Шкала перевода общего балла в пятибалльную шкалу отметок
Методические рекомендации по подготовке учащихся к Основному государственному экзамену в 2016 году (математика)
Жигулев Л. А., ЗУРФ, доцент кафедры
физико-математического образования СПб АППО
С целью построения общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), в соответствии приказами Министерства образования и науки РФ от 25.12.2013 №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 10 от 16.01.2015 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 46 от 03.02.2015 «О внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря № 1394» и распоряжением Комитета по образованию от 21.05.2015 № 2514-р «Об обеспечении проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Санкт-Петербурге в 2015 году» 27.05.2015 года проводилась государственная итоговая аттестация по математике обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии при использовании автоматизированной системы «Экзамен».
Анализ результатов государственной итоговой аттестации выпускников IX классов по математике в 2015 году
1.1. Характеристика контрольно-измерительных материалов
Структура экзаменационной работы по математике в форме ОГЭ в 2015 году не поменялась по сравнению с прошлым 2014 годом.
Работа содержала 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть 1), 4 задания повышенного уровня (часть 2) и 2 задания высокого уровня сложность (часть 2).
В работе были выделены три модуля: «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика».
Модуль «Алгебра» содержал 11 заданий: в части 1 — 8 заданий (1-8), в части 2 — 3 задания (21–23).
Модуль «Геометрия» содержал 8 заданий: в части 1 — 5 заданий (9– 13), в части 2 — 3 задания (24–26).
Модуль «Реальная математика» содержал 7 заданий в части 1 (14 - 20), все задания в части 1.
Ответом на задания части 1 (1-20) являлось число (целое или конечная десятичная дробь) или последовательность цифр, которые следовало занести в бланк ответов №1. При выполнении заданий части 2 (21-26) в бланк ответов №2 необходимо было записать обоснованное решение и ответ.
На выполнение всей работы отводилось 235 минут.
Система оценивания и выполнения заданий
Экзаменационной работы в целом
Для оценивания результатов выполнения работы выпускниками использовался общий балл.
В таблице 1 приведена система формирования общего балла.
Таблица 1
Система формирования общего балла
Модуль «Алгебра» | ||||||
Максимальное количество баллов за одно задание | Максимальное количество баллов за одно задание | |||||
Часть 1 | Часть 2 | За часть 1 | За часть 2 | За модуль в целом | ||
№ 1-8 | №21 | №22 | №23 | |||
Модуль «Геометрия» | ||||||
Максимальное количество баллов за одно задание | Максимальное количество баллов за одно задание | |||||
Часть 1 | Часть 2 | За часть 1 | За часть 2 | За модуль в целом | ||
№ 9-13 | №24 | №25 | №26 | |||
Модуль «Реальная математика» | ||||||
Максимальное количество баллов за одно задание Часть 1, № 14-20 | За модуль в целом | |||||
Максимальный балл за работу в целом – 38.
Задания, оцениваемые одним баллом, считались выполненными верно, если указан номер верного ответа (в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (в заданиях с кратким ответом), или правильно соотнесены объекты двух множеств и записана соответствующая последовательность цифр (в заданиях на установление соответствия).
Задание, оцениваемые 2 и более баллами считались выполненными верно, если обучающийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход рассуждения, получен верный ответ. В этом случае ему выставлялся полный балл, соответствующий данному заданию. Если в решении была допущена ошибка, не имеющая принципиального характера и не влияющая на общую правильность хода решения, то учащемуся засчитывался на 1 балл меньше указанного.
Шкала перевода общего балла в пятибалльную шкалу отметок
Основываясь на методических рекомендациях ФИПИ и учитывая результаты ОГЭ по математике 2014 года и двух предэкзаменационных работ 2015 года, ГЭК Санкт-Петербурга приняла решение установить следующий минимальный критерий: 6 баллов, набранные по всей работе в целом, из них не менее 4 баллов по предмету «Алгебра», 1 балла по предмету «Геометрия». Составляющие этого балла считались не по модулям, а по предметам.
Выполнение минимального критерия давало право выпускнику на пересчет общего балла (в соответствии с учебным планом образовательного учреждения) в отметку по пятибалльной шкале за предметы «Математика» или «Алгебра» и «Геометрия».
Пересчет общего балла в отметку по указанным предметам приведен в табл. 2.
Таблица 2
Пересчет общего балла в отметку
Предмет «Математика» | ||||
Общий балл | менее 6 баллов | 6–16 баллов | 17–25 балла | 26–38 баллов |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Предмет «Алгебра» | ||||
Общий балл | менее 5 баллов | 5–11 баллов | 12–16 баллов | 17–23 баллов |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Предмет «Геометрия» | ||||
Общий балл | менее 2 баллов | 2–4 балла | 5–8 баллов | 9–15 баллов |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Об освоении выпускником федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика» свидетельствовало преодоление им порогового результата экзаменационной работы.
По «Математике» положительную оценку получили 97,99% учащихся, сдававших экзамен, по «Алгебре» - 95,09% учащихся, по «Геометрии» - 97,13% учащихся.
На основании приказа Минобрнауки России №115 от 14.02.2014 в соответствии с учебным планом образовательной программы среднего общего образования учащемуся в аттестат в графу «Итоговая отметка» выставлялась отметка
· по предмету «Математика», если обучение велось по соответствующему предмету;
· по предметам «Алгебра» и «Геометрия», если обучение велось по соответствующим предметам.
Итоговая отметка определялась как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок выпускника и выставлялась в аттестат целым числом в соответствии с правилами математического округления.
Обращаем внимание на то, что выпускник 9 класса, выполнивший минимальный критерий и получивший отметку «3» за экзамен по математике в форме ОГЭ, мог при этом получить отметку «2» по алгебре или геометрии. В этом случае итоговую отметку следовало также определять как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок.