V. Работа над новой темой. 1) Работа в группах (группы формируются по желанию учащихся)
1) Работа в группах (группы формируются по желанию учащихся). Каждая группа получает набор карточек (1 см, 10 мм, 1 дм, 10см, 100 мм, 1 м, 10 дм, 100 см, 1000 мм, 1 км, 1000 м).
— Из данных величин составьте верные равенства.
При проверке работы групп, равенства записываются на доске. Получается таблица мер длины.
— Итак, мы получили таблицу мер длины, которую нужно запомнить. Как вы думаете, для чего она нам нужна? (Ответы.)
2) Задание № 1. с. 48 — коллективно, с комментированием.
— Пользуясь таблицей, преобразуйте единицы длины.
3) Работа в парах.
Задание № 2. с. 48.
Проверка выполненной работы.
Ответы: 1/4 км = 250 м, 5 км 50 м = 5 050 м, 10 дм = 1 м. Физкультминутка.
Выполняются произвольные упражнения.
* *
Интересно с человеком
Поработать, посчитать:
Прибавлять
Плотины к рекам,
А пустыни —
Вычитать!
Умножать сады и школы,
Домны, шахты, ледоколы,
А потом делить на всех
И богатства, и успех.
4) Индивидуальная работа.
Задание № 3. с. 48.
— Выполните самопроверку.
— Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
— Кто с одной ошибкой?
VI. Закрепление изученного материала.
1) Запись многозначных чисел.
Задание № 7. с. 49 (работа в парах).
Можно использовать таблицу классов и разрядов.
2) Найти значения числовых выражений.
Задание № 10. с. 49.
Два ученика решают на доске, остальные — самостоятельно в тетрадях.
3) Решение задач.
а) Задание № 12. с. 49.
1) 72 : б = 12 (км/ч);
2) 12 + 15 = 27 (км/ч);
3)81:27 = 3(4).
б) Работа в группах (ученики самостоятельно выбирают группу, в которой они будут решать задачу).
1 группа — задание № 4. с. 48 (задача на движение).
2 группа — задание № 9. с. 49 (геометрическая задача).
3 группа — задание № 8 *. с. 49 (задача повышенной трудности).
3) Самостоятельная работа.
а) Из величин составить и записать верные равенства.
1/2 км, 1 м, 3 км 726 м, 10 дм, 500 м, 3 726 м.
б) Выразить в дециметрах.
560 см = □ дм 6 км = □ дм
Зм8дм = Пдм 4км30м=Пдм
7600 мм = □ дм 4 300 мм = □ дм
Самопроверка выполненных заданий.
— Если вы допустили ошибки, значит, вам еще нужно подучить таблицу мер длины.
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Покажите, на этой геометрической фигуре (на доске), какое у вас настроение.
(У каждого ученика есть символы «хорошего» и «плохого» настроения.)
— Если у вас все замечательно и вы справились с заданиями, прикрепите свой символ в центр окружности. Если некоторые задания у вас вызвали затруднения и вы не справились с ними, прикрепите другой символ
— В какую «область настроения» вы попали сегодня? (Высказывания учащихся, пожелания товарищам успехов в освоении математики.)
VIII. Домашнее задание.
Задание № 13. с. 49. Выучить таблицу мер длины.
Тема: ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ ТАБЛИЦА МЕР МАССЫ
Цель: создать условия для составления таблицы мер массы; повторить единицы измерения массы и связи между ними; содействовать воспитанию коллективизма.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; рисунки с изображением животных (муравей, лиса, лось, кит); карточки для разноуровневой самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
— Итак, сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной:
— Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Память моя крепка.
Я готов к работе.
Я работаю!!!
II. Проверка домашнего задания.
Задание № 13. с. 49.
— Назовите числовое выражение, в ответе которого получили число, состоящее из 230 единиц первого класса и 2 единиц второго класса.
— Назовите числовое выражение, в котором 5 единиц тысяч 7 сотен 4 десятка 1 единица.
— Дайте ответ оставшегося неназванным третьего выражения.
III. Целеполагание.
— Расположите рисунки с изображением животных в порядке возрастания по массе. (Муравей, лиса, лось, кит.)
— Что вы знаете об этих животных?
— Выберите, при помощи каких единиц можно измерить массу этих животных.
Сегодня на уроке мы повторим единицы измерения массы и установим соотношения между всеми единицами измерения массы. Более удобно эти соотношения оформить в виде таблицы.
Теперь я предлагаю научиться пользоваться соотношениями между единицами измерения массы на практике. Я уверена, что вы с этим справитесь.
IV. Устный счет.
1) Сколько сотен и десятков в числах?
3150, 8 300, 20 700, 51 906, 800 270.
2) Выразить в более мелких мерах.
18 м 20 см = □ см 3 т = □ ц
72 ц = □ кг 16 м 2 дм = □ дм
6т = кг 7ч = мин
8дм 5 мм = □ мм 12мин = с
3) Назвать примеры с ответом 500.
400 : 2 + 300 = 7 000 - 2 000 :10 =
1 000 - 300 : 2 = 100 • 6 -120 =
3• 400 - 700 = 900 : 3 + 200 =
360 : 2 + 320 = 840 : 2 + 80 =
4) Сравнить.
8ц 50 кг□ 820 кг 3 т 6 ц40 кг 36 040 кг
4т 6 ц □ 46 ц 4 ц 5 кг □ 440 кг
250 ц 26 т 82 т □ 8 300 кг
5) Решение задач.
а) Бочка весит 9 кг, а огурцы, которые находятся в ней, в 8 раз тяжелее. Сколько весят огурцы? Сколько весит бочка вместе с огурцами?
6) Юннаты с одного участка собрали 60 кг моркови, а с другого —
28 кг. Всю морковь они разложили в 3 одинаковые корзины. Сколько килограммов моркови положили в каждую корзину?
в) Школьники с одной гряды собрали 10 кг моркови, а с другой — 15кг. Кроликам отдали 4 кг моркови. Сколько кг моркови осталось?
V. Работа над новой темой.
— Какие единицы измерения массы используются при взвешивании мелких предметов? (Грамм, килограмм.)
— А какие используются при взвешивании больших грузов? (Центнер, тонна.)
— Сколько граммов в 1 кг?
— Сколько килограммов в 1 ц?
— Сколько центнеров в 1 т?
— Сколько килограммов в 1 т?
По вашим отвётам получилось составить таблицу мер массы, которую вы должны хорошо знать.
Работа с учебником.
1) Задание № 1. с. 50.
а) Котенок весит 1 кг, кошка — 3 кг. (5 -1 -1 = 3 (кг).)
б) Ведро с яблоками весит 10 кг, пустое ведро — 1 кг, яблоки — 9 кг.
2) Задание № 2. с. 50 — устно.
3) Задание № 3. с. 50 — устно.
Физкультминутка.
Выполняются упражнения, имитирующие движения, описанные в тексте стихотворения.
* * *
Мы бродили по полям, Тебе — грибок
По лесам бродили... И мне — грибок!
И делили пополам Речку мы делить не стали,
Все, что находили. Словно маленький оргх,
Тебе — цветок Ведь леса, поля и дали
И мне — цветок! В мире созданы для всех.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Решение уравнений (работа в парах).
Задание № 6. с. 51.
Проверка выполненной работы. х= 18 х = 46
х = 5 600 х = 100
2) Решение выражения с переменными (самостоятельно). Задание № 9. с. 51.
Самопроверка.
3) Решение задач.
а) Задание № 4. с. 51 (работа в группах).
Краткую запись условия можно представить в виде таблицы.
Учащиеся совещаются в группах и предлагают свои способы решения.
1 способ. 2 способ.
1) 48 • 5 = 240 (т); 1) 490 : 5 = 98 (т);
2) 490 - 240 = 250 (т); 2) 98 - 48 = 50 (т).
3) 250 : 5 = 50 (т).
б) Задание № 5 *, с. 51.
Петя живет на третьем этаже. Чтобы дойти до своего этажа, он поднимается с первого этажа на 2 одинаковых промежутка. Костя поднимается вдвое выше, значит, на 4 таких промежутка. Через 4 промежутка от первого этажа находится пятый этаж.
в) Задание № 7. с. 51.
МР, MN, МК, NK, NP, КР — отрезки; N,K,P — точки, которые принадлежат лучу NP.
г) Задание № 8. с. 51.
Число 84 увеличится на 765 единиц (849 - 84 = 765).
4) Разноуровневая самостоятельная работа.
а) Подчеркнуть единицы измерения массы.
6 т, 4 км, 200 г, 90 см, 24 ч, 12 ц, 28 мм, 2 сут, 347 с, 2 кг.
б) Найти значения числовых выражений.
Задание № 11 (1-й столбец), с. 51.
в) Выразить в килограммах.
365 ц = □ кг 3 т 8 кг = □ кг
г) Решить задачу.
Молодой кит весит столько же, сколько два африканских слона. Сколько тонн весит кит, если один слон весит 2 500 кг?
д) Распределить величины по группам.
2 лет, 6 км, 6 ц, 6 мин, 6 т, 6 г, 6 мм, 6м,6 кг, 6 с, 6 сут, 6 дм.
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Чему вы учились на уроке?
— Что вы знаете про единицы измерения массы?
— Где вы сможете применить свои знания?
— Теперь проведем игру «Великаны — лилипуты». Встаньте и поднимите руки вверх, если вы полностью довольны своей работой на уроке. Если не совсем довольны, встаньте и поставьте руки на пояс. Присядьте, если совсем не довольны своей работой.
VIII. Домашнее задание.
Задания № 10.11 (2-й столбец), с. 51.
Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ
Цель: создать условия для отработки умений преобразовывать и сравнивать единицы измерения массы; способствовать закреплению умения решать задачи на нахождение доли от числа; содействовать формированию аккуратности при построении рисунка.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; «карточки настроения»; аудиозапись для физкультминутки; плакат для рефлексии.
Ход урока