I. Организационный момент. 1. Выполните действия:
II. Устный счёт.
1. Выполните действия:
39 : 13 + 28 · 1 37 : 37 + 14 · 5
65 – 48 : (81 : 27) (64 + 29) : 3
2. Сравните:
87 см … 8 дм 7 см
6 км 300 м … 6 км 30 м
9 дм 2 см … 9 дм 20 мм
6 м 3 см … 6 м 3 дм
7 т 420 кг … 7 т 42 ц
3. Найдите:
Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8 с.
Скорость улитки, если она проползла 35 м за 7 ч.
Скорость плота на реке, если он за 4 ч проплыл 16 км.
Скорость велосипедиста, если он проехал 36 км за 2 ч.
III. Работа над новым материалом.
Учитель.Ребята, сегодня мы продолжаем учиться решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Откройте учебник на с. 9 и прочитайте задачу 466.
Прочитав задачу, учащиеся называют величины, данные в условии (скорость, время, расстояние), и записывают их в таблице. Затем называют и записывают в таблице значения данных и искомых величин.
u | t | S |
5 м/мин | 3 мин | ? |
Учитель.С какой скоростью двигалась черепаха?
Дети. 5 м в минуту.
Учитель.Что это значит?
Дети. В каждую минуту черепаха проползала по 5 метров.
Учитель. А сколько она была в пути?
Дети.3 минуты.
Учитель.Чтобы вам было легче решить задачу, сделаем еще к ней чертеж.
Учитель. Что надо узнать?
Дети.Какое расстояние черепаха прошла.
Учитель.Как это можно узнать?
Дети. Надо 5 умножить на 3, получится 15.
Учитель. Запишем решение и ответ.
5 · 3 = 15 (м)
О т в е т:15 метров прошла черепаха.
Аналогично учитель с учащимися разбирают вторую задачу.
u | t | S |
100 м/мин | 10 мин | ? |
100 · 10 = 1 000 (м)
О т в е т: 1 000 м прошел слон за 10 минут.
После решения второй задачи учащиеся должны сделать вывод.
Учитель. Как найти расстояние, если известны скорость и время движения?
Дети. Надо скорость умножить на время.
Для закрепления умения решать подобные задачи учащиеся выполняют с комментированием у доски задачи 467 и 468.
З а д а н и е 467.
u | t | S |
? | 6 с | 30 м |
30 : 6 = 5 (м/с)
О т в е т: скорость Тани 5 м/с.
З а д а н и е 468.
u | t | S |
60 км/ч 70 км/ч | 3 ч 2 ч |
1) 60 · 3 = 180 (км) – проехал за 3 ч
2) 70 · 2 = 140 (км) – проехал за 2 ч
3) 180 + 140 = 320 (км) – всего
4) 3 + 2 = 5 (ч) - всего
5) 320 : 5= 65 (км/ч) – средняя скорость
О т в е т: 320 км проехал всего, 65 км/ч – средняя скорость.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Выполняя задание 469, ученики сначала объясняют, в каком из уравнений каждой пары значение х будет больше, а потом проверяют вычислением.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, над чем работали сегодня на уроке?
Дети. Мы продолжали учиться решать задачи на движение, повторили решение уравнений.
Домашнее задание:задание 470; тетрадь № 1, с. 63, № 4–6.
У р о к 77
Тема: Нахождение времени движения по известным
расстоянию и скорости
Цели: познакомить с решением задач на нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости; совершенствовать вычислительные навыки и умения выполнять действия с величинами; закрепить знание отношений единиц длины, массы, времени.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Расшифруйте имя среднеазиатского математика и поэта, предложившего одну из самых интересных систем календарей.
а | ||||||||
х | ||||||||
я | х | р | о | з | й | а | м |
2. Заполните таблицу.
Перед заполнением таблицы дети сначала говорят, какие величины известны, а какую величину надо найти. Потом говорят правило, как найти неизвестную величину, а затем решение и ответ.