Анализ процесса умывания детей
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Декан педагогического факультета
________________ / З. Н Козлова
«____» ________________ 2007г.
ПРОГРАММА
Учебной практики (ознакомительной)
для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование.
дополнительная специальность
1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский).
1-01 01 01-06 Дошкольное образование. Практическая психология.
Факультет педагогический
Кафедра специальных дисциплин дошкольного образования
Курс II
Семестр IV
Барановичи 2007
Разработана на основе типовой программы БГПУ им. М. Танка. — Минск, 2003.
С о с т а в и т е л ь : Кузьменкова Н. Г. — преподаватель
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой специальных дисциплин дошкольного образования педагогического факультета БарГУ
Протокол № 13 от «21» июня 2007г.
Заведующий кафедрой К.С. Тристень
Одобрена методической комиссией педагогического факультета БарГУ
Протокол № 11 от «25» июня 2007г.
Председатель Н.А. Королева
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика (ознакомительная) в дошкольных учреждениях является первым этапом работы, которая обеспечивает единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов дошкольного образования.
По учебному плану учебно-ознакомительная практика проводится на 2 курсе (IV семестр) на протяжении 10 дней (60 часов).
Ее целью является формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду.
Задачи практики:
1. Изучение специфики труда воспитателя: функции и профессиональные обязанности воспитателя в группах дошкольного возраста.
2. Развитие умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.
3. Овладение студентами средствами элементарной диагностики деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
4. Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствия программным требованиям.
5. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя детского сада и системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых воспитателю для выполнения своих функций в конкретной возрастной группе.
6. Овладение студентами способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Содержание учебной практики (ознакомительной)
Дни | Разделы и темы практики | Содержание и формы учебной работы | Управляемая самостоятельная работа студентов | Формы контроля |
1 день - 6 час | Знакомство с дошкольным учреждением - базой педагогической практики. | 1. Беседа с заведующей детским садом об особенностях организации работы, требования к трудовой дисциплине. 2. Знакомство с инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах. 3. Экскурсия по дошкольному учреждению, знакомство с методическим кабинетом. 4. Распределение студентов по возрастным группам, знакомство с воспитателями, детьми. | Изучение программы воспитания и обучения в ДОУ. | Краткий конспект инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках. |
2- день 6 час. | Изучение режима дня данной возрастной группы (1 половина дня. - прием детей, утренняя гимнастика, игровая деятельность, прием пищи, прогулка, подготовка к обеду, обед,, подготовка ко сну, сон) | Наблюдение и анализ:- условия созданные в дошкольном учреждении для проведения всех режимных процессов (наличие необходимого оборудования, соблюдение педагогических и гигиенических требований); - деятельность воспитателя, направленная на организацию и проведение режимных процессов (количество и содержание указаний, тон, характер словесных и наглядных приемов, используемых воспитателем, их результативность, реакция воспитателя на невыполнение детьми его требований); - проявление детей в процессе выполнения режимных процессов (знание последовательности этих процессов, активность, самостоятельность, контакты детей с воспитателем, помощником воспитателя; наличие негативных реакций, их причины; количество детей, запаздывающих с выполнением режима, причины); - наличие и характер взаимодействия в работе воспитателя и помощника воспитателя. | Определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Определить стиль общения воспитателя с детьми направленный на организацию и проведение режимных процессов. | Конспект утренней гимнастики, конспект проведения одного из режимных процессов в своей возрастной группе. Оформить записи в дневниках. |
3 день - 4 час. | Наблюдение и анализ режимных процессов во 2 половине дня (подъем детей после сна, закаливающие мероприятия, прием пищи, сбор на прогулку, прогулка, организация деятельности детей: трудовая, игровая, индивидуальная работа) | Наблюдение и анализ режимных процессов во второй половине дня- последовательность режимных процессов, их содержание, структура; Сравнительный анализ с первой половиной дня. | Продолжить наблюдения за стилем общения воспитателя с детьми. | Конспект одного из режимных процессов второй половины дня. |
4 день - 6 час. | Изучение и анализ особенностей организации и методики проведения прогулки в детском саду. | Наблюдение и анализ: 1. Условия, созданные для проведения прогулки. 2. Особенности организации детей при подготовке к прогулке (подготовка и отбор игрушек, оборудования, руководство про-цессом одевания, длительность сборов на прогулку). 3. Структура прогулки, основные виды деятельности и их чередование, соблюдение двигательного режима. 4. Приемы руководства воспитателя деятельностью и поведением детей. | Продолжить изучение стиля общения воспитателя с детьми, оформление записей в дневнике. | Конспект проведения прогулки в своей возрастной группе. |
5 день - 6 час. | Наблюдение и анализ организации учебно-познавательной деятельности детей. | Наблюдение и анализ занятий в первой половине дня (занятия обычные или комплексные, творческие или занятия-игры, в зависимости от возможностей и условий, возрастных особенностей детей). | Определение уровня сформированности учебно-познаватель-ной деятельности у двух детей группы в разных видах деятельности (по выбору) | Два конспекта занятий для данной возрастной группы Оформление записей в дневнике. |
6-7 день по 6 час. | Наблюдение и анализ организации и руководства игровой деятельностью детей. (1 и 2 половина дня). | Организация игровой деятельности детей в первой половине дня, во второй половине дня. - созданы ли в группе условия для организации игр; - в какие игры играют дети; - роль воспитателя в организации и руководстве играми; - какие задачи решал воспитатель, руководя играми детей. | Определение этапа развития игры у дошкольников (по Д. Б. Эльконину) - 1 день Определение типа поведения и вида игр, встречающихся у детей вашей группы по классификации М. Партена (США)- 2 день. | 1. Конспекты двух подвижных игр для детей данной возрастной группы. 2. Конспект дидактической игры для своей возрастной группы. |
8 день - 6 час. | Оказание помощи воспитателю в организации и проведении режимных процессов в первую половину дня | Организация и проведение совместно с воспитателем режимных процессов в первой половине дня (утренний прием, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи, одевание, раздевание, организация сна). Самостоятельное проведение прогулки в первой половине дня; | Составление конспектов по проведению режимных процессов в первой половине дня и прогулки. | Изготовление наглядного материала или дидактических пособий для своей возрастной группы. |
9 день - 4 час. | Оказание помощи воспитателю в организации и проведении режимных процессов (2 половины дня). | Организация и проведение совместно с воспитателем режимных процессов во второй половине дня :(подъем детей после дневного сна, закаливающие процедуры, прием пищи, одевание, прогулка, раздевание, умывание детей). Самостоятельная работа студентов-практикантов: а) проведение игры малой подвижности с использованием считалок (каждый студент работает с подгруппой детей) во второй половине дня. | Составление конспектов по проведению режимных процессов во второй половине дня и игр малой подвижности. | Оформление записей в дневниках. |
10 день - 6 час. | Выполнение исследовательского задания по определению стиля педагогического общения воспитателя с детьми. | Наблюдение и анализ проявлений отношения воспитателя с детьми. | Подведения итогов анализа взаимодействия воспитателя с детьми в течение педагогической практики. | Подготовка к итоговой конференции Выставка пособий |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Вопросы для обсуждения и анализа занятия
1. Соответствует ли выбор задач для занятия требованиям программы и возможностям детей данной возрастной группы?
2. Соответствует ли структура и логика занятия программным задачам?
3. Каково развивающее значение и воспитательная направленность содержания занятия, методов и приемов его проведения?
4. Какова оценка степени активности детей на занятии; роль структуры занятия в обеспечении активности детей; приемы активизации детей?
5. Как осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей детей?
6. Как сочетались на занятии формы фронтальной и индивидуальной работы?
7. В чем проявлялась самостоятельность детей во время занятия, чем она обеспечивалась?
8. Каков уровень сформированности учебной деятельности у детей данной возрастной группы?
Вопросы для анализа игровой деятельности
1. В какие игры играли дети в данной возрастной группе в течение дня? Какое время использовано детьми для игры? Каково разнообразие игр?
2. Какие воспитательно-образовательные задачи решались воспитателем в играх, возникавших по его инициативе?
3. Какие игры возникали по инициативе детей? Каковы их тематика и содержание? Какие задачи решал воспитатель в руководстве играми?
4. Какие условия созданы для игр в данной возрастной группе (рациональность подбора игрового оборудования и его размещение)?
5. Как планируется руководство играми? В чем своеобразие планирования руководства творческими играми?
6. Каковы ведущие игровые интересы детей данной возрастной группы?
7. На каком этапе (по Д.Б. Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?
Анализ приема детей
1. Где проводится прием детей? Готова ли группа к приему, какой материал подготовлен воспитателем к приему детей?
2. Все ли дети идут с желанием в группу? Как воспитатель встречает детей, распределяет внимание на всех детей?
3. Чем заняты дети, как воспитатель организует детей для игры, о чем беседует с детьми, как воспитатель занимается с ними?
4. Как учитывается воспитателем содержание деятельности, которая будет проводиться в течение дня?
5. Имела ли место индивидуальная работа с детьми?
6. Какие приемы использует воспитатель для создания у детей радостного настроения?
Анализ процесса умывания детей
1. Подготовка к процессу умывания: лежит на месте ли туалетное мыло, у всех ли детей чистые полотенца?
2. Как воспитатель организует детей для умывания, сколько детей вместе идут умываться, чем заняты другие дети, которые ждут умывания, что делали после умывания?
3. Наличие у детей умений и навыков умывания, их соответствие программным требованиям.
4. Руководство процессом умывания со стороны воспитателя. Методы и приемы руководства.
5. Продолжительность процесса умывания.
6. Проводилась ли в процессе умывания словарная работа?
7. Индивидуальный подход к детям.