Подготовке к итоговой аттестации
· Как показали результаты экзамена, основные компоненты содержания обучения математике на базовом уровне сложности (часть 1) осваивает подавляющее большинство учащихся Санкт-Петербурга. Безусловным успехом можно считать высокий процент выполнения заданий, требующих от учащихся умений использовать приобретенные знания в практической деятельности и исследовать простейшие математические модели. Тем не менее, нам представляется, что при оценке общей картины состояния преподавания математики в школах Санкт-Петербурга следует учитывать тот факт, что шкала перерасчета общего балла в пятибалльную шкалу отметок все еще носит довольно «либеральный» характер. Например, по нашему мнению, получение удовлетворительной отметки по алгебре, при условии, что учащийся набрал 5 баллов из 23 возможных (менее 22% от всей работы) или по геометрии – 2 балла из 15 возможных (менее 14% всей работы) никак не свидетельствует об успешном усвоении им соответствующих курсов.
· Учащимися допускается большое количество вычислительных ошибок в задачах не только первой, но и второй части работы, что приводит к снижению балла за задание минимум на 1. Это означает, что работа по совершенствованию вычислительных навыков учащихся должна проводиться на протяжении всего обучения в основной школе, а не только в 5 и 6 классах.
· 35,3% неверных ответов на задание 13, требующего от учащегося умения оценить логическую правильность рассуждения и распознать ошибочные заключения, свидетельствует не только об отсутствии этого навыка, но и о слабом владении на базовом уровне теоретическим материалом модуля «Геометрия».
· Анализируя списки неверных ответов на задания части 1, можно сделать вывод об отсутствии у многих учащихся навыков самоконтроля и навыков проверки ответа на правдоподобие.
· Анализ экзаменационных работ и результаты работы апелляционной комиссии показали, что при выполнении заданий части 2 многие учащиеся не могут точно сформулировать ответ на поставленный вопрос, не умеют пояснить свои действия, что свидетельствует о формальном подходе к процессу обучения, когда акцент делается на разучивание соответствующих алгоритмов решения тех или иных задач.
· Для более успешной подготовки к аттестации в 2016 году районным методическим службам необходимо ознакомить всех учителей с ходом и результатами экзамена, предусмотреть в планах работы обобщение и распространение накопленного опыта по подготовке учащихся к выполнению аттестационной работы.
· Администрациям школ необходимо обеспечить прохождение всеми учителями соответствующей подготовки и их участие в методических мероприятиях, проводимых в районах и в городе, а также участие всех школ в диагностических контрольных работах, проводимых на городском уровне.
· При подготовке учащихся к итоговой аттестации необходимо обратить внимание на следующее:
ü формировать у учащихся навыки самоконтроля;
ü формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
ü систематически отрабатывать вычислительные навыки;
ü уметь перейти от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической;
ü проводить доказательные рассуждения при решении задач, выстраивать аргументацию при доказательстве, записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту приводимых обоснований.
· Развитие у учащихся навыков устной и письменной математической речи, необходимость формирования осознанности знаний учащихся являются одним из важных факторов, которые способствуют повышению уровня компетентности учащихся.
· Немаловажную роль играет психологическая подготовка учащихся, их собранность, настрой на успешное выполнение каждого из заданий работы. В ходе организации итогового повторения (при подготовке учащихся к экзамену) необходимо обратить их внимание на то, что не следует стремиться выполнить первую часть работы за более короткое время. Каким бы легким не казалось то или иное задание, к его выполнению следует относиться предельно серьезно, именно поспешность наиболее часто приводит к появлению неточностей, описок, а значит, и к неверному ответу на вопрос задачи.
· При подготовке к экзамену, помимо учебников, по которым ведется преподавание, рекомендуется использовать следующие издания:
ü Новые формы проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов: Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов / Сост. А. Г. Капустняк и др. - М., 2004.
ü Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений в новых формах: Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов / Сост. Л. О. Рослова, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2005.
ü ГИА. 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1 /под ред. И.В. Ященко. – М.: Экзамен, 2016.
ü Открытый банк заданий ОГЭ
http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/1
ü Материалы, подготовленные кафедрой физико-математического образования Спб АППО.
ü С экзаменационными работами предыдущих лет их результатами, демо-версией ОГЭ-2016, новыми методическими пособиями и т.п. можно ознакомиться на сайте ФИПИ: http://www.fipi.ru