I этап. Осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности
1. Ориентировка в предметном содержании урока:
— Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого материала в курсе?
— Что я сам(а) об этом материале знаю?
— С какими другими математическими, лингвистическими или иными понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду; на какие опирается; для каких служит базой?
— Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?
2. Ориентировка в конкретных условиях обучения:
— Что младшие школьники знают об этом понятии, что узнают в будущем?
— Что должны узнать, отработать на данном занятии, в какой степени, до какого уровня?
— Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?
— На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?
— Какие учебные действия необходимы для освоения материала?
— Какие конкретные трудности должны быть преодолены?
— Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?
3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения:
— Какие способы организации учебно-игровой работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие замыслу, я знаю как учитель?
— Какой материал предлагает методическое пособие?
— Какова цель каждого из предложенных заданий, логика их расположения?
— Как, по каким критериям оценить, освоили ли младшие школьники понятие, способ действия?
Результат данного этапа для учителя:
— уяснение темы урока и его места в ряду других;
— актуализация собственных лингвистических или математических, методических знаний в рамках темы;
— примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ.
II этап. Составление плана (модели) будущего урока
1) — Какова цель урока, т.е. каким должен быть «конечный» результат?
— Какое понятие вводится?
— Какие его признаки помогут младшим школьникам принять данное понятие, осознать, «открыть»?
— Какие действия они должны освоить?
2) — Как прийти к достижению цели урока?
— Через решение каких промежуточных задач?
3) — Какие дополнительные задачи обучения из других областей знаний предполагается реализовать на этом уроке? Почему?
4) Как организовать урок:
— Как смоделировать проблемную ситуацию или поставить перед младшими школьниками «учебную» задачу, а затем включить их в активную деятельность по принятию задачи, решению учебной проблемы?
— Что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает?
— Как сделать так, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»?
— Как обеспечить усвоение на занятии необходимой информации?
— Можно ли организовать занятие так, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон, способ действия? Если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск окончательного ответа и т.п.?
— Как добиться освоения учащимися необходимых действий и в целом осознанного овладения материалом?
— Какой демонстрационный и раздаточный материал необходим для реализации цели занятия?
— В какой степени реализуются здоровьесберегающие технологии: смена деятельности учащихся в течение занятия, организация динамических пауз или физминуток?
Таким образом, на этом этапе планирования учитель должен решить следующие три задачи:
1) поставить основную цель, промежуточные задачи и определить последовательность их решения;
2) определить основные виды деятельности младших школьников на каждом этапе урока;
3) выбрать средства и способы организации деятельности младших школьников.
Очень важно, чтобы все решения, которые будут приниматься учителем, были для него достаточно обоснованными. Это важнейшее условие подготовки к уроку. Учитель должен
быть в состоянии объяснить, в первую очередь самому себе, каждый из пунктов плана урока. Оценка плана урока:
1) все ли лингвистически (математически) грамотно в плане занятия; правильно ли отражена сущность изучаемого явления?
2) удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у них личностных качеств?
3) получилось ли занятие целостным, завершенным; ясна ли логика движения мысли ребенка, логика его действий?
4) удалось ли отвести себе как учителю, воспитателю на занятии роль активного участника в коллективном познавательном процессе; интересно ли будет детям на занятии?
III этап. Реализация на практике намеченного плана (проведение занятия)
Для этого учитель должен уметь:
— организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока (от моделирования проблемной ситуации до получения задуманного результата);
— грамотно пользоваться способами обучения, выбранными для достижения целей;
— общаться с младшими школьниками, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
— контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить необходимые коррективы.