Основные элементы интерфейса 3D модели
Лабораторная работа №6
Создание 3D–моделей геометрических тел.
Получение чертежей с 3D–моделей
Цель работы:
Ø изучить основные приемы твердотельного моделирования в системе КОМПАС–3D V14;
Ø освоить приемы получения ассоциативных чертежей с 3D–моделей.
Графическое задание к лабораторной работе:
Ø по индивидуальным вариантам (стр. 13–16) построить твердотельную модель геометрического тела;
Ø на листе формата А3 построить три вида с созданной модели.
Основные элементы интерфейса 3D модели
Для создания моделей используется модуль твердотельного моделирования КОМПАС–3D, поддерживающий два типа документов – Деталь и Сборку.
При создании документа Деталь на экран выводится окно с соответствующими элементами интерфейса.
Окно документа Деталь содержит: Ø Главное меню; Ø Панель Стандартную; Ø Панель Вид; Ø Панель Текущего состояния; Ø Компактную панель; Ø Дерево модели | |
Панель Редактирование модели содержит разнообразные команды для построения объемных элементов и поверхностей. | |
Базовые команды создания формообразующих элементов: Ø – операциивыдавливания; Ø – операции вращения; Ø – операция кинематическая Ø – операция посечениям Создание трехмерной твердотельной модели заключается в многократном добавлении или вычитании объемов. Каждая из этих операций имеет дополнительные опции, позволяющие варьировать параметры построения формообразующих элементов | |
Дополнительные команды для создания формообразующих (конструктивных) элементов: Ø – скругление, фаска; Ø – отверстие; Ø – ребро жесткости; Ø – уклон; Ø – оболочка; Ø – сечение поверхностью, сечение по эскизу Остальные команды, используемые для создания модели, будут рассмотрены при описании конкретных примеров |
Общие приемы построения 3D–модели
геометрических тел и поверхностей
Общепринятым порядком твердотельного моделирования является последовательное выполнение булевых операций (сложения, вычитания и пересечения) над объемными элементами модели (рис. 2).
а | б | в | |
Рис. 2. Булевы операции над двумя твердотельными элементами: А – прямоугольный параллелепипед; В - цилиндр. Результаты булевых операций: а – сложение; б – вычитание; в – пересечение |
Для создания объемных элементов используется перемещение в пространстве плоской фигуры (контура сечения), след от которого определяет форму элемента. Плоская фигура, в результате перемещения которой образуется объемное тело (поверхность), называется эскизом, а само перемещение – формообразующей операцией. Многократно выполняя эти операции над различными объемными элементами, можно построить сложную модель.
Существует четыре основных подхода к формированию трехмерных формообразующих элементов в твердотельном моделировании.
Выдавливание – форма трехмерного элемента образуется путем смещения эскиза операции строго по нормали к его плоскости или наружу
Вращение – формообразующий элемент является результатом вращения эскиза вокруг оси. Вращение может выполняться на угол 360° или меньше.
Кинематическая операция – трехмерный элемент формируется в результате перемещения эскиза операции вдоль произвольной трехмерной кривой. Эскиз должен содержать обязательно замкнутый контур, а траектория перемещения – брать начало в плоскости, перпендикулярной плоскости эскиза. Кинематический элемент образуется путем перемещения сечения вдоль траектории.
Операция по сечениям – трехмерный элемент формируется по нескольким сечениям–эскизам. Эскизов может быть сколько угодно, и они могут быть размещены в произвольно ориентированных плоскостях.
Формировать твердотельные модели можно в двух типах документов: КОМПАС–Деталь и КОМПАС–Сборка.
Документ Деталь – тип документа(файл срасширением *.m3d, пиктограмма ) представляет собой пустой электронный лист, содержащий созданную с помощью формообразующих операций отдельную модель.
Документ Сборка – тип документа (файл расширением *.a3d, пиктограмма ) содержит модель сборки.