Анализ прибыльности товаров в ассортименте

Далее можно выполнить экономический анализ ассор­тимента. Он включает следующие разделы:

—анализ структуры ассортимента, т. е. структуры вы­ручки по видам товаров;

—анализ динамики объема продажи отдельных товаров;

—анализ прибыли от отдельных товаров.

Первые два вопроса излагаются в литературе по техни­ко-экономическому анализу, поэтому в данное пособие не включены. Рассмотрим, как выполняется анализ прибыль­ности товаров.

Как правило, на предприятиях имеются данные о при­были в целом по предприятию и по видам деятельности, а показатели прибыли от отдельных товаров не выделяют­ся. Чтобы определить прибыль от одного вида товаров из ассортимента предприятия, необходимо иметь данные о продаже этого товара и определить издержки, связанные с производством и реализацией именно этого вида товара. Сложность заключается в том, что некоторые затраты не связаны напрямую с отдельными товарами. Известна толь­ко общая сумма по каждой статье затрат. Требуется распре­делить общую сумму между отдельными товарами. Возмож­ны разные варианты распределения, в зависимости от того, что принято за основу. Необходимо логически решить, как целесообразнее распределить каждую статью затрат.

При этом необходимо иметь в виду два обстоятельства. Первое — «единственно правильного» варианта распреде­ления затрат не существует, хотя один из вариантов может быть предпочтительнее другого. Второе — выбранный ва­риант может существенно повлиять на показатель рента­бельности отдельного товара. А это может оказать влияние на решение руководства предприятия о дальнейшей «судь­бе» этого товара (сохранение его в ассортименте, устране­ние, увеличение удельного веса).

Пример.Предприятие производит товары трех видов — А, Б, В, которые распространяются через торговых агентов. Исходные данные о них приведены в таблицах. Необходимо определить прибыль, которую принес предприятию каждый товар в отчетном периоде. Для этого необходимо решить, как распределить между товарами коммерческие расходы, которые известны в общей сумме по предприятию. Рассмот­рим два варианта распределения затрат (табл. 15.5, 15.6).

Таблица 15.5 Отчет о прибыли относительно товаров (вариант 1)

Анализ прибыльности товаров в ассортименте - student2.ru

Анализ прибыльности товаров в ассортименте - student2.ru

Таблица 15.6 Отчет о прибыли относительно товаров (вариант 2)

Анализ прибыльности товаров в ассортименте - student2.ru

Анализ прибыльности товаров в ассортименте - student2.ru

По первому варианту коммерческие расходы распреде­лились следующим образом: затраты на оплату работы тор­говых агентов — пропорционально выручке от продажи каждого товара, поскольку эта работа оплачивалась на ко­миссионной основе; канцелярские расходы и расходы на упаковку — пропорционально количеству проданных еди­ниц товара; расходы на рекламу и административные рас­ходы — пропорционально выручке от продажи каждого товара.

По второму варианту коммерческие расходы распреде­лились так: затраты на оплату работы торговых агентов — так же, как и по первому варианту, пропорционально вы­ручке от продажи товаров; канцелярские расходы и расходы на упаковку — пропорционально числу упаковок; расходы на рекламу и административные расходы — пропорцио­нально количеству единиц товара.

Как видно из данных табл. 15.5 и 15.6, прибыль от каж­дого товара по первому и второму варианту различается. По первому варианту товар В убыточен, по второму он дает небольшую прибыль. А разница в прибыли от товаров А и Б по второму варианту значительно выше.

Анализируя ассортимент и давая рекомендации по его изменению, необходимо иметь в виду следующее обстоятельство. Предприятие должно стремиться не к максималь­ной прибыльности отдельных товаров, а к прибыльности всего ассортимента. Кроме того, предприятие должно забо­титься о своем будущем положении. Поэтому не всегда це­лесообразно оставлять в ассортименте только наиболее прибыльные товары, прекращая выпуск или продажу менее прибыльных. Прибыльность — не единственный критерий для сохранения товара в ассортименте. Необходимо учиты­вать и другие маркетинговые факторы:

—у покупателей существует потребность в товарах, ме­нее выгодных для предприятия;

—необходимо предоставлять выбор покупателям;

—предприятие должно иметь в ассортименте товары, находящиеся на разных стадиях ЖЦТ, и др.

Необходимо выяснить причины, по которым анализи­руемому предприятию стоит сохранять в ассортименте ме­нее прибыльные товары.

Наши рекомендации