Особенности организации деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках русского языка

(из опыта работы Лобановой О.Г., Шишигиной Л.А.).

Речь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а чаще детей с ДЦП, характеризуется краткостью, бедностью словарного запаса, обилием грамматических ошибок. Оценивая состояние речи ребенка с ДЦП условно можно выделить 3 уровня развития речи и возможности речевой коммуникации.

Высокий уровень речевой коммуникации: ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

Средний уровень: ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

Низкий уровень речевой коммуникации: ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Для определения уровня развития связной речи детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые тексты и пересказать их.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, объем словаря, использование грамматических конструкций, синтаксически правильное оформление рассказа.

При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи. Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок. При низком уровне сформированности связной речи отмечается неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Учет полученных результатов обязателен при разработке программы обучения русскому языку и литературе.

Предлагаем один из разработанных нами уроков по русскому языку с учетом разноуровневой подачи материала.

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!» в 5 классе.

(Данный урок мы взяли потому, что он по теме интересен детям, а учителю дает возможность предложить учащимся сочинение-описание или рассказ). Если в классе есть дети с ДЦП, необходимо напечатать крупным шрифтом на карточках и положить на парту перед каждым ребенком (у многих детей с ДЦП снижено зрение) ключевые слова, опорные, новые слова и термины, план, некоторые предложения. Если ребенок с ДЦП пишет медленно, дать карточку, чтобы вставлял пропущенные слова, а некоторым можно дать готовый текст для контрольного списывания. Детям, не имеющим возможности писать или печатать текст, можно предложить расположить части текста (разрезанная карточка) в нужном порядке.

ЭТАПЫ УРОКА МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
1. Орг. момент     2. Объявление темы урока. Сообщение о сочинениях по картинам: что представляют, какие признаки имеют, что такое начало, основная часть, вывод, или заключение     3. Слово учителя   4. Знакомство с картиной Решетникова «Опять двойка!» и ее рассматривание     5. Определение темы и идеи картины     6. Работа над планом сочинения   7. Итог урока. Домашнее задание Учебник с иллюстрацией, тетрадь, ручка, черновик.   Ответить на вопросы: 1) Любите ли вы произведения живописи? Что такое живопись? 2) Какие картины великих художников знаете? 3) Назовите любимых художников и их произведения   Известный художник Федор Павлович Решетников, живший в первой половине XX века, с юных лет увлекался рисованием. Главными героями его картин были дети: «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка». Мысль написать картину «Опять двойка» родилась у Ф.П. Решетникова в школе, где он наблюдал за учеником, который не мог решить задачу у доски. Обратимся к картине. Перед вами иллюстрация картины Решетникова «Опять двойка!» Беседа по вопросам: – Что нарисовано на картине? – Посмотрите на детали: лицо мальчика, поза. – О чём говорит его «бывалый» портфель? – Назовите других действующих лиц, их позы, выражение глаз. Запись на доске: «Светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза», — так описывает своего героя художник Ф. Решетников.     О чём картина — тема. Что хотел сказать художник — идея.     С чего начать сочинение? Чем продолжить? Как закончить?     Сегодня мы познакомились с искусством живописи. Попробуйте написать сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!», используя карточки с рабочими материалами.   Мальчик пришел домой из школы. Его встречают мать, сестра, маленький брат и верный Дружок, который любит его всякого. Строго, осуждающе смотрит на него сестра-пионерка. Мама огорчена, она печально опустила руки на колени. Как жалко сына! Как обидно за него! Рядом с матерью на велосипеде маленький брат, которому момент кажется очень интересным… А что же мальчик? Ах, как стыдно! От сестры он отвернулся, но и на маму страшно поднять глаза. Ученик пришел из школы с двойкой. «Опять двойка!» — огорчились мама и сестра 1. Вступление. Рассказ о художнике (2–3 предложения). 2. Описание картины или придуманный рассказ по ней. 3. Заключение или вывод

Задания для учеников с учетом их психофизических возможностей

I уровень развития речи, 3 возможных варианта: а) вставить пропущенные слова и предложения; б) переписать текст; в) расположить части текста в нужном порядке.

Вставить пропущенные слова и предложения.

Передо мной картина Ф.П. Решетникова « … … ». На ней художник … момент возвращения из школы … , получившего … . Вид … виноватый. Он стоит, опустив голову. Волосы … , красные от мороза, оттопыренные … , видно, долго … , забыв про всё. И вот теперь к нему пришло … , ему стыдно … на сестру, мать и брата. Какие разные лица и позы у его родных! Сестра смотрит на брата … , … . Да и как может быть иначе! Она … , пионерка. Это видно по … … … … . Мать … около стола. Ей и … своего сына, и … за него. Это не первая двойка — это «опять» двойка! Младший брат … над двоечником. И только верный Дружок … хозяина.

Картина не может не понравиться нам, потому что такие моменты бывали у многих_____________________________ (написать о своем впечатлении 1–2 предложения) ________ Слова для справок: «Опять двойка!», изобразил, мальчика, двойку, у него, взъерошены, уши, катался на коньках, раскаяние, поднять глаза, строго, осуждающе, отличница, ее аккуратной, чистой, отутюженной одежде; по портфелю, стоящему на стуле; по книгам, которые она только что листала; присела, жалко, горько, смеется, радостно встречает.

II уровень развития речи. План. Написать сочинение-описание картины, ответив на вопросы плана.

План

I. Что я знаю о художнике.

II. Описание картины.

1) О каком событии рассказывает художник.

2) Главные герои.

3) Цвета, краски.

III. Идея художника.

IV. Мое впечатление от картины.

Ключевые слова и фразы: Федор Павлович Решетников жил в первой половине XX века. Главными героями его картин были дети.

Словно застыл, опустил голову, чувствует вину, стыдно, совестно, досадно, раскрасневшееся лицо, торчащие из портфеля коньки, видимо, он долго катался на коньках, растрепанный портфель перевязан веревкой, осуждающе, горько. Всё в комнате говорит о заботе матери: у мальчика есть все условия для хорошей учебы.

III уровень развития речи. Написать сочинение по картине «Опять двойка!» или придумать рассказ.

Ключевые слова (предложить менее подготовленным обучающимся): словно застыл, опустил голову, чувствует вину, стыдно, совестно, досадно, раскрасневшееся лицо, торчащие из портфеля коньки; видимо, он долго катался на коньках; растрёпанный портфель перевязан веревкой, осуждающе, горько. Всё в комнате говорит о заботе матери: у мальчика есть все условия для хорошей учебы.

На уроках литературы своей главной задачей считаем чтение художественной литературы, особенно комментированное чтение, проговаривание ключевых слов и выражений и использование разноуровневых домашних заданий.

Наши рекомендации