Тема «Особенности логопедической работы при нарушениях слуха»

План

1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.

2. Особенности обследования речи при нарушениях слуха.

3. Направления и содержание логопедической работы при нарушениях слуха.

В сложной структуре развития ребенка с нарушенным слухом основным вторичным отклонением является неспособность самостоятельного обретения языкового опыта и овладения речью, что препятствует нормальному общению ребенка с окружающими, тормозит развитие понятийного опыта. Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Однако у слабослышащих детей могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые не связаны непосредственно с состоянием слуха: заикание, нарушения темпа речи, ринолалия, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, алалия и др. Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен осуществлять «ведущую» роль в отношении речедвигательного анализатора. Ребенок не может самостоятельно овладеть правильной артикуляцией звука, так как затруднено восприятие звука на слух. Помимо того у слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловить дефектное звукопроизношение. В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость или невозможность восприятия на слух безударных частей слова (окончаний, суффиксов, приставок). Это приводит к «усеченности» и недостаточной устойчивости слуховых образов и препятствует формированию лексической стороны речи. Особую сложность для слабослышащих детей представляет усвоение слов с отвлеченным значением и служебных слов, особенно состоящих из одного согласного звука. Отмечается у слабослышащих детей и несформированность грамматического строя речи (аграмматизм). Они долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов. Они неправильно согласовывают слова, употребляют падежные окончания, добавляют лишние предлоги. Структура сложных предложений с трудом усваивается даже учащимися старших классов. Письменная речь слабослышащих во многом отражает недостатки устной речи. В письменной речи отмечаются грубый аграмматизм и наличие дисграфий, связанных с грубым фонетико-фонематическим недоразвитием.

При обследовании слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии. При наличии у слабослышащих недоразвития речи нужно исследовать как импрессивную, так и экспрессивную речь. Основная специфика обследования заключается в учете неполноценности слуховой функции ребенка. Для обеспечения лучшей слышимости используются: усиление громкости голоса, сокращение расстояния до уха ребенка, звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования). При сильном снижении слуха средства комбинируются. При различении ребенком звуков на слух, слуховых диктантах логопеду следует закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия.

Система работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи освещена в работах А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина и других авторов. В процессе логопедической работы используются как стимуляция нарушенного слухового анализатора, так и максимальное использование сохранных анализаторов: зрительного, тактильного, двигательного. Особое значение придается раннему включению речи в общение с окружающими, что открывает перед ребенком возможности участия в различных видах коллективной деятельности, положительные перспективы его социализации. Над правильным произношением слабослышащего логопед должен работать все время: и во время чтения, и во время пополнения словаря новыми словами и понятиями, и при усвоении новых синтаксических форм. Вначале логопед фиксирует внимание ребенка на четкости правильного произношения в целом, т. е. четкости и правильности произносимых звуков и правильном ударении, потом занимается постановкой недостающих звуков и их автоматизацией в словаре ребенка. Различение звуков речи на слух дается детям с большим трудом, поэтому особенно тщательно проводится заключительный этап работы по коррекции дефектов звукопроизношения – дифференциация смешиваемых звуков. Устранение звуковых замен в устной речи и буквенных замен на письме может быть достигнуто иногда лишь за счет использования компенсаторных приемов: опору на зрительное представление артикуляции звука и на ощущение положения артикуляторных органов, т.е. на кинестетическое чувство. Для исправления ошибок на письме применяют обходные методы, заключающиеся в запоминании детьми основных корневых слов и в овладении правилами словоизменения и словообразования. При ознакомлении слабослышащего ребенка с новой лексической единицей важно обеспечить возможность его полноценного восприятия. Это достигается за счет достаточно громкого произнесения слова, особенно безударной его части, за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего.

Наши рекомендации