Пример анкеты открытого типа
Рекомендации по составлению отчёта
Летней педагогической практики
Заключительный этап летней педагогической практики предполагает анализ и обобщение её результатов, которые отражаются в отчёте о практике.
Отчёт о практике начинается со следующей фразы.
Я, ФИО (полностью), проходил (а) летнюю педагогическую практику в (указывается полное официальное название базы практики) в качестве (указывается должность или функционал практиканта).
Далее, даётся краткая характеристика базы практики: цели и задачи лагеря или пришкольной площадки, наличие планов и программ и их содержание.
Наибольшую часть отчёта составляет анализ степени соответствия полученных результатов цели и задачам практики.
Для качественного выполнения отчёта по практике необходимо ежедневно в дневнике в разделе «Итоги дня» фиксировать:
- какие мероприятия проведены в отряде или на летней площадке;
- личный вклад в мероприятие (организатор, один из организаторов, исполнитель, совместно с кем проводилось мероприятие);
- результативность каждого мероприятия;
- что необходимо изменить в мероприятии или каждом мероприятии и почему;
- что необходимо изменить в себе и почему.
Анализ отчётов по практике и дневников студентов за последние годы демонстрирует, что наиболее сложной составляющей анализа является оценка результативности проведённых мероприятий. Во многих случаях студенты пользуются эмоциональной оценкой: «Все прошло на «Ура», «Всем очень понравилось», «Все были очень довольны» и т. п. Такая оценка, как своей деятельности, так и проведённых мероприятий, во-первых, субъективна, во-вторых, чрезмерно обща. Необходимо использовать другие методы установления обратной связи с членами отряда с целью объективного оценивания проведённых мероприятий.
Например, введение показателя «активность детей» с использованием метода наблюдения. Для реализации этого метода необходимо подготовить специальный бланк, в котором предусматриваются следующие определённые графы, характеризующие активность детей (см. «Бланк наблюдения»).
Бланк наблюдения
№ п/п | Ф. И. | Принимал участие | Не принимал участие | Был активен | Скорее был активен | Скорее был пассивен | Был пассивен |
… | |||||||
… | |||||||
Анализ результатов наблюдения позволит с достаточной степенью объективности оценить активность каждого ребёнка, это - во-первых, а во-вторых, используя метод беседы выяснить причины не участия или пассивности детей в этом мероприятии.
Метод экспресс анкетирования (анонимного) позволяет также установить обратную связь с участниками мероприятия. Для реализации этого метода необходимо заранее разработать вопросы анкеты (3 - 5 вопросов). Формулировка вопросов соотносится с содержание мероприятия. По форме анкета может быть открытого и закрытого типа.
Пример анкеты закрытого типа.
Инструкция.Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, проведённое мероприятие. Отвечая на задания анкеты, подчеркни тот вариант ответа, который соответствует твоему мнению. Анкета анонимная, поэтому отвечай искренне: так как ты считаешь.
1. Мероприятие мне понравилось
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет, не понравилось.
2. Мероприятие было увлекательным
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
3. Мероприятие было весёлым
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
4. В мероприятии можно было проявить свою активность (способности, интересы и т. п.)
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
Пример анкеты открытого типа.
Инструкция. Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, проведённое мероприятие. Отвечая на задания анкеты, ты должен сам сформулировать что тебе понравилось, а что - нет и почему. Анкета анонимная, поэтому отвечай искренне: так как ты считаешь.
1. В проведённом мероприятии мне понравилось
а)
б)
в)
потому что ………………………………………………………
2. В проведённом мероприятии мне не понравилось
а)
б)
в)
потому что ………………………………………………………
3. Для того чтобы мероприятие было более интересным, я бы …………..
(предложи - что бы ты изменил) ………………………................................
Анализ результатов наблюдения, беседы, анкетирования позволит Вам более точно узнать, что необходимо изменить в мероприятии и себе, т. е. ответить на пп. 5, 6 раздела «Итоги дня».
Заполнения раздела отчёта по самоанализу логично начать с того, насколько Вы теоретически, практически и методически были подготовлены к прохождению летней педагогической практики: как освоено содержание дисциплин и каких именно, какие методики проведения и каких мероприятий освоены, где и как прошли практику по освоению содержания деятельности вожатого.
Далее необходимо проанализировать, поэтапно, как проходила Ваша практика. Начните с того, как проходило знакомство и выстраивание взаимоотношений с детьми. Отразите результаты анкетирования по выявлению интересов (см. «Анкета для выявления склонностей и интересов детей в отряде ») и насколько Вам это помогло во взаимоотношениях с детьми и в дальнейшем - при проведении отрядных мероприятий.
Отразите - какие мероприятия разработали самостоятельно и как установили результативность их проведения, какие методы при этом использовали (наблюдение, анкетирования, беседы и т. п.).
Опишите - какие сложности, трудности или проблемные ситуации возникли у Вас при прохождении практики, связанные с взаимоотношениями с детьми, коллегами, руководителями, и какие способы их разрешения Вы использовали.
В последние дни практики проведите анкетирование «Вожатый глазами детей» и проанализируйте результаты. Сформулируйте выводы - что в себе надо изменять, развивать, совершенствовать.
Сформулируйте общие выводы: насколько хорошо Вы были подготовлены к прохождению такого вида практики, что необходимо менять в образовательном процессе при освоении социально-педагогической деятельности, какие Ваши личностные качества не позволили Вам полностью реализовать цель, задачи и содержание практики.
Анкета
для выявления склонностей и интересов детей
в отряде
Фамилия___________________ Имя __________________
Возраст ______________
Инструкция. Дорогой друг! Мы хотим знать: чем ты больше интересуешься и, что тебе больше нравится. Отвечая на задания, ты должен выбрать один из трёх вариантов ответов «очень нравится», «средний интерес», «не интересно» и в соответствующем столбике поставить знак «+».
№ п/п | Задание | Очень нравится | Средний интерес | Не нравится |
Мне нравятся или нравится | ||||
Подвижные игры | ||||
Спокойные игры | ||||
Рисовать | ||||
Петь | ||||
Танцевать | ||||
Играть на музыкальных инструментах | ||||
Смотреть кино, мультфильмы | ||||
Детские аттракционы | ||||
Гулять в лесу, парке | ||||
Читать | ||||
Ходить в краеведческий музей | ||||
Посещать художественные выставки | ||||
Ходить в театр | ||||
Заниматься спортом | ||||
Сочинять сказки | ||||
Придумывать новые игры | ||||
Напиши - какие у тебя ещё есть увлечения или чем ещё ты любишь заниматься: - - - - |
Спасибо за работу!
Анкета
«Вожатый глазами детей»
Инструкция. Дорогой друг! Мне интересно знать, как ты оцениваешь мои личностные качества и над чем мне надо работать. Отвечая на задания анкеты, ты должен проставить знак «+» в соответствующей графе: «да, он такой», «иногда он такой», «нет, он не такой». Анкета анонимная, поэтому отвечай искренне: так как ты считаешь.
№ п/п | Задание | Да, он такой | Иногда он такой | Нет, он не такой |
Мой вожатый | ||||
Доброжелательный | ||||
Отзывчивый | ||||
Бездушный | ||||
Злой | ||||
Справедливый | ||||
Несправедливый | ||||
Инициативный | ||||
Ленивый | ||||
Требовательный | ||||
Неорганизованный | ||||
Строгий | ||||
Небрежный | ||||
Общительный | ||||
Необщительный | ||||
Ответственный | ||||
Безответственный | ||||
Спокойный | ||||
Неуравновешенный | ||||
Творческий | ||||
Скучный | ||||
Знающий | ||||
Невежа | ||||
Весёлый | ||||
Зануда |
Спасибо за работу!