III. Работа над новым материалом. Учитель. Ребята, посмотрите задание 160
Учитель. Ребята, посмотрите задание 160. Там просят построить 4 прямых угла с общей вершиной О. Как вы будете это строить?
Дети.Мы по клеточкам с помощью линейки проведем две перпендикулярные прямые. И у нас получится 4 прямых угла с общей вершиной.
Учитель.Верно. Выполняйте задание.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель.Ребята, построить 4 прямых угла с общей вершиной можно и на нелинованной бумаге. Для этого нам понадобится кроме линейки еще и циркуль. Посмотрите на доску, как это можно сделать.
Учитель делает построение на доске, а дети у себя на нелинованном листе бумаги.
Учитель. Проведите прямую линию. На ней отложите отрезок АВ произвольной длины, но не очень большой.
Возьмите циркуль. Радиусом, равным длине отрезка АВ, проведите 2 окружности с центрами в точках А и В.
Обозначим точки пересечения окружностей буквами С и Д. Проведем прямую через точки С и Д. Точку пересечения прямых обозначим буквой О.
Учитель. Ребята, а как можно проверить, что получившиеся углы у нас прямые?
Дети. Надо взять угольник и приложить его прямой угол к получившимся углам.
Учитель. Верно. Ребята, вместо окружностей можно проводить дуги (части окружностей) любого радиуса, который всегда должен быть больше половины длины отрезка АВ.
Посмотрите задание 161 (рис. 2). Давайте попробуем выполнить такой же чертеж, как на рис. 2 и сделать к нему задание.
Учитель делает построение на доске, а дети у себя на нелинованном листе бумаги.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Задачу 162 можно предложить детям решить самостоятельно с последующей проверкой после того, как будет совместно разобрано условие. Также можно предложить, чтобы I вариант ответил на 1-й вопрос задачи, а II вариант – на 2-й вопрос.
Задача 162 (I вариант).
1) 70 · 5 = 350 (л) – за I неделю
2) 80 · 5 = 400 (л) – за II неделю
3) 350 + 400 = 750 (л)
О т в е т: 750 л за 2 недели.
Задачу 163 дети решают самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы учились строить прямые углы с помощью циркуля и линейки.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Повторяли решение задач и примеров.
Домашнее задание:здание 164; тетрадь № 1, с. 22, № 31, 32.
У р о к 27
Контрольная работа
Цели: проверить умения: записывать, сравнивать числа в пределах 1 000 000, представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, определять десятичный состав числа, выполнять сложение и вычитание на основе знания разрядного состава числа, а также выполнять умножение и деление с числами 10, 100 и 1000.
Ход урока
I в а р и а н т
1. а) Запишите числа:
6 сот. тыс. 7 ед. тыс. 3 сот.
3 ед. тыс. 3 ед.
901 ед. II кл. 5 ед. I кл.
6 ед. 3-го разряда 8 ед. 2-го разряда
б) Представьте число 113 060 в виде суммы разрядных слагаемых.
2. а) Сравните числа:
700 300 … 70 030 875 129 … 857 129
б) Вставьте вместо D подходящие цифры так, чтобы записи стали верными:
54 802 < 5DD02 67DD3 < 67DD3
3. а) Выполните вычисления:
86 759 + 1 600 000 – 1 763 512 – 40
86 200 – 10 000 2 360 · 10 764 000 : 100
б) Вставьте пропущенные числа так, чтобы записи стали верными:
8 172 = 8 102 + ÿ 95 000 + ÿ = 95 430
4. Решите задачу.
В одной пачке 10 книг. В библиотеку принесли 3 000 книг. Сколько пачек с книгами принесли в библиотеку?
5. Решите задачу.
Что легче и на сколько килограммов: 8 коробок конфет по 32 кг в каждой или 7 коробок вафель по 36 кг в каждой?
II в а р и а н т
1. а) Запишите числа:
6 сот. тыс. 7 ед.
9 дес. тыс. 9 ед.
540 ед. II кл. 2 ед. I кл.
7 ед. 3-го разряда 1 ед. 2-го разряда
б) Представьте число 215 080 в виде суммы разрядных слагаемых.
2. а) Сравните числа:
600 400 … 60 040 836 592 … 863 592
б) Вставьте вместо каждого D подходящие цифры так, чтобы записи стали верными:
86 709 < 8DD09 26DD1 < 26DD1
3. а) Выполните вычисления:
73 549 + 1 30 000 – 1 206 317 – 300
32 600 – 1 000 268 · 1 000 84 600 : 10
б) Вставьте пропущенные числа так, чтобы записи стали верными:
7 816 = 7 016 + ÿ 48 000 + ÿ = 48 010
4. Решите задачу.
В одной коробке 10 пирожных. Сколько коробок понадобится для упаковки 1 000 пирожных?
5. Решите задачу.
Что тяжелее и на сколько килограммов: 6 мешков муки по 46 кг в каждом или 5 мешков риса по 48 кг в каждом?
У р о к 28
Работа над ошибками
Цели: дать анализ контрольной работы; выполнить работу над ошибками; закрепить изученный материал.
Ход урока
На этом уроке учитель вместе с детьми анализирует результаты прошедшей контрольной работы, помогает учащимся выполнить работу над ошибками в тех заданиях, где были допущены ошибки; подбирает похожие задания, чтобы отработать эти навыки и умения.
Для этого учитель может предложить такого вида задания:
1. Сравните числа.
800 100 … 80 010 900 200 … 90 020
254 316 … 245 316 321 569 … 312 569
2. Вместо каждого D вставьте подходящую цифру так, чтобы записи стали верными:
72 305 < 7D D05
84 DD6 < 84 DD6
54 DD8 < 54 DD8
3. Выполните вычисления.
39 729 + 1 25 819 + 1 456 · 1 000
54 300 – 1 000 75 800 – 10 000 849 600 : 10
10 000 – 1 50 000 – 1 309 · 100
923 827 – 3 000 815 979 – 70 395 00 : 100
4. Решите задачи.
В одном ящике 10 кг мандаринов. Сколько ящиков потребуется, чтобы упаковать 1 000 кг мандаринов?
Таня нанизала 6 ниток бус, по 38 бусинок на каждой, а Маша – 7 ниток бус, по 35 бусинок на каждой. Кто из девочек использовал больше бусинок и насколько?
Домашнее задание:тетрадь № 1, с. 23, № 33, 34, 35.
У р о к 29
Единицы длины. Километр
Цели: познакомить учащихся с новой единицей длины – километром; дать представление об использовании ее на практике, о соотношении с другими известными мерами длины; закреплять умение решать задачи и примеры.
Ход урока