Факторный анализ прибыльности

Факторный анализ – метод исследования условий реализации, состоящий в выявлении степени и быстроты влияния ранжированных по определенному признаку факторов на подразделения или направления деятельности предприятия.

Формирование системы приоритетов контролируемых показателей осуществляется следующим образом – вся система показателей, входящих в сферу каждого вида контроляприбыли ранжируется по значимости.

В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей ; затем формируется система второго уровня, показатели которой находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней.

Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями.

Пример формирования системы приоритетов контролируемого показателя суммы чистой прибыли по операционной деятельности.

Приоритеты первого порядка Приоритеты первого порядка Приоритеты первого порядка И т.д.
  Сумма чистой прибыли     Сумма доходов Уровень цен на продукцию; Объем реализации продукции; Структура реализации продукции  
    Сумма затрат Уровень цен и тарифов на услуги; Объем производства продукции; Структура производства продукции  
  Сумма налоговых платежей Изменение системы налогов; Изменение ставок налогообложения; Изменение системы налоговых льгот  
  1. Методы планирования прибыли

Управление формированием прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предполагает расчет ее планового объема. Планирование, прогнозирование суммы прибыли субъектов хозяйствования необходимо для составления текущих и перспективных финансовых планов.

Для расчета плановой суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) чаще всего используется один из следующих методов.

1. Метод прямого расчета.Планирование осуществляется на основе предварительного расчета плановых показателей выручки и себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Выручка от реализации рассчитывается умножением количества реализованной продукции на цену реализации по каждому виду продукции (работ, услуг). Плановая прибыль определяется как разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.

2. Расчет прибыли на основании показателя затрат на одну гривну продукции (уровня рентабельности продаж). Это укрупненный метод. При планировании используются данные об объеме реализации продукции (работ, услуг) и уровня рентабельности продаж, который определяется расчетно-аналитическим путем, когда значение этого показателя в отчетном периоде корректируется с учетом прогнозируемых изменений в планируемом периоде.

3. Экономический (аналитический метод). Он отличается от выше рассмотренных методов тем, что дает возможность не только определить общую сумму прибыли, но и влияние на нее отдельных показателей: объема производства (реализации продукции); себестоимости продукции; уровня оптовых цен и рентабельности продаж; ассортимента и качества продукции.

Расчет прибыли осуществляется в такой последовательности:

факторный анализ прибыльности - student2.ru определяется ожидаемая базовая прибыль и базовая рентабельность продукции;
факторный анализ прибыльности - student2.ru продукция планового периода определяется по себестоимости предыдущего периода;
факторный анализ прибыльности - student2.ru исходя из уровня базовой рентабельности, рассчитывается прибыль продукции в плановом периоде;
факторный анализ прибыльности - student2.ru рассчитывается влияние отдельных показателей на изменение прибыли в плановом периоде.

Расчет базовой прибыли осуществляется на основании отчетных или ожидаемых данных за предшествующий период.

Термины и понятия: прибыль, прибыль от реализации продукции, операционная прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, прибыльность (доходность, рентабельность).

Выводы

  1. Для целей финансового анализа различают следующие виды прибыли: прибыль от реализации продукции, операционную прибыль, прибыль к налогообложению и чистую прибыль.
  2. Чистая прибыль – основной источник пополнения собственного капитала, выплаты дивидендов, развития предприятия.
  3. План получения прибыли от реализации продукции (работ, услуг), как правило, является основным финансовым планом. Известно несколько методов определения плановой прибыли, почти все они используют в качестве исходной базы показатели плановой выручки от реализации и плановой себестоимости.

Контрольные вопросы

  1. Что такое прибыль предприятия и какие функции она выполняет?
  2. Опишите структуру формирования прибыли на предприятии.
  3. Приведите алгоритм расчета чистой прибыли.
  4. Какие показатели рентабельности Вы знаете?

Наши рекомендации