Психолого-педагогические основы образовательной системы Н.Б.Истоминой «Гармония»

Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Содержание: учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

Предпосылками для создания проекта стали: концепция формирования приемов умственной деятельности Н.Ф.Талызиной, концепция организации учебной деятельности Н.Б.Истоминой.

Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу: найти более целесообразный путь осуществления процесса обучения в первом школьном звене, устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы.

Нацеленность начального курса математики на формирование приемов умственной деятельности позволяет установить внутреннюю связь между развивающими условиями обучения и способами их достижения, так как в процессе усвоения знаний, умений и навыков приемы умственной деятельности выполняют различные функции и их можно рассматривать:

1) как способы организации учебной деятельности школьников;

2) как способы познания, которые становятся достоянием ребенка, характеризуя его интеллектуальный потенциал и способности к усвоению знаний;

3) как способы включения в процесс познания различных психических функций: эмоций, воли, чувств, внимания; в результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, то есть характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности.

Существенные изменения в рамках предлагаемой концепции связаны с ответом на вопрос: «Как учить?» Именно эти изменения и обусловили необходимость создания новых учебников, в которых нашли отражение:

- новая логика построения содержания курсов, в основе которой лежит тематический принцип, позволяющий сориентировать курс на усвоение системы понятий и общих способов действий;

- новые методические подходы к усвоению школьниками понятий, в основе которых лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями, а также формирование у них общих представлений об изменении, закономерности и зависимости;

- новая система учебных заданий, процесс выполнения которых носит продуктивный характер, составленная с учетом психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Учебно-методический комплект «Гармо­ния» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Входящие в комплект «Гармония» учеб­ники, учебники-тетради и тетради с печат­ной основой являются результатом много­летнего научно-методического поиска пу­тей совершенствования начального образо­вания, который осуществлялся авторами комплекта.

В связи с этим первой особенностью комплекта «Гармония» является его направ­ленность на преодоление объективно сло­жившегося разделения традиционной и раз­вивающих систем обучения на основе орга­ничного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной ме­тодики и новых подходов к решению мето­дических проблем.

Вторая особенность комплекта нахо­дит выражение в методическом воплоще­нии в нем основных направлений модерни­зации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).

Методическая интерпретация современ­ных тенденций развития начального образо­вания и их реализация в учебниках позволя­ет рассматривать каждый предметный учеб­но-методический комплект, входящий в «Гармонию», как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познаватель­ных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность полнее выразить свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успе­ха за счет мер по целенаправленному пре­одолению трудностей обучения.

В числе этих мер следует назвать: 1) ло­гику построения содержания курсов, наце­ленных на усвоение понятий и общих спосо­бов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных свя­зей, закономерностей и зависимостей в рам­ках содержания каждого учебного предмета; 2) способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьни­ков; 3) систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблю­дает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

В основу построения курса положена методическая концепция целенаправлен­ной работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятель­ности: анализа и синтеза, сравнения, клас­сификации, аналогии и обобщения в про­цессе усвоения математического содержа­ния, предусмотренного программой.

Реализация данной концепции обеспе­чивается:

1. Тематическим построением курса, со­здающим условия для осознания школьни­ками связей между новыми и ранее изучен­ными понятиями, для осуществления про­дуктивного повторения, для активного ис­пользования в процессе обучения приемов умственной деятельности.

2. Новым методическим подходом к изу­чению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предмет­ными, словесными, графическими (схемати­ческими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование в соответствии с заданными условиями.

3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и умении, который создает условия не только для повышения качества вычислительной деятельности младших школьников, но и для развития их мышления.

4. Новым методическим подходом к обу­чению младших школьников решению тек­стовых задач, в соответствии с которым де­ти знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те зна­ния, умения и навыки (навыки чтения, усво­ение конкретного смысла действий сложе­ния и вычитания, приобретение опыта в со­отнесении предметных, словесных, схема­тических моделей, знакомство со схемой как способом моделирования), которые не­обходимы им для овладения умением ре­шать текстовые задачи.

5. Включением в учебник диалогов меж­ду Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения вари­анты ответов, высказываются различные точки зрения, комментируются способы ма­тематических действий, анализируются ошибки. Диалоги помогают учителю не только привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, но и самому включиться в эту работу, заняв тем самым пози­цию не контролирующего, а помогающего детям и сотрудничающего с ними.[12, с.34-35]

Особенности обучения в 1 классе.

В соответствии с концепцией курса целе­направленная и систематическая работа по формированию у младших школьников прие­мов умственной деятельности начинается с первых уроков математики при изучении темы «Признаки предметов». Учитывая опыт детей и имеющиеся у них представления, учитель предлагает задания на выделение различных свойств предметов, в том числе, и таких, как цвет, форма, размер. В процессе выполнения этих заданий младшие школьники осознают, что любой объект (предмет) можно рассматри­вать с различных точек зрения, ориентируясь на одни свойства и абстрагируясь от других. В этой же теме начинается работа по формирова­нию у учащихся представлений об изменении, соответствии, правиле и зависимости. Для этой цели используются задания на выявление признаков сходства и различия в предметах, на наблюдение изменений, происходящих с кон­кретными объектами, на выявление определен­ных закономерностей в изменении свойств предметов. Особенность всех заданий этой темы заключается в том, что каждое из них мож­но выполнить неоднозначно. Включение по­добных заданий в процесс обучения математи­ке способствует созданию, комфортных усло­вий на уроке для активной работы каждого ребенка в соответствии с его способностями, имеющимися .у него представлениями и уров­нем умственного развития.

В первые 14 уроков курса включена только устная нумерация. За­тем уточняются названия чисел, их последова­тельность при счете. При выполнении каждого задания ученики могут упражняться в счете предметов. Не забывайте, что, начав целенап­равленную работу по формированию приемов умственной деятельности, вы опираетесь только на опыт и интуицию первоклассника, так как пока вы его ничему не научили.

В данном курсе дети сначала усваивают (или уточняют) последовательность слов-чис­лительных, которой можно пользоваться для счета предметов, затем овладевают операцией счета, т.е. устанавливают взаимнооднозначное соответствие между предметом и слово: тельным. Затем вместо слов-числительных пользуются знаки (цифры), которые в математике обозначают количество (число) слов или групп предметов.

Просмотрев внимательно задания учебника, мы убедились в том, что при выполнении каждого задания новой темы ученики повторяют материал предыдущих тем. Поэтому в учебнике отсутствуют задания, специально предназначенные для повторения ранее изученных вопросов.

При знакомстве с отрезком следует обратить внимание на признаки, по которым легко узнавать данную фигуру. Таких признаков два: отрезок имеет два конца и всегда легко проводится с помощью линейки.

На уроках по теме «Измерение длины» учащиеся знакомятся с меркой и учатся пользоваться циркулем.

Введение понятий отрезок и, мерка позволит познакомить учеников с числовым лучом и научить их пользоваться им для сравнения чисел. В теме «Числовой луч» вводятся понятие неравенство и символы для сравнения чисел.

Для разъяснения смысла сложения используется идея соответствия предметного действия его словесному описанию, математической за­писи и изображению на числовом луче. Для чтения математических записей вводится терминология выражение, равенство, слагаемые, значение суммы. Постарайтесь не пользоваться термином примеры.

К изучению состава однозначных чисел (к их записи в виде суммы двух слагаемых) учащиеся приступают только после того, как познакомятся с предметным смыслом действия сложения.

Для усвоения состава однозначных чисел в учебнике предлагаются разнообразные задания на классификацию ( при выполнении дети выделяют различные свойства предметов); на соотнесение рисунков и математических записей; на выбор рисунков, соответствующих данному числовому выражению, и на выбор числовых выражений, соответствующих данному рисунку.

При изучении нумерации двузначных чисел деятельность учащихся направляется на осозна­ние позиционного принципа десятичной систе­мы счисления и соотношения разрядных еди­ниц. Для этого используются как предметные наглядные пособия, так и калькулятор. Усвоение таблиц сложения и соответствую­щих случаев вычитания в пределах 10 и разрядного состава двузначных чисел является основой для формирования умения складывать и вычитать «круглые» десятки.

В процессе формирования этих вычислительных умений совершенствуются табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10, поэтому рассмотрение этих случаев предшест­вует изучению таблицы сложения однозначных. чисел с переходом в другой разряд и соответс­твующих случаев вычитания.

Особенности обучения во 2 классе

Одной из важных задач курса математики II класса является формирование навыков табличного сложения однозначных чисел с пе­реходом в другой разряд и соответствующих им случаев вычитания, которые затем совершенствуются при сложении и вычитании двузначных и однозначных чисел (с переходом в другой разряд) и при сложении и вычитании двузначных чисел (с переходом в другой разряд).

Во 2 классе вводится понятия задача, условие, вопрос, известные, неизвестные, данные, искомое и учащиеся овладевают умением решать текстовые задачи (простые и составные) арифметическим способом. Для этой цели используются специальные задания, вариативность которых обеспечивается разнообразными методическими приемами, такими, как вы­бор схемы, соответствующей данной задаче; постановка различных вопросов к данному ус­ловию; объяснение выражений, составленных по условию задачи; составление текста задачи по данной схеме; соотнесение текста задачи с данными решениями; сравнение текстов задач и др.

Проведенная в 1 классе подготовительная работа позволяет учащимся осознанно использовать в процессе решения задач схематическое моделирование как один из эффективных приемов поиска решения задачи.

В теме «Трёхзначные числа» продолжается работа по осознанию учениками принципа пос­троения десятичной системы счисления. Вариа­тивность заданий в этой теме обеспечивается приемами сравнения (выявление сходства и различия в записи чисел), классификации, обобщения. Использование калькулятора в ка­честве средства обучения позволяет организо­вать повторение ранее изученных вопросов, ор­ганически включив их в процесс усвоения ново­го содержания.

В теме «Умножение большое внимание уделяется разъяснению смысла этого действия и начинается работа по формированию навыков табличного умножения. Во 2 классе дети составляют и усваивают таблицы умножения с числами 8 и 9.

Особенности обучения в 3 классе

В 3 классе продолжается работа по формированию навыков табличного умножения. Она органически включается в темы «Площадь фигуры», «Измерение площади», что позволяет использовать эти понятия как наглядный материал для усвоения табличных случаев умножения. Как показывает практика, большинство учеников уже после изучения названных тем достаточно свободно ориентируются в таблице умножения. Однако эту работу можно продолжить, познакомив учеников с сочетательным свойством умножения и с правилом умножения на число 10.

В соответствии с логикой построения содержания курса учащиеся знакомятся со смыслом деления после того, как рассмотрены все случаи табличного умножения. Целесообразность такой последовательности можно аргументировать следующим: а) в математике нет таблицы деления, а есть таблица умножения и соответствующие ей случаи деления; б) ученик может вычислить результат деления, только опираясь на таблицу умножения; в) некоторые учащиеся в связи со своими индивидуальными особенностями не могут освоить табличные случаи умножения за отведенное программой время (в 3 классе это 24 ч.)

В учебнике реализован новый методический подход к разъяснению смысла деления, при котором учащиеся усваивают его не в процессе решения простых задач, а устанавливается соответствие между предметными моделями и математической записью. Это позволяет рассматривать «деление по содержанию» и «деление на равные части» (не называя терминов) одновременно, а также во взаимосвязи с умножением, что значительно облегчает усвоение этих вопросов.

Особенности обучения в 4 классе

Последовательность тем в 4 классе, так же как в предыдущих классах, позволяет органически включить повторение ранее изученного материала в процесс усвоения нового.[22, с.8-12]

Наши рекомендации