Психолого-педагогические основы образовательной системы Н.Б.Истоминой «Гармония»
Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.
Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.
Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.
Предпосылками для создания проекта стали: концепция формирования приемов умственной деятельности Н.Ф.Талызиной, концепция организации учебной деятельности Н.Б.Истоминой.
Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу: найти более целесообразный путь осуществления процесса обучения в первом школьном звене, устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.
Нацеленность начального курса математики на формирование приемов умственной деятельности позволяет установить внутреннюю связь между развивающими условиями обучения и способами их достижения, так как в процессе усвоения знаний, умений и навыков приемы умственной деятельности выполняют различные функции и их можно рассматривать:
1) как способы организации учебной деятельности школьников;
2) как способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуя его интеллектуальный потенциал и способности к усвоению знаний;
3) как способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, чувств, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, то есть характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности.
Существенные изменения в рамках предлагаемой концепции связаны с ответом на вопрос: «Как учить?» Именно эти изменения и обусловили необходимость создания новых учебников, в которых нашли отражение:
- новая логика построения содержания курсов, в основе которой лежит тематический принцип, позволяющий сориентировать курс на усвоение системы понятий и общих способов действий;
- новые методические подходы к усвоению школьниками понятий, в основе которых лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями, а также формирование у них общих представлений об изменении, закономерности и зависимости;
- новая система учебных заданий, процесс выполнения которых носит продуктивный характер, составленная с учетом психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Входящие в комплект «Гармония» учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта.
В связи с этим первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).
Методическая интерпретация современных тенденций развития начального образования и их реализация в учебниках позволяет рассматривать каждый предметный учебно-методический комплект, входящий в «Гармонию», как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность полнее выразить свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.
В числе этих мер следует назвать: 1) логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета; 2) способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников; 3) систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.
Реализация данной концепции обеспечивается:
1. Тематическим построением курса, создающим условия для осознания школьниками связей между новыми и ранее изученными понятиями, для осуществления продуктивного повторения, для активного использования в процессе обучения приемов умственной деятельности.
2. Новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование в соответствии с заданными условиями.
3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и умении, который создает условия не только для повышения качества вычислительной деятельности младших школьников, но и для развития их мышления.
4. Новым методическим подходом к обучению младших школьников решению текстовых задач, в соответствии с которым дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки (навыки чтения, усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических моделей, знакомство со схемой как способом моделирования), которые необходимы им для овладения умением решать текстовые задачи.
5. Включением в учебник диалогов между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, комментируются способы математических действий, анализируются ошибки. Диалоги помогают учителю не только привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, но и самому включиться в эту работу, заняв тем самым позицию не контролирующего, а помогающего детям и сотрудничающего с ними.[12, с.34-35]
Особенности обучения в 1 классе.
В соответствии с концепцией курса целенаправленная и систематическая работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности начинается с первых уроков математики при изучении темы «Признаки предметов». Учитывая опыт детей и имеющиеся у них представления, учитель предлагает задания на выделение различных свойств предметов, в том числе, и таких, как цвет, форма, размер. В процессе выполнения этих заданий младшие школьники осознают, что любой объект (предмет) можно рассматривать с различных точек зрения, ориентируясь на одни свойства и абстрагируясь от других. В этой же теме начинается работа по формированию у учащихся представлений об изменении, соответствии, правиле и зависимости. Для этой цели используются задания на выявление признаков сходства и различия в предметах, на наблюдение изменений, происходящих с конкретными объектами, на выявление определенных закономерностей в изменении свойств предметов. Особенность всех заданий этой темы заключается в том, что каждое из них можно выполнить неоднозначно. Включение подобных заданий в процесс обучения математике способствует созданию, комфортных условий на уроке для активной работы каждого ребенка в соответствии с его способностями, имеющимися .у него представлениями и уровнем умственного развития.
В первые 14 уроков курса включена только устная нумерация. Затем уточняются названия чисел, их последовательность при счете. При выполнении каждого задания ученики могут упражняться в счете предметов. Не забывайте, что, начав целенаправленную работу по формированию приемов умственной деятельности, вы опираетесь только на опыт и интуицию первоклассника, так как пока вы его ничему не научили.
В данном курсе дети сначала усваивают (или уточняют) последовательность слов-числительных, которой можно пользоваться для счета предметов, затем овладевают операцией счета, т.е. устанавливают взаимнооднозначное соответствие между предметом и слово: тельным. Затем вместо слов-числительных пользуются знаки (цифры), которые в математике обозначают количество (число) слов или групп предметов.
Просмотрев внимательно задания учебника, мы убедились в том, что при выполнении каждого задания новой темы ученики повторяют материал предыдущих тем. Поэтому в учебнике отсутствуют задания, специально предназначенные для повторения ранее изученных вопросов.
При знакомстве с отрезком следует обратить внимание на признаки, по которым легко узнавать данную фигуру. Таких признаков два: отрезок имеет два конца и всегда легко проводится с помощью линейки.
На уроках по теме «Измерение длины» учащиеся знакомятся с меркой и учатся пользоваться циркулем.
Введение понятий отрезок и, мерка позволит познакомить учеников с числовым лучом и научить их пользоваться им для сравнения чисел. В теме «Числовой луч» вводятся понятие неравенство и символы для сравнения чисел.
Для разъяснения смысла сложения используется идея соответствия предметного действия его словесному описанию, математической записи и изображению на числовом луче. Для чтения математических записей вводится терминология выражение, равенство, слагаемые, значение суммы. Постарайтесь не пользоваться термином примеры.
К изучению состава однозначных чисел (к их записи в виде суммы двух слагаемых) учащиеся приступают только после того, как познакомятся с предметным смыслом действия сложения.
Для усвоения состава однозначных чисел в учебнике предлагаются разнообразные задания на классификацию ( при выполнении дети выделяют различные свойства предметов); на соотнесение рисунков и математических записей; на выбор рисунков, соответствующих данному числовому выражению, и на выбор числовых выражений, соответствующих данному рисунку.
При изучении нумерации двузначных чисел деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и соотношения разрядных единиц. Для этого используются как предметные наглядные пособия, так и калькулятор. Усвоение таблиц сложения и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 и разрядного состава двузначных чисел является основой для формирования умения складывать и вычитать «круглые» десятки.
В процессе формирования этих вычислительных умений совершенствуются табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10, поэтому рассмотрение этих случаев предшествует изучению таблицы сложения однозначных. чисел с переходом в другой разряд и соответствующих случаев вычитания.
Особенности обучения во 2 классе
Одной из важных задач курса математики II класса является формирование навыков табличного сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд и соответствующих им случаев вычитания, которые затем совершенствуются при сложении и вычитании двузначных и однозначных чисел (с переходом в другой разряд) и при сложении и вычитании двузначных чисел (с переходом в другой разряд).
Во 2 классе вводится понятия задача, условие, вопрос, известные, неизвестные, данные, искомое и учащиеся овладевают умением решать текстовые задачи (простые и составные) арифметическим способом. Для этой цели используются специальные задания, вариативность которых обеспечивается разнообразными методическими приемами, такими, как выбор схемы, соответствующей данной задаче; постановка различных вопросов к данному условию; объяснение выражений, составленных по условию задачи; составление текста задачи по данной схеме; соотнесение текста задачи с данными решениями; сравнение текстов задач и др.
Проведенная в 1 классе подготовительная работа позволяет учащимся осознанно использовать в процессе решения задач схематическое моделирование как один из эффективных приемов поиска решения задачи.
В теме «Трёхзначные числа» продолжается работа по осознанию учениками принципа построения десятичной системы счисления. Вариативность заданий в этой теме обеспечивается приемами сравнения (выявление сходства и различия в записи чисел), классификации, обобщения. Использование калькулятора в качестве средства обучения позволяет организовать повторение ранее изученных вопросов, органически включив их в процесс усвоения нового содержания.
В теме «Умножение большое внимание уделяется разъяснению смысла этого действия и начинается работа по формированию навыков табличного умножения. Во 2 классе дети составляют и усваивают таблицы умножения с числами 8 и 9.
Особенности обучения в 3 классе
В 3 классе продолжается работа по формированию навыков табличного умножения. Она органически включается в темы «Площадь фигуры», «Измерение площади», что позволяет использовать эти понятия как наглядный материал для усвоения табличных случаев умножения. Как показывает практика, большинство учеников уже после изучения названных тем достаточно свободно ориентируются в таблице умножения. Однако эту работу можно продолжить, познакомив учеников с сочетательным свойством умножения и с правилом умножения на число 10.
В соответствии с логикой построения содержания курса учащиеся знакомятся со смыслом деления после того, как рассмотрены все случаи табличного умножения. Целесообразность такой последовательности можно аргументировать следующим: а) в математике нет таблицы деления, а есть таблица умножения и соответствующие ей случаи деления; б) ученик может вычислить результат деления, только опираясь на таблицу умножения; в) некоторые учащиеся в связи со своими индивидуальными особенностями не могут освоить табличные случаи умножения за отведенное программой время (в 3 классе это 24 ч.)
В учебнике реализован новый методический подход к разъяснению смысла деления, при котором учащиеся усваивают его не в процессе решения простых задач, а устанавливается соответствие между предметными моделями и математической записью. Это позволяет рассматривать «деление по содержанию» и «деление на равные части» (не называя терминов) одновременно, а также во взаимосвязи с умножением, что значительно облегчает усвоение этих вопросов.
Особенности обучения в 4 классе
Последовательность тем в 4 классе, так же как в предыдущих классах, позволяет органически включить повторение ранее изученного материала в процесс усвоения нового.[22, с.8-12]