Дифференциальных уравнений

I. Численное решение дифференциальных уравнений первого порядка.

1.Дифференциальное уравнение первого порядка, разрешенное относительно производной, имеет вид:

Дифференциальных уравнений - student2.ru (1)

Решением дифференциального уравнения (1) называется функция Дифференциальных уравнений - student2.ru , подстановка которой в уравнение обращает его в тождество: Дифференциальных уравнений - student2.ru . График решения Дифференциальных уравнений - student2.ru называется интегральной кривой. Например, решением уравнения Дифференциальных уравнений - student2.ru является функция Дифференциальных уравнений - student2.ru при любом значении произвольной постоянной Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Задача Коши для дифференциального уравнения (1) состоит в том, чтобы найти решение уравнения (1), удовлетворяющее начальному условию

Дифференциальных уравнений - student2.ru (2)

Пару чисел Дифференциальных уравнений - student2.ru называют начальными данными. Решение задачи Коши называется частным решением уравнения (1) при условии (2). Например, частным решением задачи Коши

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Является функция Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Частному решению соответствует одна из интегральных кривых, проходящая через точку Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Дифференциальных уравнений - student2.ru Условие существования и единственности решения задачи Коши:

Теорема 1: Пусть функция Дифференциальных уравнений - student2.ru - правая часть дифференциального уравнения (1) – непрерывна вместе со своей частной производной Дифференциальных уравнений - student2.ru по переменной Дифференциальных уравнений - student2.ru в некоторой области Дифференциальных уравнений - student2.ru на плоскости. Тогда при любых начальных данных Дифференциальных уравнений - student2.ru задача Коши (1) – (2) имеет единственное решение Дифференциальных уравнений - student2.ru .

При выполнении условий теоремы через точку Дифференциальных уравнений - student2.ru на плоскости проходит единственная интегральная кривая. Будем считать, что условия теоремы выполняются!

Численное решение задачи Коши (1) – (2) состоит в том, чтобы получить искомое решение Дифференциальных уравнений - student2.ru в виде таблицы его приближенных значений для заданных значений аргумента Дифференциальных уравнений - student2.ru на некотором отрезке Дифференциальных уравнений - student2.ru :

Дифференциальных уравнений - student2.ru (3)

Точки (3) называют узловыми точками, а множество этих точек называют сеткой на Дифференциальных уравнений - student2.ru . Будем использовать равномерную сетку с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru :

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru или Дифференциальных уравнений - student2.ru ( Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru )

Приближенные значения численного метода решения задачи Коши в узловых точках Дифференциальных уравнений - student2.ru обозначим через Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru , ( Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru ).

Для любого численного метода решения задачи (1) – (2) начальное условие (2) выполняется точно, то есть Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Величина погрешности численного метода решения задачи Коши на сетке отрезка Дифференциальных уравнений - student2.ru оценивается величиной

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Говорят, что численный метод имеет Дифференциальных уравнений - student2.ru ый порядок точности по шагу Дифференциальных уравнений - student2.ru на сетке, если расстояние Дифференциальных уравнений - student2.ru можно представить в виде степенной функции от Дифференциальных уравнений - student2.ru :

Дифференциальных уравнений - student2.ru , Дифференциальных уравнений - student2.ru

где С – некоторая положительная постоянная, зависящая от правой части уравнения (1) и от рассматриваемого метода.

|| Очевидно, что при Дифференциальных уравнений - student2.ru

  1. Метод Эйлера

Простейший численный метод решения задачи (1) – (2), иногда называемый методом ломанных Эйлера.

Угловой коэффициент касательной к интегральной кривой в точке Дифференциальных уравнений - student2.ru есть

Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Найдем ординату Дифференциальных уравнений - student2.ru касательной, соответствующей абсциссе Дифференциальных уравнений - student2.ru . Так как уравнение касательной к кривой в точке Дифференциальных уравнений - student2.ru имеет вид Дифференциальных уравнений - student2.ru , то

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Угловой коэффициент в точке Дифференциальных уравнений - student2.ru также находится из данного дифференциального уравнения Дифференциальных уравнений - student2.ru . На следующем шаге получаем новую точку Дифференциальных уравнений - student2.ru , причем

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Продолжая вычисления в соответствии с намеченной схемой получим формулы Эйлера для Дифференциальных уравнений - student2.ru приближенных значений решения задачи Коши с начальными данными Дифференциальных уравнений - student2.ru на сетке отрезка Дифференциальных уравнений - student2.ru с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru :

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru (4)

Графическая иллюстрация приближенного решения.

 
  Дифференциальных уравнений - student2.ru

ломаная Эйлера.

интегральная кривая – точное значение задачи Коши.

Оценим погрешность метода Эйлера на одном шаге. Для этого запишем разложение точного решения задачи Коши в точке Дифференциальных уравнений - student2.ru по формуле Тейлора с остаточным членом в форме Лагранжа:

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Погрешность метода на одном шаге имеет порядок Дифференциальных уравнений - student2.ru , так как

Дифференциальных уравнений - student2.ru

После Дифференциальных уравнений - student2.ru шагов погрешность вычисления значения Дифференциальных уравнений - student2.ru в конечной точке отрезка возрастает не более чем в Дифференциальных уравнений - student2.ru раз.

Погрешность метода Эйлера можно оценить неравенством

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Или представить в виде

Дифференциальных уравнений - student2.ru где Дифференциальных уравнений - student2.ru

Это означает что метод Эйлера имеет первый порядок точности. В частности, при уменьшении шага Дифференциальных уравнений - student2.ru в 10 раз погрешность уменьшается примерно в 10 раз.

Практическую оценку погрешности решения, найденного на сетке с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru , в точке Дифференциальных уравнений - student2.ru производят с помощью приближенного равенства – правила Рунге:

Дифференциальных уравнений - student2.ru , (5)

где p – порядок точности численного метода.

Таким образом, оценка полученного результата по формуле (5) вынуждает проводить вычисления дважды: один раз с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru , другой – с Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Пример: Решить задачу Коши Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru методом Эйлера на отрезке Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Найти решение на равномерной сетке с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru в четырех узловых точках. Найти решение в тех же узлах, ведя расчет с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Вычислить погрешности приближений с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru :

a) с помощью формулы (5);

b) сравнить с точным решением. Аналитическое решение задачи имеет вид:

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Решение: Здесь Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Используя рекуррентные формулы

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Последовательно находим

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Аналогично находим решения для шага Дифференциальных уравнений - student2.ru ;

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Обозначим Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru и представим результаты вычислений в таблице (для узлов с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru )

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru
0.1 1.1 1.105 1.110342 0.005 0.005342
0.2 1.22 1.231012 1.242805 0.011012 0.011793
0.3 1.362 1.380191 1.399718 0.018191 0.019527
0.4 1.5258 1.554911 1.583649 0.026711 0.028738

Оценки погрешностей Дифференциальных уравнений - student2.ru решения Дифференциальных уравнений - student2.ru , вычисляемых по формулам (5) Дифференциальных уравнений - student2.ru (так как р=1 – метод Эйлера имеет первый порядок точности) близки к отклонениям Дифференциальных уравнений - student2.ru . Обе величины достигают значения Дифференциальных уравнений - student2.ru , то есть имеют тот же порядок, что и шаг Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Погрешность же при вычислениях с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru составляет Дифференциальных уравнений - student2.ru

|| Таким образом, уменьшая шаг Дифференциальных уравнений - student2.ru вдвое, снижаем погрешность в два раза!

  1. Методы Рунге – Кутта.

Численные методы решения задачи Коши

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

На равномерной сетке Дифференциальных уравнений - student2.ru отрезка Дифференциальных уравнений - student2.ru с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru являются методами Рунге – Кутта, если, начиная с данных Дифференциальных уравнений - student2.ru , решение ведется по следующим рекуррентным формулам:

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

(6)

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

где Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru - некоторые коэффициенты.

Дифференциальных уравнений - student2.ru Метод называют методом Рунге – Кутта порядка Дифференциальных уравнений - student2.ru , если он имеет Дифференциальных уравнений - student2.ru -й порядок точности по шагу Дифференциальных уравнений - student2.ru на сетке.

Порядок точности Дифференциальных уравнений - student2.ru достигается с помощью формул (6) при определенных значениях коэффициентов Дифференциальных уравнений - student2.ru и Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru . Дифференциальных уравнений - student2.ru всегда полагают равным нулю Дифференциальных уравнений - student2.ru . Коэффициенты Дифференциальных уравнений - student2.ru вычисляются по следующей схеме:

1). Точное решение Дифференциальных уравнений - student2.ru и его приближение Дифференциальных уравнений - student2.ru представляют в виде разложения по формуле Тейлора с центром Дифференциальных уравнений - student2.ru вплоть до слагаемого порядка Дифференциальных уравнений - student2.ru .

2). Из равенств подобных членов при одинаковых степенях Дифференциальных уравнений - student2.ru в двух разложениях получают уравнения, решая которые, находят коэффициенты Дифференциальных уравнений - student2.ru и Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Метод Эйлера можно назвать методом Рунге – Кутта первого порядка!

Действительно, для Дифференциальных уравнений - student2.ru формулы (6) преобразуются в соотношения метода Эйлера:

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

или

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru .

3.1Метод Эйлера – Коши – метод Рунге – Кутта при Дифференциальных уравнений - student2.ru

Из формулы (6) получаем:

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

(7) Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Для практической оценки погрешности решения можно применять правило Рунге (5), полагая Дифференциальных уравнений - student2.ru , то есть:

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Пример: решить задачу Коши Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru методом Эйлера – Коши на отрезке Дифференциальных уравнений - student2.ru . Найти решение на равномерной сетке с шагом 0.1 в четырех узловых точках.

Решение: Формулы (7) принимают вид:

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Полагая Дифференциальных уравнений - student2.ru , Дифференциальных уравнений - student2.ru последовательно находим

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Погрешность полученного решения не превышает величины

Дифференциальных уравнений - student2.ru

3.2Классический метод Рунге – Кутта

(метод Рунге – Кутта четвертого порядка)

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Из формул (6) при данных значениях Дифференциальных уравнений - student2.ru получаем:

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

(8) Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Графиком приближенного решения является ломаная, последовательно соединяющая точки Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru . С увеличением порядка численного метода звенья ломанной приближаются к ломанной, образованной хордами интегральной кривой Дифференциальных уравнений - student2.ru , последовательно соединенными точками Дифференциальных уравнений - student2.ru на интегральной кривой.

Правило Рунге практической оценки погрешности решения для численного метода четвертого порядка имеет вид:

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Пример: Решить задачу Коши Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru классическим методом Рунге – Кутта на отрезке Дифференциальных уравнений - student2.ru . Найти решение на равномерной сетке с шагом 0.1 в четырех узловых точках.

Решение: Так как Дифференциальных уравнений - student2.ru , то по формулам (8) получаем:

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Полагая Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru , последовательно находим:

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru

Погрешность полученного решения не превышает Дифференциальных уравнений - student2.ru

Результаты примеров 1-3 сведены в таблицу:

  Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru , найденные методом Точное решение Дифференциальных уравнений - student2.ru
Эйлера Эйлера – Коши Рунге – Кутта
0.0 1.0 1.0 1.0 1.0
0.1 1.1 1.11 1.110342 1.110342
0.2 1.22 1.24205 1.242805 1.242805
0.3 1.362 1.398465 1.399717 1.399718
0.4 1.5282 1.581804 1.583648 1.583649
         

Блок-схема численного решения задачи Коши для дифференциального уравнения первого порядка методами Эблера, Эблера-Коши и Рунге-Кутта.

(решение задачи Коши).

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Численное решение систем дифференциальных

уравнений первого порядка

Пусть дана система 2-х ДУ 1-го порядка:

Дифференциальных уравнений - student2.ru (1)

Тогда функции Дифференциальных уравнений - student2.ru и Дифференциальных уравнений - student2.ru называется решением системы (1), если

Дифференциальных уравнений - student2.ru , Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Решению Дифференциальных уравнений - student2.ru системы (1) соответствует интегральная кривая в 3-х мерном пространстве Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Условия, при которых через каждую точку Дифференциальных уравнений - student2.ru некоторой области D 3-х мерного пространства проходит единственная кривая, содержатся в следующей теореме:

Теорема. Если функции Дифференциальных уравнений - student2.ru и Дифференциальных уравнений - student2.ru - правые части ДУ системы (1) – непрерывны вместе со своими частными производными то переменным Дифференциальных уравнений - student2.ru и Дифференциальных уравнений - student2.ru в некоторой области D 3-хмерного пространства, те для любой точки Дифференциальных уравнений - student2.ru система (1) имеет единственное решение, удовлетворяющее начальным условиям.

Дифференциальных уравнений - student2.ru , Дифференциальных уравнений - student2.ru (2)

Задача Кошидля системы n дифференциальных уравнений1-го порядка: требуется найти решение системы:

Дифференциальных уравнений - student2.ru (3)

При начальных условиях

Дифференциальных уравнений - student2.ru ; Дифференциальных уравнений - student2.ru ; Дифференциальных уравнений - student2.ru (4)

Теорема существования и единственности решения задачи Коши (3) – (n) аналогична теореме для случая n=2.

Введем векторные обозначения:

Дифференциальных уравнений - student2.ru ; Дифференциальных уравнений - student2.ru ; Дифференциальных уравнений - student2.ru ; Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Тогда задача Коши (3) – (n) запишется в виде:

Дифференциальных уравнений - student2.ru ; Дифференциальных уравнений - student2.ru (5)

Численное решение задачи Коши (5) состоит в том, что на сетке отрезка Дифференциальных уравнений - student2.ru требуется получить приближенные значения координат вектора Дифференциальных уравнений - student2.ru в узлах сетки Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Обозначим вектор, аппроксимирующий решение, через Дифференциальных уравнений - student2.ru , Дифференциальных уравнений - student2.ru , а его координаты – через Дифференциальных уравнений - student2.ru так, что Дифференциальных уравнений - student2.ru или

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Будем искать решение на равномерной сетке с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Величина погрешности численного метода оценивается величиной

Дифференциальных уравнений - student2.ru , где Дифференциальных уравнений - student2.ru - погрешность решения на сетке с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru в точке Дифференциальных уравнений - student2.ru :

Дифференциальных уравнений - student2.ru

(т.е. в каждой точке I находится max погрешность по всем n координатам, а затем ищется max погрешность по все m точкам).

Практически погрешность решения в точке Дифференциальных уравнений - student2.ru оценивается по формуле Рунге:

Пусть Дифференциальных уравнений - student2.ru ; Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Тогда погрешность Дифференциальных уравнений - student2.ru в точке Дифференциальных уравнений - student2.ru , для вычислений с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru выражается приближенным равенством.

Дифференциальных уравнений - student2.ru (6)

Где Р – порядок численного метода.

Численное решение задачи Коши для системы DY находится с помощью классического метода Р-К – т.е. метода 4-го порядка.

Векторная форма алгоритма метода Р-К для задачи (5) аналогична рекуррентным формулам одномерной задачи.

(7) Дифференциальных уравнений - student2.ru

Где векторы Дифференциальных уравнений - student2.ru

Пример. Найти численное решение задачи Коши для системы 2-х ДУ.

Дифференциальных уравнений - student2.ru

На сетке отрезка Дифференциальных уравнений - student2.ru методом Рунге-Кутта.

Вычисления провести с шагами Дифференциальных уравнений - student2.ru и Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Оценить погрешность по принципу Рунге.

Аналитическое решение задачи Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Решение:

Здесь

Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Численное решение ищем по формулам (7).

Последовательно вычисляя, при Дифференциальных уравнений - student2.ru и Дифференциальных уравнений - student2.ru имеем:

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Дифференциальных уравнений - student2.ru .

Продолжая процесс вычислений, получим:

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Результаты численного решения задачи с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru и Дифференциальных уравнений - student2.ru сведены в таблицу.

Дифференциальных уравнений - student2.ru Численное решение задачи Коши Точное решение Дифференциальных уравнений - student2.ru
с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru с шагом Дифференциальных уравнений - student2.ru
Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru
Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru Дифференциальных уравнений - student2.ru 0,499674   0,865489   0,999585 0,866054   0,500375   0,000889 0,49980   0,865998   0,999987 0,866032   0,500030   0,000060 0,5   0,866253  

Используя правило Рунге, находим погрешность.

Дифференциальных уравнений - student2.ru

Наши рекомендации