III. Работа над новым материалом. Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим работу по теме «Растениеводство»

Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим работу по теме «Растениеводство». Узнаем, кто является другом человека, его помощником, а кто – злейшим врагом культурных растений. Попробуем узнать, как можно обеспечить природное равновесие в поле, саду, огороде.

Труженики наших полей ведут борьбу с сорняками: пропалывают посадки до цветения культурных растений, вовремя обрабатывают поля.

На полях можно встретить хомяков, мышей-полевок, сусликов. Эти животные питаются полевыми растениями, на зиму заготавливают зерно, многие из них живут в норах. Иногда в такой норе находят до 30–40 кг отборной пшеницы.

Много вреда полеводству приносят суслики. Они поедают молодые стебли злаков и их сочную сердцевину. Когда же появляются колосья, суслики срезают их своими острыми зубами, а зерна съедают. На зиму суслики впадают в спячку.

Среди животных много и друзей поля. Это птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они уничтожают огромное количество полевых мышей – расхитителей зерна. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

III. Работа над новым материалом. Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим работу по теме «Растениеводство» - student2.ru III. Работа над новым материалом. Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим работу по теме «Растениеводство» - student2.ru

Весной на поля прилетают голосистые жаворонки. Поет самец, взлетая вверх, наполняя окрестности чарующими звуками. Жаворонки питаются насекомыми. И в саду не весь урожай достается человеку.

Давайте прочитаем в учебнике статью на эту тему.

Чтение статьи «Кому достается часть урожая?», с. 208–209.

Учитель. Кто же является злейшим врагом культурных растений поля, сада и огорода?

Ученики. Колорадский жук, тля, гусеница серой бабочки – яблонной плодожорки.

Учитель. Но и у этих вредителей тоже есть враги. Прочитайте о них статью «Кто нам помогает?» на с. 209–210 учебника.

Чтение по цепочке.

Учитель. Так кто помогает нам уберечь урожай от вредителей?

Учащиеся рассказывают о насекомоядных птицах, о божьих коровках, златоглазках, жуках-жужелицах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением животных.

Учитель. Значит, у людей много помощников, защитников урожая. Заполните таблицу:

Вредители Защитники
грызуны совы, канюк, пустельга
колорадский жук жужелица
тля божья коровка, златоглазка
яблонная плодожорка насекомоядные птицы

III. Работа над новым материалом. Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим работу по теме «Растениеводство» - student2.ru

Пауза психологической разгрузки «В лесу». Звучат «мелодии» леса: пение птиц, шелест листвы, шум ветра. На этом фоне учитель читает поэтический текст:

Милый, птиц ловить не надо!

Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Сделай гнездышки-домишки

На ветвях для птичек малых

Да следи, чтоб коршун хищный

Не ломал, не разорял их!

Нет вредителям пощады!

Пусть не губят урожаи!

Мы друзей встречаем дружбой,

А врагов уничтожаем.

Обижать птенцов не надо!

Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде…

Учитель. Как мы должны беречь этих защитников урожая? О чем говорится в стихотворении?

Ученики. Для птиц нужно строить скворечники. Нельзя ловить божьих коровок и златоглазок.

Учитель. О других мерах защиты помощников урожая прочитаем статью учебника «Как их беречь?» на с. 211–212 учебника.

Чтение по цепочке.

Ученики. Надо умеренно применять ядохимикаты, потому что яды убивают птиц и накапливаются в растениях.

Зимой для помощников человека надо делать кормушки.

Для хищных птиц в поле надо делать присяды – шесты с перекладиной.

Наши рекомендации