II. Работа над новой темой.

Литература

1. Алексеев, С. П. Что такое, кто такой / С. П. Алексеев. – М. : Педагогика-пресс, 1996.

2. Аникина, В. П. Живая вода : сб. русских народных песен, сказок, пословиц, загадок / В. П. Аникина. – М. : Детская литература, 1977.

3. Брыкина, Н. Т. Нестандартные уроки по курсу «Окружающий мир» / Н. Т. Брыкина. – М. : ВАКО, 2004.

4. Головин, Н. Н. Моя первая русская история / Н. Н. Головин. – М. : Терра, 1995.

5. Голубева, Е. Занимательное естествознание / Е. Голубева. – СПб. : Тригон, 1992.

6. Дитрих, А. Почемучка / А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. – М. : Детская литература, 1981 .

7. Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Млекопитающие / Ю. Дмитриев. – М. : Детская литература, 1981.

8. Дмитриева, О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс / О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. – М. : ВАКО, 2004.

9. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина.– М. : Русский язык, 1990.

10. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991.

11. Райзберг, Б. Введение в экономику / Б. Райзберг. – М. : Корпорация «Эрудит Юнити».

12. Серия «Я познаю мир. География» / под ред. О. Хинн. – М. : АСТ, 1996.

13. Серия «Я познаю мир. Естествознание» / под ред. Д. Ч. Щигель. – М. : АСТ, 2002.

14. Серия «Я познаю мир. Экология» / под ред. А. Е. Чижевского. – М. : АСТ, 2003.

15. Сухин, И. Г. 800 загадок – 100 кроссвордов / И. Г. Сухин. – М. : Новая школа, 1996.

16. Тарабарина, Т. И. И учеба, и игра : природоведение / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. – Ярославль : Академия развития, 1997.

17. Хантер, Дж. Дж. Детская энциклопедия в картинках / Дж. Дж. Хантер.– М. : ГМП «Первая образцовая типография», 1994.

18. Что такое. Кто такой. – 1–3 т. – М. : Педагогика-Пресс, 1992.

19. Чудакова, Н. В. Я познаю мир. История. – М. : АСТ, 1998.

20. Чудакова, Н. В. Я познаю мир. Культура. – М. : АСТ, 1997.

21. Чудакова, Н. В. Я познаю мир. Чудеса света. – М. : АСТ, 1999.

22. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. – М. : Просвещение, 1981.

23. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М. : Просвещение, 1981.

24. Энциклопедия для детей. География. – Т. 3. – М. : Аванта +, 1994.

У р о к 1

ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ. ПОЧВЫ,
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОДНОГО КРАЯ

Цели:

1. Познакомить учащихся с деревьями, кустарниками и травами лесов родного края; научить распознавать эти растения.

2. Рассмотреть почвы лесов; определить тип почвы по таблице «Типы почв».

3. Познакомить учащихся с животным миром лесов.

4. Воспитывать эстетические чувства, стремление охранять лесные насаждения.

С н а р я ж е н и е:гербарные папки, газетная бумага, корзины, простые карандаши.

Подготовка учителя к экскурсии.В лесу или парке учитель выбирает места, где растут лиственные и хвойные деревья, кустарники и травянистые растения, продумывает маршрут, определяет места остановок, готовит вопросы для беседы.

Подготовка учащихся.Перед экскурсией учитель проводит беседу, во время которой выясняется, что именно учащиеся знают о лесе, какие деревья и кусты им известны; какого цвета бывают листья и трава летом; какие лесные цветы знают. Учитель сообщает время, цель и место проведения экскурсии, дает задание звеньям (назвать и показать самые распространенные деревья и кустарники в лесу; присмотреться, чем отличаются кустарник от дерева, сосна от ели, где больше растет травянистых растений – в густом лесу или на открытой местности и почему; чем отличается форма дерева, растущего на открытом месте, от формы дерева, которое растет в чаще).

Ход урока

I. Организационный момент.Сообщение темы и целей экскурсии, инструктаж по технике безопасности во время экскурсии.

Учитель.Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

По мере приближения к лесу учитель обращает внимание учащихся на красоту осеннего пейзажа, на ярко окрашенные листья деревьев, на общий вид леса. В лесу дети наблюдают за листопадом, прислушиваются к шелесту листьев под ногами.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с растительным миром леса, наблюдают за насекомыми, слушают голоса птиц. Самостоятельно определяют названия растений, насекомых и птиц, увиденных на опушке леса.

II. Работа над новой темой.

После короткого отдыха учитель проводит небольшую беседу о значении леса в природе. Потом опрашивает учащихся.

– Какие из деревьев, растущих вокруг, вы знаете? (Ель, сосна, дуб, береза и др.)

– Рассмотрите березу вблизи. Как вы узнали, что это береза?

– Сорвите листок березы и рассмотрите его. Какой он формы, цвета? Что вы заметили на его краях?

– Какие ветки у березы?

– Рассмотрите сережки у березы. В них содержатся семена: если они упадут на землю, то из них вырастут новые деревья (показать молодую поросль березы).

– Встаньте под березой и посмотрите наверх. Что вы видите сквозь листья? (Синее небо.) А теперь посмотрите вниз и скажите, что вы видите на земле под березой? (Здесь растет много травянистых растений.)

Затем дети рассматривают липу, и учитель дает задание: став под деревом, посмотреть вверх и сказать, что они видят. (Сквозь листья липы почти ничего не видно.)

– А что видите на земле под липой? (Под липой травянистых растений очень мало.)

– Почему их мало? (Сюда проникает мало света.)

Вывод. Для роста каждого растения необходим свет. Чтобы учащиеся убедились в правильности этого вывода, их можно повести на участок, где растет много елей. Они заметят, что ели дают много тени, поэтому под ними такая бедная растительность.

После этого учитель даетзадание: найти дуб и определить, какое дерево выше – дуб или береза, чем отличаются их ствол, ветки, листья.

Учащиеся рассматривают деревья, сравнивают их, устанавливают различие между ними. Они могут найти под дубом желуди. Необходимо сказать, что это плоды дуба.

Затем учитель знакомит учащихся с осиной, сравнивая ее с березой. Подведя к осине, он предлагает рассмотреть ее и сказать, какая у нее кора, ветки, листья. (У осины кора зеленоватая, ветки толще, чем у березы, листья почти круглые.)

Точно так же учащиеся могут познакомиться еще с некоторыми лиственными деревьями. Обобщая материал о лиственных деревьях, учитель спрашивает:

– Как распознать лиственные деревья? (По размеру, общему виду, форме и цвету листьев, окраске коры.)

На примере ели и сосны следует познакомить учащихся с хвойными деревьями. При помощи учителя они устанавливают, что стволы этих деревьев прямые. У ели – темно-коричневого цвета, у сосны – желто-красного, а вместо листьев хвоинки, похожие на иголочки, но у ели они короче и размещены на ветках по одной, а у сосны попарно. Верхушка ели острая, а у сосны – закругленная. Шишки у ели продолговатые, а у сосны – короткие. При случае можно показать учащимся и другие хвойные деревья, кратко их охарактеризовать.

На примере сосны учитель может объяснить, как влияет свет на рост и развитие дерева. Он предлагает учащимся сравнить 2 сосны: ту, которая выросла в чаще леса, и ту, которая выросла на открытой местности.

– Почему ветки сосны, которые выросли в густом лесу, растут только в верхней части дерева, а внизу засохли и отпали?

Учащиеся сравнивают, насколько больше света и тепла на опушке леса, чем в чаще его. Они замечают, что внизу ветки на дереве постепенно отмирают, так как там всегда меньше света. Ветки сосны, которая выросла на опушке леса, роскошные, широкие, ствол не очень ровный, а сама она ниже, чем сосна, выросшая в густом лесу. С южной стороны ветки развиты лучше, чем с северной.

– Сосна не требовательна к почве и влаге. Это светолюбивое растение.

Дети отмечают, что осенью листья на деревьях теряют свой зеленый цвет и приобретают различную окраску, начинается листопад.

Учащиеся объясняют причину этих явлений. Окраска листьев изменяется потому, что под влиянием похолодания и сокращения светового дня разрушаются красящие вещества, которые придают листьям зеленый цвет, а остаются другие красители. Листопад также связан с подготовкой растений к зиме. Ведь зимой корни не могут всасывать из почвы воду, и если бы листья оставались, то растение засохло бы: из него испарилась бы вся вода.

На основе наблюдений учащиеся приходят к важному выводу: в зависимости от условий жизни в разное время года (температура воздуха, освещение) происходят изменения в жизнедеятельности растений.

– Что общего между всеми деревьями? (Все деревья имеют корни, ствол, ветки, они растут и размножаются.)

Учитель подводит детей к кусту орешника, предлагает сравнить его с березой. На основе сравнения дети устанавливают, что деревья выше, чем кустарники; ствол у них толще; кустарники не имеют большого ствола, у них много тоненьких стволиков.

– Найдите еще 3–4 вида кустарника.

Собрав учащихся на поляне, учитель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие еще растения, кроме деревьев и кустарников, растут в лесу. Дети показывают различные травы.

– Чем отличаются эти растения от деревьев и кустарников?

– У трав стебли тоненькие, в большинстве случаев сочные, зеленые, некрепкие. Травы осенью засыхают и гибнут. Учащиеся знакомятся с несколькими травянистыми растениями, рассказывают как они могут использоваться человеком.

Если дети найдут в лесу грибы, учитель должен определить, какие они (съедобные, несъедобные), обратить внимание на характерные признаки ядовитых грибов.

– Как же расположен растительный мир в лесу? (В лесу все растения занимают как бы свой «этаж».)

– Ученые называют эти этажи ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы по порядку. (Деревья, кустарники, травы.)

Далее учитель предлагает по таблице «Типы почв» определить типы почв в лесу. (Серая лесная почва, подзолистая почва.) Какие птицы живут в этом лесу? Учащиеся дают краткое описание птиц и насекомых, живущих в этом лесу.

Далее учитель просит составить цепи питания.

В ходе экскурсии следует обратить внимание на влияние человека на жизнь леса.

III. Итоги экскурсии.

1. Какие вы знаете деревья и кустарники, растущие в лесу?

2. Что общего в строении всех деревьев?

3. В каких условиях лучше развиваются деревья?

4. чем отличается дерево от кустарника?

5. С какими травами вы познакомились?

6. Под какими деревьями лучше развиваются травянистые растения? Почему?

7. Какие деревья расположились в верхнем ярусе?

8. Какие растения расположились в среднем ярусе?

9. Что растет в нижнем ярусе?

10. Какие насекомые обитают в лесу?

11. Каких птиц увидели на экскурсии? Голоса каких птиц услышали?

12. Какие почвы в лесу?

13. Чем является лес для живых организмов?

14. Какое значение имеет лес для человека?

Домашнее задание.

Написать сообщение об одном растении или животном леса.

Составить цепи питания в лесу.

У р о к 2

Наши рекомендации