала.
6. Как называются приведенные ниже показатели?
А. Данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета. Б. Платежеспособность, маневренность, прибыльность. В. Данные годового отчета.
Г. Нормы расхода электроэнергии, сырья, материалов.
Д. Плановое задание сборочного цеха
Тема 4. Виды экономического анализа финансово хозяйственной деятельности и
их роль в управлении предприятием
Изучая данную тему Вы узнаете:
• чем обусловлена классификация видов экономического анализа;
• какова роль каждого вида анализа в управленческой деятельности предприятия;
• каковы достоинства и недостатки отдельных видов экономического анализа;
• почему необходимо знать важнейшие принципы организации и методы отдельных видов экономического анализа.
4.1. Классификация видов экономического анализа финансово хозяйственной деятельности
Классификация видов экономического анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.
Виды экономического анализы хозяйственной деятельности можно представить в виде следующей схемы.
В экономической литературе экономический анализ хозяйственной деятельности классифицируют по разным признакам.
По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях экономики, или, другими словами, теорией экономического анализа.
По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (текущий, ретроспективный).
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный).
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный (сравнительный).
По объектам управления анализ подразделяют на:
а) Технико-экономический. Его цель - изучение взаимодействия
технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Проводят этот анализ технические службы предприятия.
б) Финансово-экономический анализ. Главная цель - выявление резервов роста прибыли, рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия. Этот анализ проводят финансовые службы предприятия, банки.
в) Управленческий анализ. Его цель - предоставление руководству
информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства.
Результаты анализа являются коммерческой тайной. Проводят этот анализ все службы предприятия.
г) Социально-экономический анализ. Изучает взаимосвязь социальных
и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия. Его проводят экономические служ бы управления, социологические лаборатории, статистические органы.
д) Экономико-статистический анализ. Цель – изучение массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Его проводят статистические
органы.
е) Экономико-экологический анализ. Цель – изучение взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Проводят его органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия.
ж) Маркетинговый анализ. Цель - изучение рынка сырья и сбыта продукции, спроса и предложения, конкурентоспособности продукции, формирование ценовой политики, разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности. Занимается этим служба маркетинга. С вопросами сбора и анализа маркетинговой информации Вы знакомились при изучении Рабочих тетрадей №15 и №16.
По методике изучения объектов экономический анализ может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.
При сопоставительном анализе ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах деятельности предприятия с показателями плана, данными прошлых лет.
Факторный анализ направлен на выявление величины влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей. Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Например, если темпы роста выпуска продукции опережают темпы роста ее реализации, то это свидетельствует о росте остатков готовой продукции на складе, т.е. нереализованной продукции. Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Экономико-математический анализ. С его помощью выбирается наиболее оптимальный вариант экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА.) Используется для выявления резервов снижения затрат. Более подробно об этом виде анализа будет сказано ниже (§4.3).
По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.
Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, биржами, прессой в основном на базе публичной финансовой отчетности. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим.
При комплексном анализе изучается деятельность предприятия всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны. Например, эффективность использования материальных ресурсов.
Оперативный анализ
Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Главной его задачей является постоянный контроль за рациональным функционированием хозяйственной системы, выполнением плановых заданий, процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов; целью выполнения и перевыполнения бизнес-плана. Основывается данный вид анализа на данных первичного учета (оперативно-технического, бухгалтерского и статистического) и непосредственного наблюдения за процессом производства, беседах с работниками. В первую очередь оперативному анализу подвергаются хозрасчетные показатели деятельности предприятия и его подразделений. Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: производство, отгрузка и реализация продукции; использование рабочей силы, оборудования, материальных ресурсов; себестоимость; прибыль и рентабельность и др. Отличительными чертами оперативного анализа являются использование в основном натуральных показателей и относительная неточность, связанная с приближенностью расчетов. Например, нельзя точно рассчитать на любой день месяца фактическую себестоимость выпущенной продукции; по отдельным статьям объем затрат приходится брать по нормативным данным. Точность и быстрота оперативного анализа при одновременном снижении его трудоемкости может быть обеспечена созданием на предприятиях автоматизированных систем управления