При нарушениях зрения»

План

1. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.

2. Специфика логопедического обследования детей с нарушениями зрения.

3. Основные направления и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.

У детей с нарушениями зрения расстройства речи обусловлены ее ранним недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом», эхолалией. Отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложений. Л.С. Волкова выделяет четыре уровня сформированности речи у этой категории детей. Первый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве речевой нормы. Второй уровень. Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушено звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков и фонематических представлений. Не сформирован фонематический анализ. Третий уровень. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двусловных предложений. Нет развернутых рассказов. Отмечаются множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформировано слуховое и произносительное различение звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза. Четвертый уровень. Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесенности слова – образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Встречаются эхолалии. Страдает качественная сторона грамматического строя речи, слуховая дифференциация звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.

Изучение нарушений речи детей с нарушениями зрения и факторов, их обусловливающих, осуществляется с учетом состояния зрения, особенностей способов восприятия. По этой причине на протяжении всего обследования выполнению заданий ребенком часто должны предшествовать своеобразные инструкции, показ, совместное выполнение. Основная специфика обследования речи заключается в сборе и учете данных о состоянии зрительной функции и времени утраты или снижения зрения, причины (абсолютная слепота, остаточное зрение от 0,01– 0,04; 0,05 – 0,1; 0,1– 0,2; 0,2 до 0,4 и выше, приобретенная форма до 1 года, до 2 лет, 3 лет, с 4 до 5 лет, с 5 до 6 лет или врожденная, травмы, заболевания ЦНС, общие заболевания, неустановленные причины); о состоянии биологического слуха, взятое из медицинской карты («полный», «сниженный»); исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка в большом и малом пространствах). В остальном обследование проводится по традиционной схеме.

Основные направления и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями зрения 1. Формирование общих речевых навыков: развитие слуховой памяти детей, обучение умению слушать обращенную речь, обучение дифференцированию звуков; отработка правильного речевого вдоха и выдоха (особенно у тотально невидящих детей); формирование плавной речи с паузами между предложениями; обучение правильному интонированию, ударению и выразительности речи. 2. Развитие фонетической стороны речи: подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков; постановка звуков; дифференциация звуков; развитие фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. 3. Совершенствование импрессивной речи: развитие внимания к речи окружающих, совершенствование навыков понимания речи. 4. Развитие лексической стороны речи: обучение называнию фамилии и имени; формирование знаний о временах года, их названиях, характерных признаках; ознакомление с домашними животными; формирование представлений об овощах, фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях; закрепление знаний о предметах групповой комнаты и логопедического кабинета; формирование знаний об игрушках и играх; формирование обобщающей функции слова; знакомство детей с общественной жизнью страны. 5. Формирование грамматической стороны речи: воспитание направленного внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа; практическое усвоение некоторых форм словообразования и словоизменения. 6. Обучение связной речи: совершенствование разговорной речи; овладение элементарными формами описательной речи, умение объединять отдельные высказывания в связные сообщения – рассказ по картинке, по серии картинок; составление рассказа по описанию предметов, игрушек и действий с ними; обучение пересказу прочитанного текста. Совместная работа логопеда, воспитателя и тифлопедагога создает целостную систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения. Предметная и речевая база, создаваемая воспитателем и тифлопедагогом, используется и совершенствуется на занятиях логопеда.

Наши рекомендации