V. Работа над новой темой
1) Работа с таблицей разрядов и классов (вывешена на доске). Учитель. Для того, чтобы правильно читать и записывать многозначные числа, их разбили на... (классы).
— Прочитайте их хором. (Класс единиц, класс тысяч.)
— Сколько разрядов в каждом классе? (3.)
— Назовите их по порядку. (Единицы I разряда, единицы II разряда.)
— Как называются единицы I разряда? (Единицы.)
— Как называются единицы II разряда? (Десятки.)
— Как называются единицы III разряда? (Сотни.)
— Как называются единицы IV разряда? (Единицы тысяч.)
— Как называются единицы V разряда? (Десятки тысяч.)
— Как называются единицы VI разряда? (Сотни тысяч.)
— Какой класс образуют сотни, десятки, тысячи? (Класс единиц, первый класс.)
— Какой класс образуют единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч? (Класс тысяч, второй класс.)
— Сколько нолей у 100 000? (Пять.)
— Что значит ноль в записи числа? (Значит, в этом числе отсутствуют единицы данного разряда.)
2) Задание № 1. с. 30 — устно.
3) Задание № 2. с. 30 — письменно.
— Сколько единиц каждого класса в числах, которые вы записали?
VI. Повторение изученного материала.
1) Работа с многозначными числами (запись чисел в тетради).
а) 2 063.
— Подчеркните десятки.
— Какую цифру подчеркнули? (6.)
— Это единица какого класса?
б) 408 100.
— Подчеркните единицы тысяч.
— Сколько единиц тысяч в записи этого числа?
— Это единицы какого класса?
в) 560 099.
— Подчеркните десятки тысяч.
— Сколько десятков тысяч в данном числе?
— Единицы каких разрядов отсутствуют?
г) 100 000.
— Подчеркните сотни тысяч.
— Это единицы какого класса?
— Сколько нулей в записи этого числа?
Физкультминутка.
Упражнения выполняются в соответствии с текстом.
* * *
Впереди из-за куста Очень весело на воле!
Смотрит хитрая лиса. Подражаем мы зайчишке,
Мы лисичку обхитрим — Непоседе-шалунишке.
На носочках побежим. Но закончилась игра,
Зайчик скачет быстро в поле, И учиться нам пора.
2) Работа в парах.
Задание № 8. с. 31.
3) Решение задач.
а) Задание № 4. с. 31.
Решаются две простые задачи.
— Сравните ответы. Какой вывод можно сделать? (Первый ученик прошел большее расстояние, поэтому ему осталось пройти меньше, а второй прошел меньшее расстояние, поэтому ему осталось пройти больше.)
б) Задание № 6. с. 31.
1СПОСОБ.
1) 35 + 15 = 50 (см) — высота табурета;
2) 70 - 50 = 20 (см) — на столько стол выше табурета,
2 способ.
1) 70-35 = 35 (см);
2) 35 - 15 = 20 (см).
в) Задание № 3 *. с. 30 (задача решается в группах, группы организовываются таким образом, чтобы в каждой из них были сильные ученики).
Проверка работы групп.
— Сколько гусей и уток продали? (15.)
— Сколько птиц осталось? (14.)
— Сколько осталось гусей? (7.) Сколько осталось уток? (7.)
— Сколько гусей было первоначально? (13.) Сколько было уток? (16.)
4) Самостоятельная работа на карточках.
С помощью таблицы 9 записать числа, у которых:
8 единиц V разряда и 8 единиц I разряда;
5единиц VI разряда, 3 единицы IV разряда и 7 единиц I разряда;
8 единиц III разряда и 4 единицы VI разряда;
3 единицы VI разряда, 7 единиц V разряда и 5 единиц IV разряда.
Таблица 9
Выполнение самопроверки (числа записаны на доске).
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Чему вы учились сегодня на уроке?
— Оцените свою работу на уроке.
На уроке меня заинтересовало...
На уроке я работал(а)...
На уроке мне понравилось...
На уроке мне было трудно...
VIII. Домашнее задание.
Задания № 9—10. с. 30.
Тема: РАЗРЯДНЫЙ СОСТАВ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Цель: создать условия для переноса знаний о разрядном составе трехзначных чисел на многозначные числа; способствовать закреплению умений нахождения доли от числа; содействовать воспитанию чувства коллективизма.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; рисунок ракеты; портрет Ю. А. Гагарина; таблица разрядов и классов; карточки с тестами; звездочки для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением.
— Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
— Если вы не любите конфликтовать и спорить по пустякам, то хлопните в ладоши.
— Пожмите друг другу руки, если вы стараетесь уважительно относиться к людям.
Сегодня урок будет необычным, так как у нас намечается путешествие в космос. Каждый космонавт должен знать историю космоса.
Кто ответит на мой вопрос: кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? Когда это было? (Ответы.)
Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на космическом корабле «Восток».