IV. Работа над новой темой

1) «Историческая справка» (для расширения кругозора учащихся).

— Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентировать­ся во времени?

— Какие вы знаете часы?

Еще в древние времена люди умели ориентироваться во вре­мени и в пространстве: по звездам, по Солнцу; еще тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсче­та времени. Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, ука­зывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте. (Педагог демонстрирует макет или изображение солнечных часов.) У них не было ни циферблата, ни стрелок. Это была длинная палка, вот­кнутая в землю. Если падающая от палки тень короткая, значит, самый разгар дня, полдень.

Одновременно с солнечными часами были придуманы водяные и песочные часы. (Педагог демонстрирует макет или изображение названных видов часов.) Самые первые часы, похожие на совре­менные, имели только одну часовую стрелку. Минутная стрелка на часах появилась 300 лет назад, а секундная — еще позже.

Шло время, появились электронные часы. Самые точные часы хранятся в Париже в Палате эталонных мер и весов.

2) Знакомство с единицей измерения времени «сутки».

Учитель. Какие вы знаете единицы измерения времени?

Изучение материала в учебнике (с, 54).

— Прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос: какую еди­ницу времени человеку подсказала природа?

Вопросы после ознакомления со статьей:

— Что такое сутки?

— Сколько часов в одних сутках?

— Как ведется отсчет от начала суток и до их конца?

3) Определение времени по часам с различными циферблатами. а) Работа с электронными часами.

Задание № 1. с. 54.

а) 7 часов 35 минут — утро (первая половина суток);

б) 18 часов 5 минут — вечер (вторая половина суток);

в) 0 часов 30 минут — ночь (первая половина суток),

б) Работа с механическими часами.

Задание № 2. с. 54.

Каждый ученик работает со своим циферблатом.

4) Решение задач (устно).

а) Задание № 3. с. 54.

Ответ: Света гостила у бабушки 4 суток 8 часов.

б) На часах без 10 минут 7 часов. Часы спешат на 25 минут. Сколь­ко сейчас времени?

Ответ: б часов 25 минут.

Физкультминутка.

Физкультминутка составлена из упражнений, имитирующих ра­боту часов. Например:

«Часики» — повороты глазами влево-вправо, не поворачивая голову.

«Маятник» — наклоны туловища влево и вправо, а затем впе­ред и назад.

«Колесики» — круговые движения согнутыми в локтях и при­ставленными к плечам руками.

«Будильник» — хлопки над головой,

«Пружинка» — приседания.

«Часы идут, идут, а с места не сойдут...» — ходьба на месте.

V. Закрепление изученного материала.

1) Работа в парах.

Задание № 8. с. 55.

207 — наименьшее трехзначное число из возможных по усло­вию; 720 — наибольшее трехзначное число из возможных по условию задания.

2) Индивидуальная работа.

Задание № 6. с. 55.

Перед выполнением задания необходимо вспомнить правило: сразнение многозначных чисел проводится поразрядно начиная с высшего разряда.

Выполняется самопроверка.

3) Работа в группах (по выбору детей).

1 группа — задание № 4. с. 55 (задача на движение).

2 группа — задание № 5 *, с. 55 (задача повышенной сложности).

3 группа — задание № 7. с. 55 (геометрическая задача).

4 группа — задание № 9. с. 55 (задача на нахождение массы).

Отчет работы групп.

4) Самостоятельная работа (выполняется на отдельных карточках).

а) Соединить часы, которые показывают одинаковое время.

IV. Работа над новой темой - student2.ru

б) Решить задачи.

Ребята вышли на прогулку в 16 ч 30 мин, а вернулись домой — в 17 ч 50 мин. Сколько времени продолжалась прогулка?

Экскурсия по городу началась в 10 ч 40 мин и продолжалась 2ч 25 мин. Когда закончилась экскурсия по городу?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Как вы понимаете смысл пословицы: «Делу — время, а потехе — час»?

— Урок подошел к концу. Что из этого урока вы бы рассказа­ли дома?

VII.Домашнее задание.

Задание № 10. с. 55.

Тема: ВРЕМЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Цель: создать условия для ознакомления с единицей измерения времени — годом; способствовать развитию умений решать про­стые задачи на определение времени; содействовать формирова­нию организованности, внимательности.

Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; модели часов с подвижными стрелками для каждого учени­ка; календари; аудиозапись музыкального произведения П. И. Чайков­ского «Времена года».

Ход урока

I. Организационный момент.

— Какое у вас настроение в начале урока?

— Желаю, чтобы ваше хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.

II. Проверка домашнего задания.

Задание № 10. с. 55.

— Выполните самопроверку.

III. Целеполагание.

— Ребята, отгадайте загадку: «Что идет, не двигаясь с мес­та?». (Время.)

— Именно о времени и единицах его измерения мы сегодня по­говорим.

— Работа с циферблатами (моделями часов).

1) Задание № 4. с. 57.

а) 3 ч; 10 ч; 18 ч; 23 ч.

б) 2 ч; 7 ч; 10 ч; 15 ч.

2) Задание № 2. с. 56.

Ответить на вопрос можно, используя модели часов или с по­мощью вычисления.

15 ч -14 ч 30 мин = 15 ч 60 мин -14 ч 30 мин = 1 ч 30 мин

3) Задание № 3. с. 57.

— Сосчитаем количество дней от 12 декабря до 20 марта.

IV. Работа над новой темой - student2.ru

20 + 31 + 28 + 20 = 99 (дн.) или 20 + 31 + 29 + 20 = 100 (дн.)

IV. Работа над новой темой.

— На доске записаны четыре единицы измерения време­ни: час, минута, месяц, год. Какая из этих единиц измерения време­ни самая большая? (Год.)

— На какие 4 временных промежутка можно разбить год? (На 4 времени года.)

1 год = 4 сезона (зима, весна, лето, осень).

— А как еще можно разделить год? (На месяцы.)

— Сколько всего месяцев в году? (12.)

1 год = 12 месяцев.

— Я хочу прочесть вам стихотворение, в котором упоминается о каждом месяце.

* *

В гости год к нам пришел Полон ягод лес густой,

И гостей с собой привел: Вся в цветах полянка.

Первый елку нам принес. Гость девятый — ученик,

Запушил ее мороз. Носит белый воротник,

И у гостя в серебре У него дневник в руке

Брови и ресницы, И десятки в дневнике.

Он открыл в календаре А десятый гость — богатый.

Первую страницу. С чем пришел он к нам ребята?

Гость второй — молодой, С урожаем он пришел,

Он в ушанке со звездой. Приглашает вас за стол.

И в полах его шинели Гость одиннадцатый к нам

Завиваются метели. Входит гордым шагом.

Третий гость на солнце весел, Нет конца цветным огням

А в тени всегда сердит. И расшитым флагам.

А четвертый — светел, ясен; Гость последний приближается,

Он капелями звенит. Снегом все запорошил,

Пятый гость нарядный, Шубку выбелил у зайца,

Праздничный, парадный. Спать медведя уложил;

А шестой, седьмой, восьмой И ребятам снова

Прибежали в майках. Елочка готова!

— Так почему же гости-месяцы «шагали» от одной елочки к дру­гой? (Новогодней елкой год начинается и заканчивается.)

— Вы, наверное, знаете, что в каждом месяце есть определен­ное количество дней, которые и образуют год. Посмотрите на та­блицу (с. 56) и скажите, в каких месяцах по 30 дней.

— А в каких по 31?

— А какой месяц не имеет постоянного количества дней? (Февраль.)

— Как называется год, когда в феврале 29 дней? (Високосный.)

— В сумме все дни года составляют 365 (366) суток.

1 месяц = 30, или 31, или 28 (29) суток.

1 год = 365 (366) суток.

— А сейчас мы с вами немного поиграем. Давайте представим, что на машине времени мы отправились в последние секунды на­шего (...) года. Начнем отсчет нового (...) года. Вспомните, с какого момента начинается отсчет нового года? (Когда куранты 31 декабря в 12 часов ночи пробьют 12 раз, и стрелки начнут свой путь по пер­вым суткам нового года.)

Работа с календарем.

— А чтобы совершить путешествие по всему году, мы при­бегнем к помощи календаря. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите. Скажите, что представляет собой календарь? (Это все дни года, разбитые по месяцам и неделям.)

— Как сгруппированы дни в календаре? (По месяцам.)

— Назовите, в каких месяцах есть 31 день? 30 дней?

— Теперь найдите самый короткий месяц года. (Февраль.) Мы с ва­ми уже говорили про февраль и знаем, что он раз в четыре года может длиться 29 дней, и такой год называется високосным.

— Назовите, пользуясь календарем, зимние, весенние, летние, осенние месяцы. (Такое деление месяцев на сезоны условное, так как новый сезон начинается постепенно, плавно, а не строго в на­чале месяца.)

— А теперь давайте поиграем в игру «Времена года». в 1 ряд — «осень».

2 ряд — «зима»,

3 ряд — «весна».

— Какой сезон я еще не назвала? (Лето.) Все три ряда вместе бу­дут «лето». Если вы по названным мною признакам узнаете сезон, к которому принадлежит ваш ряд, то вы встаете, а если это будет лето, то весь класс дружно хлопает в ладоши.

— Слушайте внимательно: в Можно загорать.

Очень длинные ночи и короткие дни.

Это время года следует за летом,

Зеленеют деревья, появляются первые цветы

Наряжают елку.

Время года между летом и зимой,

Самое жаркое время года,

С деревьев опадают листья, холодает,

Это время года включает в себя месяц апрель.

— Теперь на машине времени мы отправляемся дальше в наше путешествие по календарю.

— Как обозначены в календаре дни недели? (Буквами.)

— А почему числа записаны строчками? (Чтобы обозначить неделю.)

-- Мы с вами остановились во времени 1 января (...) года. Скажи­те, какой это день недели?

— Какие дни в каждом месяце вы любите больше всего? (Празд­ничные и выходные.)

— Как они обозначены в календаре? (Красным цветом.)

— Найдите по календарю все государственные праздники и об­ведите их. А также обведите важный в жизни каждого из вас день — день вашего рождения.

— Давайте исследуем пору летних каникул. Составьте выра­жение, чтобы посчитать, сколько дней вы будете отдыхать летом. (30 + 31 + 31 = 92 дня.)

— Понравилась вам работа с календарем?

Физкультминутка.

Выполняются произвольные движения в сопровождении музы­кального произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Наши рекомендации