Урок «Столько же. Больше. Меньше» (1 ч)
Целевые установки
Предметные:в совместной деятельности с учителемучиться: сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше).
Метапредметные:
регулятивные - в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
познавательные -ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), проводить сравнение; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
коммуникативные-использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Устные упражнения. 1) Счет в пределах 10 (прямой и обратный). Воспроизведение последовательности чисел, начиная с любого числа, в прямом и обратном порядке.
2) Игра «Кто самый внимательный?».
На наборном полотне два ряда картинок. В первом, верхнем, ряду: большой еж, маленький еж, белка. Во втором, нижнем, ряду: белый гриб, подосиновик, лисичка, мухомор.
— Найдите сходство, различие предметов в каждом ряду, назовите их одним словом, найдите лишнюю картинку в каждом ряду.
— Посчитайте, чего больше: животных или грибов. Чего меньше? Как сделать, чтобы стало поровну?
3) Геометрическое лото.
— Выложите все круги и все квадраты в две кучки. Как узнать, каких фигур больше? Меньше? Составим пары. Получилось? (Ответы учащихся.)
Физкультминутка.
Сколько елочек зеленых, Столько сделаем наклонов. Сколько здесь у нас кружков, Столько сделаем прыжков. |
(На доске 5 елочек и 4 кружка.)
Работа по учебнику. Выполнение заданий учебника на с. 18.
1) Первое задание с. 18 имеет целью ознакомление учащихся со сравнением групп предметов путем составления пар.
— Рассмотрите иллюстрации к сказке «Вершки и корешки». Ответьте на вопрос: «Почему медведь недоволен?»
Поставив в соответствие каждому вершку его корешок, учащиеся убеждаются, что всюду (в обоих случаях) вершков столько же, сколько и корешков. Однако медведь недоволен потому, что вершки от репы и корешки от ржи, которые ему достались, не являются съедобными.
2) Сравнение численностей множеств.
а) По второй картинке на с. 18, составляя пары: пчелка — ведро (пчелка — цветок), учащиеся выясняют, чего больше, чего меньше, делают вывод.
б) Задания 1—3, с. 19, имеют целью закрепить умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Заметим, что в третьем задании, в случаях б) и в), учащиеся могут давать неоднозначные ответы. Желательно предложенные учащимися варианты обсудить в классе и сделать обобщающий вывод. Так, в случае б) можно привести бесконечное множество решений, а в случае в) только четыре варианта: нарисовать одну, две, три или четыре точки. (Поскольку в задании требуется обязательно поставить точки в пустую клеточку, то ноль точек в ответе не принимается.)
Физкультминутка.
Поднимитесь на носочках Столько раз, Сколько пальцев На руке у вас. Хлопните в ладоши Столько раз, Сколько носиков На лице у вас. |
Работа в тетради. 1) Нарисуйте в ряд четыре квадрата по образцу на доске.
Раскрасьте их так, чтобы зеленый квадрат был между красным и желтым, а перед красным был синий квадрат. Расскажите, что у вас получилось. Какого цвета первый квадрат? Второй? И т. д. Сколько всего квадратов вы нарисовали? Под квадратами нарисуйте столько же кружков. Сколько всего кружков?
2) Пишите наклонные палочки так, как показано на доске.
Под ними рисуйте узор из палочек и точек.
Где палочек больше (меньше): вверху или внизу? О чем можно сказать столько же? (Палочек и точек в нижнем ряду.)
3)Задания из учебника.