IV. Работа над новой темой
1) «Историческая справка» (для расширения кругозора учащихся).
— Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?
— Какие вы знаете часы?
Еще в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звездам, по Солнцу; еще тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчета времени. Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте. (Педагог демонстрирует макет или изображение солнечных часов.) У них не было ни циферблата, ни стрелок. Это была длинная палка, воткнутая в землю. Если падающая от палки тень короткая, значит, самый разгар дня, полдень.
Одновременно с солнечными часами были придуманы водяные и песочные часы. (Педагог демонстрирует макет или изображение названных видов часов.) Самые первые часы, похожие на современные, имели только одну часовую стрелку. Минутная стрелка на часах появилась 300 лет назад, а секундная — еще позже.
Шло время, появились электронные часы. Самые точные часы хранятся в Париже в Палате эталонных мер и весов.
2) Знакомство с единицей измерения времени «сутки».
Учитель. Какие вы знаете единицы измерения времени?
Изучение материала в учебнике (с, 54).
— Прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос: какую единицу времени человеку подсказала природа?
Вопросы после ознакомления со статьей:
— Что такое сутки?
— Сколько часов в одних сутках?
— Как ведется отсчет от начала суток и до их конца?
3) Определение времени по часам с различными циферблатами. а) Работа с электронными часами.
Задание № 1. с. 54.
а) 7 часов 35 минут — утро (первая половина суток);
б) 18 часов 5 минут — вечер (вторая половина суток);
в) 0 часов 30 минут — ночь (первая половина суток),
б) Работа с механическими часами.
Задание № 2. с. 54.
Каждый ученик работает со своим циферблатом.
4) Решение задач (устно).
а) Задание № 3. с. 54.
Ответ: Света гостила у бабушки 4 суток 8 часов.
б) На часах без 10 минут 7 часов. Часы спешат на 25 минут. Сколько сейчас времени?
Ответ: б часов 25 минут.
Физкультминутка.
Физкультминутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:
«Часики» — повороты глазами влево-вправо, не поворачивая голову.
«Маятник» — наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
«Колесики» — круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
«Будильник» — хлопки над головой,
«Пружинка» — приседания.
«Часы идут, идут, а с места не сойдут...» — ходьба на месте.
V. Закрепление изученного материала.
1) Работа в парах.
Задание № 8. с. 55.
207 — наименьшее трехзначное число из возможных по условию; 720 — наибольшее трехзначное число из возможных по условию задания.
2) Индивидуальная работа.
Задание № 6. с. 55.
Перед выполнением задания необходимо вспомнить правило: сразнение многозначных чисел проводится поразрядно начиная с высшего разряда.
Выполняется самопроверка.
3) Работа в группах (по выбору детей).
1 группа — задание № 4. с. 55 (задача на движение).
2 группа — задание № 5 *, с. 55 (задача повышенной сложности).
3 группа — задание № 7. с. 55 (геометрическая задача).
4 группа — задание № 9. с. 55 (задача на нахождение массы).
Отчет работы групп.
4) Самостоятельная работа (выполняется на отдельных карточках).
а) Соединить часы, которые показывают одинаковое время.
б) Решить задачи.
Ребята вышли на прогулку в 16 ч 30 мин, а вернулись домой — в 17 ч 50 мин. Сколько времени продолжалась прогулка?
Экскурсия по городу началась в 10 ч 40 мин и продолжалась 2ч 25 мин. Когда закончилась экскурсия по городу?
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Как вы понимаете смысл пословицы: «Делу — время, а потехе — час»?
— Урок подошел к концу. Что из этого урока вы бы рассказали дома?
VII.Домашнее задание.
Задание № 10. с. 55.
Тема: ВРЕМЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ
Цель: создать условия для ознакомления с единицей измерения времени — годом; способствовать развитию умений решать простые задачи на определение времени; содействовать формированию организованности, внимательности.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; модели часов с подвижными стрелками для каждого ученика; календари; аудиозапись музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Организационный момент.
— Какое у вас настроение в начале урока?
— Желаю, чтобы ваше хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.
II. Проверка домашнего задания.
Задание № 10. с. 55.
— Выполните самопроверку.
III. Целеполагание.
— Ребята, отгадайте загадку: «Что идет, не двигаясь с места?». (Время.)
— Именно о времени и единицах его измерения мы сегодня поговорим.
— Работа с циферблатами (моделями часов).
1) Задание № 4. с. 57.
а) 3 ч; 10 ч; 18 ч; 23 ч.
б) 2 ч; 7 ч; 10 ч; 15 ч.
2) Задание № 2. с. 56.
Ответить на вопрос можно, используя модели часов или с помощью вычисления.
15 ч -14 ч 30 мин = 15 ч 60 мин -14 ч 30 мин = 1 ч 30 мин
3) Задание № 3. с. 57.
— Сосчитаем количество дней от 12 декабря до 20 марта.
20 + 31 + 28 + 20 = 99 (дн.) или 20 + 31 + 29 + 20 = 100 (дн.)
IV. Работа над новой темой.
— На доске записаны четыре единицы измерения времени: час, минута, месяц, год. Какая из этих единиц измерения времени самая большая? (Год.)
— На какие 4 временных промежутка можно разбить год? (На 4 времени года.)
1 год = 4 сезона (зима, весна, лето, осень).
— А как еще можно разделить год? (На месяцы.)
— Сколько всего месяцев в году? (12.)
1 год = 12 месяцев.
— Я хочу прочесть вам стихотворение, в котором упоминается о каждом месяце.
* *
В гости год к нам пришел Полон ягод лес густой,
И гостей с собой привел: Вся в цветах полянка.
Первый елку нам принес. Гость девятый — ученик,
Запушил ее мороз. Носит белый воротник,
И у гостя в серебре У него дневник в руке
Брови и ресницы, И десятки в дневнике.
Он открыл в календаре А десятый гость — богатый.
Первую страницу. С чем пришел он к нам ребята?
Гость второй — молодой, С урожаем он пришел,
Он в ушанке со звездой. Приглашает вас за стол.
И в полах его шинели Гость одиннадцатый к нам
Завиваются метели. Входит гордым шагом.
Третий гость на солнце весел, Нет конца цветным огням
А в тени всегда сердит. И расшитым флагам.
А четвертый — светел, ясен; Гость последний приближается,
Он капелями звенит. Снегом все запорошил,
Пятый гость нарядный, Шубку выбелил у зайца,
Праздничный, парадный. Спать медведя уложил;
А шестой, седьмой, восьмой И ребятам снова
Прибежали в майках. Елочка готова!
— Так почему же гости-месяцы «шагали» от одной елочки к другой? (Новогодней елкой год начинается и заканчивается.)
— Вы, наверное, знаете, что в каждом месяце есть определенное количество дней, которые и образуют год. Посмотрите на таблицу (с. 56) и скажите, в каких месяцах по 30 дней.
— А в каких по 31?
— А какой месяц не имеет постоянного количества дней? (Февраль.)
— Как называется год, когда в феврале 29 дней? (Високосный.)
— В сумме все дни года составляют 365 (366) суток.
1 месяц = 30, или 31, или 28 (29) суток.
1 год = 365 (366) суток.
— А сейчас мы с вами немного поиграем. Давайте представим, что на машине времени мы отправились в последние секунды нашего (...) года. Начнем отсчет нового (...) года. Вспомните, с какого момента начинается отсчет нового года? (Когда куранты 31 декабря в 12 часов ночи пробьют 12 раз, и стрелки начнут свой путь по первым суткам нового года.)
Работа с календарем.
— А чтобы совершить путешествие по всему году, мы прибегнем к помощи календаря. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите. Скажите, что представляет собой календарь? (Это все дни года, разбитые по месяцам и неделям.)
— Как сгруппированы дни в календаре? (По месяцам.)
— Назовите, в каких месяцах есть 31 день? 30 дней?
— Теперь найдите самый короткий месяц года. (Февраль.) Мы с вами уже говорили про февраль и знаем, что он раз в четыре года может длиться 29 дней, и такой год называется високосным.
— Назовите, пользуясь календарем, зимние, весенние, летние, осенние месяцы. (Такое деление месяцев на сезоны условное, так как новый сезон начинается постепенно, плавно, а не строго в начале месяца.)
— А теперь давайте поиграем в игру «Времена года». в 1 ряд — «осень».
2 ряд — «зима»,
3 ряд — «весна».
— Какой сезон я еще не назвала? (Лето.) Все три ряда вместе будут «лето». Если вы по названным мною признакам узнаете сезон, к которому принадлежит ваш ряд, то вы встаете, а если это будет лето, то весь класс дружно хлопает в ладоши.
— Слушайте внимательно: в Можно загорать.
Очень длинные ночи и короткие дни.
Это время года следует за летом,
Зеленеют деревья, появляются первые цветы
Наряжают елку.
Время года между летом и зимой,
Самое жаркое время года,
С деревьев опадают листья, холодает,
Это время года включает в себя месяц апрель.
— Теперь на машине времени мы отправляемся дальше в наше путешествие по календарю.
— Как обозначены в календаре дни недели? (Буквами.)
— А почему числа записаны строчками? (Чтобы обозначить неделю.)
-- Мы с вами остановились во времени 1 января (...) года. Скажите, какой это день недели?
— Какие дни в каждом месяце вы любите больше всего? (Праздничные и выходные.)
— Как они обозначены в календаре? (Красным цветом.)
— Найдите по календарю все государственные праздники и обведите их. А также обведите важный в жизни каждого из вас день — день вашего рождения.
— Давайте исследуем пору летних каникул. Составьте выражение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом. (30 + 31 + 31 = 92 дня.)
— Понравилась вам работа с календарем?
Физкультминутка.
Выполняются произвольные движения в сопровождении музыкального произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года».