Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста

Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени. Большое множество различных программ, начиная с давних времен по нынешнее время, хотелось бы рассмотреть, какие же современные требования к математическому развитию выдвигают сейчас.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Рассматривая процесс развития с педагогической точки зрения, стоит отметить что, развитие не может быть без процесса воспитания, они взаимосвязаны между собой. В частности процесс воспитания - сложная динамическая система. Осуществление этих процессов невозможно без технологий. Рассмотрим современные образовательные технологии.

Личностно-ориентированная технология - это результат создания адекватной системы, учитывающей возможности личности и общества, а также развитие, состоящее из специально подобранных под цель методологических, психологических, интеллектуальных действий, операций и приёмов, которые гарантируют достижение поставленных целей. Для воспитания свободной личности необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, принятыми решениями. Личностно - ориентированное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважение к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой воспитатель работает с группой воспитанников, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для образовательного процесса качеств. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Дифференцированное обучение не разделение детей на группы по уровням, а технология обучения в группе детей с разными способностями, умение подстраиваться под уровни их развития. В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации. Это в свою очередь вербальная общение, но существует и ряд информационных средств, которые являются мощным средством общения между педагогом, родителями и дошкольниками.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Главный их признак использования, влияние на здоровье детей, предусмотрено не только содержание, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В процессе обучения осуществляются следующие задачи: развитие познавательных способностей, формирование отношения к математике как к науке, привитие интереса к интеллектуальной деятельности (размышлению, рассуждению, поиску различных вариантов решения задач, логическому мышлению и т.д.). Для достижения достаточно высоких результатов обучения и развития ребенка вряд ли можно ограничиваться двумя - тремя авторскими пособиями, изданными в рамках реализации той или иной программы, необходимо оперировать наиболее эффективными технологиями формирования тех или иных математических представлений.

В организации обучения детей можно выделить три ступени:

- приучать их смотреть за действиями взрослых с предметами, слушать, как словом характеризуются эти действия;

- учить их действовать и сопровождать действия словами;

- побуждать их повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах предметов.

История математического развития очень насыщена различными изменениями. Методика формирования элементарных математических представлений не стоит на месте, и сейчас появляются новейшие современные подходы к ее развитию. Нам нужно как можно больше познавать все подходы современного развития и, как говорится, шагать в ногу со временем. Очень важно, чтобы дети были психологически готовы к современным методикам, в чем и состоит наша большая задача подготовки детей, чтобы в школе им было легче усваивать полученные знания и уметь их анализировать. Хочется сказать, что наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребенка, развитие познавательных процессов, охране его физического и психического здоровья. Нужно как можно больше использовать современных программ, методик различных игр для развития у детей элементарных математических представлений.

Методика работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Наши рекомендации