Готовность ребенка к обучению грамоте
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.
Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи.
Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Установлено также, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются тем, что речь выступает для дошкольника прежде всего как средство общения. Л.С. Выготский писал: "Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств". В исследованиях Д.Б. Эльконина, Г.П. Беляковой, Л.Е. Журовой, С.Н. Карповой, И.Н. Колобовой и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка "разведены" звуковая и смысловая стороны слова "Узловым образованием", связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, – является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове. Почему некоторые дети испытывают трудности в освоении грамоты
Лишь к семи годам дети, испытывающие трудности при обучении чтению и письму, начинают выделять речь как особую форму действительности. По развитию способности слышать в слове звуки, по способу звукового анализа они и их сверстники находятся на совершенно разных уровнях. Для большинства детей язык, в частности, звуки речи к началу обучения в школе стали предметом осознания. Уровень их речевого развития таков, что под руководством взрослого они готовы к освоению тонких форм звукового анализа – последовательному вычленению звуков в слове, к осознанию зависимости звучания от позиции звука в слове.
Дети, испытывающие трудности в освоении грамоты, к моменту поступления в школу, как правило, свободно выделяют в словах только первый звук. Вычленение гласного, следующего за согласным, уже вызывает трудности. Так, в словах Лиза и утка в качестве последнего звука эти ученики называют [з], [к] или [за], [ка]. При неразвитом фонематическом слухе такие ошибки вполне закономерны, так как безударные гласные звуки в конце слова редуцируются и потому воспринимаются как призвук предшествующего им согласного (В.И. Бельтюков, Ф.Ф. Pay). Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков. Чаще всего ученики могут определять последовательность звуков лишь в односложных словах без стечения согласных (типа мак, кот). Столкнувшись со сложностями в звуковом анализе слова, дети, испытывающие трудности в обучении грамоте, оказываются совершенно беспомощными: они или замолкают, или многократно повторяют неверно названный звук, то есть эти школьники не владеют способами звукового анализа. Иначе поступают их успевающие сверстники. В случае возникающих при звуковом анализе затруднений они прибегают к проговариванию слова. Одни делают это громким шепотом, другие энергично шевелят губами. Кроме того, у детей с задержкой психического развития на значительно более низком уровне, чем у остальных, осуществляется элементарное членение речи на предложения и слова. Правильность вычленения слов из фразы у них находится в прямой зависимости от количества входящих в нее слов и от отнесенности их к разным частями речи. Увеличение количества слов и особенно включение в их число имени прилагательного приводит к затруднениям в выделении слов из предложения.
Все это свидетельствует о том, что, вследствие нейропсихологических особенностей, у школьников, испытывающих трудности в обучении, в дошкольный период не был накоплен достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.
Состояние фонетико-фонематического слуха и звукового анализа далеко не безразлично для дальнейшего обучения ребенка. Развитый фонематический слух необходим не только для успешного обучения грамоте, но и для выработки многих разговорных и орфографических навыков. Соблюдение правильного ударения, твердости и мягкости согласных в произносимых словах определяются в основном развитием речевого слуха.
Русскую орфографию иногда называют фонематической: огромное количество орфограмм в ней связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в сильной позиции безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные в корне слова, правописание приставок и окончаний существительных, глаголов, прилагательных и т.д.).