Грузы и их классификация
Вид перевозимого груза служит основой для выбора рационального типа кузова транспортного средства. Грузами являются любые предметы и материалы с момента их принятия к транспортировке и до сдачи получателю. Все грузы обладают различными физическими, химическими, биологическими и другими
свойствами, в зависимости от которых выбирается тип используемого для
перевозок АТС, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и технология
перевозок. Данного рода свойства называются транспортными характеристиками
грузов.
Транспортные характеристики грузов – это совокупность свойств
перевозимых предметов и материалов, определяющих условия и технические
средства для их перевозки, перегрузки и хранения: физико-химические свойства,
тара и упаковка, объемно-массовые характеристики, режимы хранения,
перегрузки и перевозки, а также свойства, определяющие степень опасности
перевозки.
С учетом отмеченных выше транспортных характеристик грузы могут быть
классифицированы по следующим основным признакам.
1. По физическому состоянию грузы делятся на пять основных классов:
твердые, пластичные, газообразные, сыпучие, жидкие (рис. 1).
2. По делимости грузы подразделяются на два вида: неделимые (штучные) и
делимые.
К неделимым относятся грузы, которые нельзя разделить на части без ущерба
для их целостности (труба, ящик, мешок и др.). Разновидностью штучных грузов
являются мелкоштучные грузы, которые представляют собой совокупность
предметов, легко отделяющихся друг от друга, но не допускающих погрузку
навалом. Некоторые мелкоштучные грузы (кирпич, пакеты молока и соков и др.)
для повышения эффективности их перевозок укрупняются в неделимые партии
(крупные отправки). Большинство штучных грузов: металлопродукция,
подвижная техника (самоходная и несамоходная на колесном или гусеничном
ходу), железобетонные изделия и конструкции, контейнеры, тарно-штучные 10
грузы, грузы в транспортных пакетах, крупногабаритные и тяжеловесные грузы,
лесные грузы, в соответствии с ГОСТ 26653 – 90 относятся к генеральным грузам.
Рис. 1. Классификация грузов по физическим свойствам
К делимым относятся грузы, которые могут быть разделены на части без
причинения ущерба их свойствам и назначению (песок, вода и др.).
3. По наличию тары грузы делятся на два вида: тарные и бестарные.
К тарным грузам относятся такие, которые помещаются в тару с целью их
защиты от воздействия внешней среды либо, наоборот – с целью защиты внешней
среды от вредного воздействия грузов, а также повышения их сохранности и
удобства выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР). К основной
транспортной таре относятся: ящик, бочка, барабан, мешок и фляга.
4. По способу погрузки – разгрузки грузы делятся на пять видов: переносные,
катные, навалочные, насыпные, наливные (рис. 2).
Рис. 2. Классификация грузов по способу погрузки – разгрузки
5. По массе одного грузового места грузы различаются на обычные
(легковесные), большой массы, тяжеловесные.
К легковесным относятся грузы, у которых масса одного места составляет до
250 кг, для катно-бочковых грузов (в металлических, деревянных и фанерных
бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) – до 500 кг;
Грузами большой массы являются переносные грузы массой свыше 250 кг,
катно-бочковые – более 500 кг. Погрузка и разгрузка грузов большой массы
должны осуществляться с применением машин или механизмов. К грузам
большой массы также относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие,
жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т;
Тяжеловесным является груз в упаковке и без упаковки (в том числе машины,
контейнеры, железобетонные изделия и др.), размещение которого в
транспортном средстве приводит к превышению установленной для него
допустимой полной массы или нагрузки на ось [6]. Их перевозка осуществляется
только по специальным разрешениям.
6. По размерам грузы делятся на три вида: малогабаритные, габаритные,
крупногабаритные, негабаритные.
Малогабаритными называются тарные грузы, размеры которых не превышают
1200 × 1000 × 1200 мм.
Габаритными являются грузы, перевозка которых не приводит к превышению
Правилами дорожного движения Российской Федерации габаритных параметров
для транспортных средств [6];
Крупногабаритные – это неделимые грузы, выступающие за габариты
транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем
на 0,4 м от внешнего края габаритного огня. Их перевозка осуществляется только
по специальным разрешениям. К крупногабаритным относятся также грузы c
размером одного места свыше 2,5 м по высоте, 2 м по ширине и 3 м по длине.
7. По условиям хранения и перевозки грузы делятся на пять групп: обычные,
скоропортящиеся, с резким запахом, антисанитарные, живность (рис. 3).
Рис. 3. Классификация грузов по условиям хранения и перевозки
8. По условиям защиты от внешних воздействий грузы делятся на четыре
вида: обычные; требующие защиты от атмосферных осадков, пыли; требующие
защиты от температурного воздействия; требующие защиты от ударов и
сотрясений.
9. По степени опасности грузы делятся на четыре группы: малоопасные
(стройматериалы, промышленные товары), пылящие (цемент, известь), горячие
(асфальт, битум), опасные.
Опасными считаются грузы (вещества, изделия из них, отходы
производственной и иной хозяйственной деятельности), которые в силу присущих
им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей,
нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить
материальные ценности. Опасные грузы в соответствии с международными
стандартами разделяются на девять классов:
1. Взрывчатые вещества (например, черный порох);
2. Газы сжатые и сжиженные (хлорный газ, бутан, пропан);
3. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, топливный мазут, битумные
соединения);
4. Легковоспламеняющиеся вещества и металлы (спички, фосфор, карбид
кальция);
5. Окисляющие вещества и перекиси (перекись водорода, дибензолпероксид);
6. Токсичные вещества (синильная кислота, средства дезинфекции);
7. Радиоактивные и инфекционные вещества (нитрат урана, медицинские
препараты);
8. Едкие и коррозионные вещества (серная кислота, ртуть, щелочь натрия);
9. Прочие опасные грузы (асбест, литиевые батареи, подушки безопасности
для автомобилей).
10. По использованию грузоподъемности автомобиля грузы делятся на четыре
класса (табл. 1.1).
Класс груза определяет эффективность использования подвижного состава и
уровень тарифов на перевозку единицы груза. При перевозке грузов первого
класса обеспечивается максимальное использование грузоподъемности
подвижного состава, четвертого класса – меньше чем на половину. Поэтому при
одинаковых условиях транспортировки и затратах на их выполнение грузов
первого класса будет перевезено в два раза больше, чем грузов четвертого класса.
В этом случае тариф на перевозку единицы груза первого класса должен быть
ниже, чем для грузов других классов.
Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. От вида груза зависит тип используемого для перевозок подвижного состава (ПС), погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок.
В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные. Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.
По степени опасности грузы делятся на следующие группы: малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.); опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные); пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, и т.п.); опасные грузы (сжиженные газы, кислоты и т.п.).
Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).
Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.
Крупногабаритным называется груз, погруженный в транспортное средство, вызывающий превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах.
Длинномерным называется груз, погруженный в транспортное средство, выступающий за задний борт более чем на 2 м.
По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса (табл. 1.1). Класс груза определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.
Т а б л и ц а 1.1
Классы грузов
Класс | Коэффициент использования грузоподъемности γ | |
Диапазон | Среднее значение | |
0,91...1,0 | 0,96 | |
0,71...0,9 | 0,8 | |
0,51...0,7 | 0,6 | |
0,40...0,5 | 0,45 |
Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению
,
где qф – фактическая грузоподъемность ПС; qн – номинальная грузоподъемность ПС.
В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитарные
и живность.
Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.