Интегрированный урок (география и английский)
Класс.
Подготовили и провели: учитель географии Проняшина В.В.
Учитель иностранного языка Клычихина В.А.
Тема: «Великобритания».
Оборудование: ИКТ, карты, фотографии флоры и фауны, отраслей промышленности, знаменитых людей страны.
Цели и задачи:
- Дать ЭГП и ФГП характеристику страны.
- Выяснить особенности страны в мировой экономике, взаимоотношение с другими странами мира.
- Познакомить с историческими особенностями, традициями, культурой, обычаями народов, заселяющих Великобританию.
- Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний (картами, к/к, справочниками, дополнительной литературой, Интернет – источниками, СМИ).
- 3. Применять на практике ранее полученные знания по разным предметам, прививать любовь к предмету, развивать кругозор учащихся.
Ход Урока:
1 слайд Тема урока «Великобритания»
Вступительное слово учителя географии:
«Сегодня у нас не совсем обычный урок: интегрированный. А это значит, что мы, с Татьяной Ивановной, приглашаем вас отправиться в путешествие и посетить страну изучаемого языка – Великобританию, а заодно и попробовать себя в роли гида, переводчиков, путешественников, впервые попавших в эту древнюю, отличную от нас цивилизацию.
Предлагаем и тем, кто не знаком с английским, отправиться вместе с нами, ведь понимать все, что происходит вокруг нас мы можем и без знания языка. Для этого есть глаза и уши. А в географии очень важно уметь не только смотреть, но и –видеть, не только слушать, но и – слышать.
И так, в путь!
Для того чтобы успеть все посмотреть, давайте выберем вид транспорта. (Выбирают самолет)
(Выходит стюардесса (можно разделить двоим) и приглашает нас в полет: рассказывает о температуре за бортом, расстоянии от Саранска до Лондона; Желает мягкой посадки)
География 1слайд Тема урока, цели и задачи | Английский язык | |||
2-3слайды 1.Географическое положение страны. • А) обозначить на к/к: • Столицу и пограничные государства; • Береговую линию страны; • Крупные реки; | У трапа встречает гид Описание береговой линии, столицы, пограничных государств, крупных рек, показ их на карте или на слайде | |||
Я думаю, вы поняли, о чем шла речь? | ||||
Внимание, постарайтесь выделить из английской речи: | ||||
• 4-6 слайды 2.НАСЕЛЕНИЕ. 1. Выделите из английской речи, какие народы и языковые семьи представлены в Англии, Ирландии, Шотландии. 2. Используя карты атласа, определите плотность населения Великобритании. 3. Назовите крупные городские агломерации страны и назовите, где они размещены, подпишите их на к/к (вдоль рек, побережье и равнинах). | Рассказ продолжает представи-тель коренной национальности (можно в костюме) Рассказ о народах (ирландцы, англичане, уэльсцы, шотландцы), Языковая группа: германская (англ.), кельтская - (британцы) На каких языках говорят. Называют кр. Города и агломерации. | |||
7-9 3.Какие особенности природы повлияли на хозяйственную деятельность людей? • 1.Отметьте на к/к: • Полезные ископаемые страны; • Главные районы добычи нефти и газа. | Рассказ на англ. о природно-климатической и ресурсной базе, крупных бассейнах нефти и газа, главных районах их добычи + (близость океана, рельеф) + оз. Лохнесс | |||
10-15 4.Хозяйственная деятельность населения Великобритании. • Заполните таблицу по образцу: «Главные отрасли хозяйства»
| Рассказ об отраслях промышленности продолжает министр экономики: машиностроение (судостроение, точное и электротехническое маш-е), нефтедобывающая, химическая, горнодобывающая пр-ть. В с/х: отрасли животноводства: молочно- мясное, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пастбищное жив-во, зерновые, технические культуры, Непроизводственная сфера: наука, туризм; Транспорт: Ж/д, водный – в основном морской, автомобильный, авиационный, | |||
Перечислите, какие отрасли промышленности развиваются в Англии? Какие промышленные центры вы можете назвать? - проверка тех, кто не знает языка Карта «Использование земель»: Почему так говорят: «Экономика Великобритании едет на овце»? | ||||
16-18 5. Города и городские агломерации. • Какие из перечисленных городов, не прозвучали на английском языке? • Лидс, Шеффилд, Лондон, Бирмингем, Кембридж, Глазго, Стоунхендж, Гринвич, Ливерпуль, Ковентри, Манчестер, Эдинбург, Стредфорд, Кардив | Рассказ на англ. языке и русском о городах, портах, промцентрах. (может быть викторина на англ. о городах) | |||
Известно ли вам что-либо о др. городах Англии (рассказ на русском) | ||||
Слово учителя: Великобритания, это страна с многовековой, древней и богатой историей. На ее территории сохранилось много памятников природы и сооружений, созданных руками человека, которые вошли в список Всемирного наследия. Он включает 16 объектов. Среди них замки и соборы, руины аббатства и городские стены Короля Эдуарда в Руин – де, Вестминский дворец, Тауэр Лондона, старый и новый города Эдинбурга и другие . Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. (Таблица заполняется по ходу выступления учеников) | ||||
19-21 Культура, традиции, обычаи страны. 1.Заполните таблицу по образцу: • «Культура, традиции, обычаи страны»
| Рассказ на англ. языке о культуре, традициях, обычаях страны. Рождество, день Св. Валентина, Хеллоуин, Санта Клаус; Тауэр, озеро Лохнес, музей искусств, о музее восковых фигур, о галерее Тейта, замке Тауэр…. Театр, кино, спорт, молодежные организации, спортивные соревнования… (сначала картинка, потом название) | |||
Догадались, о чем идет речь? + Рассказ на русском: футбольный клуб «Челси», Уимблдонский турнир, Спортивные соревнования в Шотландии… | ||||
22-23 7. Знаменитые люди: Королева Великобритании Елизавета и ее двор, М. Тэтчер, Гринвич, Байрон, Кэрролл, Линдс. | Краткая историческая справка из жизни знаменитых людей | |||
24-26 8. Роль и значение Великобритании в МГРТ. • 1.Отметьте на к/к торговые отношения Великобритании со странами мира. (работа с картой из слайда: машины и оборудование, топливо, предметы химии, с/х и продовольствие) | Показ на карте торговых путей или демонстрация товаров народного потребления с маркой «Сделано в Великобритании» (с учетом регионального компонента); или исполнение песни из репертуара «Биттлз» | |||
27-28 8. «Мозговая атака» «Что такое?» «Кто такой?»: Лохнес, Хеллоуин, Коктейль, Волынка, Глазго, Кэрролл, Линдс, Темза, Байрон, «Гринпис», Тэтчер, Манчестер, Гринвич, Ла-Манш | Произносятся слова на английском языке, ответы звучат на русском (с пояснениями, если останется время, если нет – только значение) | |||
30. Всем спасибо за работу на уроке, оценки. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: ГЕОГРАФИЯ: ТЕМА 7, ПАРАГРАФ №3, к/к | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: ПЛОЩАДЬ ПИККАДИЛЛИ
Ныне этот сквер является своего рода воротами в мир развлечений, покупок и ночной жизни Лондона, он виден из далека, благодаря яркому неоновому освещению. Здесь всегда царит оживление. А главное украшение площади - статуя, изображающая «ангела милосердия». Лондонцы, полагая, что статуя изображает греческого бога любви, прозвали ее Эросом, так она зовется и сегодня. Станция метро PIC-СA DILLY CURCUS.
УАЙТХОЛЛ
Служит связующим звеном между Трафальгарской площадью и палатами Парламента. Многие правительственные здания, расположенные в классическом порядке, граничат с этим местом. Расположенная позади королевского дворца Уайтхолл Королевская конная гвардия проводит смену караула ежедневно в 11:00 (по воскресеньям в 10:00). Это красивая торжественная церемония совершается со времен короля Генриха VIII (1534), который начал проводить здесь рыцарские турниры. Станции метро WESTMINSTER и CHARING CROSS.
СИТИ
Финансовый и деловой центр, который лондонцы называют «квадратной милей». Это старейший район Лондона, на этом месте город был основан римлянами. Административная власть в Сити до сих пор принадлежит лорду-мэру, который является самым главным лицом в Сити, за исключением монарха, и Корпорации Лондона, сохранившей свои традиции, к ним относятся ремесленные гильдии, торжественные церемонии и гражданская гордость. Хотя Великий пожар 1666 г. уничтожил большинство деревянных зданий, все же несколько архитектурных памятников уцелело: церковь Темпл, Гилд-холл и церковь Святого Варфоломея.
МУЗЕЙ ШЕРЛОКА ХОЛМСА
Маленький, эзотерический музей, комнаты которого оформлены так, как если бы легендарный литературный герой-детектив сэра Артура Конан Дойля жил здесь всегда. Выпейте чашечку чая (особое послеобеденное удовольствие в этой викторианской обстановке) или пообедайте в викторианской обеденной зале «Хадсон». Открыт ежедневно с 09:30 до 18:00. Станция метро BAKER STREET.
КЕНСИНГТОНСКИЕ САДЫ
Расположены рядом с Гайд-парком и Кенсингтонским дворцом.
Эти сады - классические. Кроме того, здесь находится мемориальный комплекс принца Альберта.
ГАЙД-ПАРК
Самый большой парк в Лондоне, площадь которого составляет 25 квадратных километров. Здесь есть все: деревья, травы, озера и сады. Вы можете покататься на лодке, поплавать в озере Серпентайн и посетить Уголок ораторов. Лучший день для этого - воскресенье, когда зрители, активно вмешивающиеся в выступления, так же колоритны, как и сами выступающие. До Уголка ораторов удобнее всего добираться метро MARBLE ARCH.
РИДЖЕНТС-ПАРК
В Риджентс - парке, окруженном красивыми и баснословно дорогими домами, находится Лондонский зоопарк, озеро для катания на лодках, открытый театр и канал Риджентс.
ГАЛЕРЕЯ ТЭЙТ
Построенная сахарным миллионером Сэром Генри Тэйтом, галерея располагает общенациональной коллекцией британских произведений искусства, с XVI в. до наших дней, а также коллекцией произведений современного зарубежного искусства. В галерее находится коллекция произведений Тернера, которая подарена стране самым великим ее художником. Вход в основную галерею - бесплатный. Станция метро PIMLICO.
ПЛОЩАДЬ ПАРЛАМЕНТА Знаменитые палаты Парламента, оплот британской демократии с часовой башней, на которой находится 14-ти тонный Биг Бен (самые известные в мире куранты). Вестминстерский дворец был восстановлен в 1840-е годы после пожара, который уничтожил почти все здание. Вестминстер-холл - это единственная часть старого дворца, сохранившаяся неизменной до наших дней. Он был построен в 1097 г., но экскурсии сюда не проводятся. Палата общин была построена в 1852 г. Во время Второй мировой войны здание пострадало от бомбардировки, впоследствии оно было восстановлено. Члены Парламента заседают в Палате Общин с октября по июль (с перерывами на Рождество и Пасху). Когда идут заседания, Палата открыта для ; посещений, и посетители могут наблюдать за слушаниями с галереи посетителей. Это очень популярно, и когда обсуждаются важные проблемы, то выстраивается длинная очередь желающих присутствовать. Палата Лордов - это Верхняя Палата Британского Парламента. В этом красивом готическом здании находится трон королевы и место лорд-канцлера, который является председателем Палаты. Палата Лордов работает в те же месяцы, что и Палата Общин. Станция метро WESTMINSTER. | |
БУКИНГЕМСКИИ ДВОРЕЦ Это официальная резиденция королевы Елизаветы II, в определенные часы открыт для посетителей. Смена караула про исходит в 11:30 (летом - ежедневно, зимой - через день). Когда королева находится во дворце, на его крыше развивается королевское знамя. Вы можете, кроме того, посетить Королевскую галерею, где демонстрируется одна из самых богатых в мире коллекций живописи, а также Королевские конюшни, где вы можете увидеть королевские экипажи и лошадей. Станции метро VICTORIA и GREEN PARK. | |
ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО Площадь Парламента. Со времен коронации в 1066 г. Вильяма Завоевателя здесь, на коронационном стуле, коронуются английские короли и королевы. Кроме того, в стенах Аббатства хранится прах многих английских монархов, а также многих выдающихся личностей английского прошлого - культурного, военного и политического. Обратите внимание на Уголок Поэтов и могилу Неизвестного воина. Открыто с 08:00 до 18:00, с понедельника по пятницу. | |
ТРАФАЛЬГАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ Создана в память о победе Англии над Францией в Трафальгарской битве. Памятник адмиралу Нельсону, созданный Джоном Хэшем, возвышается на колонне в окружении четырех скульптур львов, созданных Ландсиром. Всему миру известны снимки туристов, которые кормят голубей, а в настоящее время Трафальгарская площадь является важным местом проведения митингов и шумных празднований Нового года. На северной стороне площади находится Национальная галерея, а на юге - Уайтхолл. | |
НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ Знаменитая коллекция европейской живописи XIII-XX веков, включая прекрасное собрание произведений искусства эпохи Ренессанса. Имеется более 2000 полотен, среди них полотна таких признанных мастеров, как Рембрандт, Микеланджело, Боттичелли, Леонардо да Винчи и многих других известных художников. |
Приложение 2
Интегрирование знаний и формирование комплекса умений и навыков; Отработка исследовательских, технических, прикладных действий и умений. | |
Мы рады видеть вас всех в добром здравии, и начать нашу встречу сегодня хотим со стихотворения Н.П. Огарева. Вам предстоит определить, о чем пойдет речь. С какой наукой это связано? В убогой келье в час ночной сидел монах один седой. Свеча горела перед ним, он пальцем тощим и сухим в фолианте лист уж пожелтелый ворочал тихо и несмело. Потом реторту робко взял и горн с усильем раздувал. Кипела жидкость; смрад и дым носились в воздухе над ним. Но труд, надеждою богатый, был тщетен, вновь - не вышло злата. Еще бледнее стал старик и головой на грудь поник. | |
Учитель химии: "Я целый век мой с юных лет жить для науки дал обет. Я сердца сжал в себе движенья, отверг любовь и наслажденья. Да судит Бог! Я не искал, когда я злато добывал, ни денег, ни людских похвал. В природе лишь узнать желал я пульса каждое биенье и тайный ход всего творенья. Трудился днем, не спал ночей! И черный лоск моих кудрей уже давным-давно сбежал, и ничего я не узнал! К чему ж я был влеченью верен? Надежды нет - мой труд потерян!" | |
я: Старик средь гнева и тоски разбил реторту на куски; И книгу сжег, и на пол пал, закрыл глаза и не вставал: И только смрадный дым из горна над ним носился клубом черным. О КАКОЙ же науке писал Огарев? Ответы детей: да, действительно, эти стихи посвящены науке, возраст которой по сравнению с историей Земли просто младенческий. Стихи посвящены ХИМИИ. вы еще в 7 классе, и заниматься этой наукой вам предстоит только в следующем году, но мы с Еленой Юрьевной уже сегодня решили дать вам возможность попытаться развить интересные теории, мысли и познакомиться с этой увлекательной и молодой наукой, без которой сегодня не представляет своей жизни современное поколение людей. | |
Итак, перед вами «Корзина загадок». Попробуйте определить по нашим подсказкам, что там может находиться? А) Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем покрывают море Лаптевых, состоят из соединений этого элемента. Б) В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента. В) Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе. Г) Его можно обнаружить в " сталактитовом" лесу среди " сталагмитовых деревьев" Д) Соединением этого элемента мы пишем на доске. (кальций) | |
А). В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани. Б) По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. В) Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде. Г) Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э. Д) В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. (железо) Люблю я камни! Их в шкатулке много... И каждый камень нежно берегу! Одни в горах искали очень долго, Других нашли на дальнем берегу. Вот солнцем сердолик в ладонь ложится, А бирюза - прохладой вод морских, Пером павлиньим лабрадор искрится, А яшма это средство от тоски... Молодцы, правильно. А теперь, скажите, догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем занятии? (отвечают: горные породы, минералы, камни) Да. Тема нашего занятия сегодня «Виртуальное путешествие в мир горных пород и минералов». | |
Ребята, перед вами периодическая система Д.И. Менделеева. В ней есть химические элементы названные по географическим объектам. Попробуйте их найти. Например, химические элементы, названные в честь частей света: европий и Америций | |
А Германий и Франций названы в честь стран, столиц, рек, полуостров, городов и даже в честь нашей страны. | |
Хорошо, достаточно. В Таблице Менделеева 21 химический элемент так или иначе связан с географией и дома вы попробуете отыскать оставшиеся. | |
Камни не оставляют равнодушными никого. Некоторые люди носят драгоценные и полудрагоценные камни с удовольствием, и даже больше — не могут представить себя без украшений. Многие с осторожностью надевают ожерелье, в силу многих причин. Но нам приходится ориентироваться в современном мире, учиться вычленять важное и не акцентировать внимание на суевериях или надуманных приметах. Бажов со своей «Малахитовой шкатулкой», совсем не один, кто воспел красоту камней. Мы знаем много произведений, где даже в названии присутствует тот или иной драгоценный камень. Например, «Гранатовый браслет» Куприна, «Похитители бриллиантов» Бусенара, а также «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Лунный камень» Коллинза, «Волшебник изумрудного города» Волкова, «Голубой карбункул» Конан Дойла; есть, оказывается и названия произведений и фильмов с использованием тех или иных драгоценных камней - «Жемчужное ожерелье», «Рубиновые бусы», «Колечко с бирюзой» и просто «Аквамарин»; есть поговорка о том, как «Карл у Клары украл кораллы» и басня про жемчужное зерно. А в песнях и стихах и подавно можно найти много самоцветов. «Балтийский берег. Рыжая заря упала в небо гроздью янтаря», «Хранишь ты или нет колечко с бирюзой?», «Осенний поцелуй - цвет рубиновой вишни». Драгоценным камням посвящено множество прекрасных стихотворений. | |
Легенды о камнях и минералах давно тревожат наши умы и души. Как часто мы пытаемся объяснить и понять то, как камни влияют на нас, какой след они оставляют, что хорошего или плохого можно от них ждать. Конечно, многие легенды о свойствах камней больше похожи на сказки, часто им приписываются невероятные способности | |
Как вы думаете, правда ли, что известный былинный богатырь, Илья Муромец, меряясь силой с ханом Батыем, выжал из камня – гранита воду? (высказываются дети) Ну, что ж, раз мнения разделились, предлагаю ответ на этот вопрос найти на нашем занятии. Нам предстоит преодолеть химии мифы и географии рифы. Перед вами на столе лежит инструктивная карточка, которую по ходу урока вы должны будете заполнить. Прошу всех быть внимательными, наблюдать, слушать, экспериментировать, чтобы с успехом выполнить практическую работу в конце занятия. | Пока я ГОВОРЮ, ГОТОВИШЬ все для опыта с гранитом: Взвешиваем и ставим в печь |
Вспомните: Какие вы знаете горные породы? Где они используются? Какие горные породы использовали рабочие для строительства нашей школы? (Гипс, кирпич, глину, мел, песок, краски минеральные) А какие горные породы использует человек, да и каждый из вас, в быту? (уголь, газ, нефть:(бензин, лаки, краски, духи, маргарин…), гранит, базальт, мел, песок, глину, кирпич)… | . |
Что общего между алмазом и графитом? Как же образуются алмазы, эти уникальные ,твердейшие минералы, по составу аналогичные с мягким графитом? Алмазы образуются, когда магма, поднимающаяся из недр, закупоривает канал, а газы, стремятся выбить пробку магмы. Происходит взрыв, при огромном давлении и высокой температуре, на стенках трубки взрыва и образуются алмазы. | (Кристаллическая решетка) В состав алмаза и графита входит УГЛЕРОД. Но кристаллическая решетка у них разная: Атомы графита имеют рыхлую, слоистую структуру, а у алмаза они «переплетены», и составляют решетку |
Сахар, соль, вода, горчица – это тоже минералы. Например, горчицу можно использовать при подкопах, т.к. она обладает огромной взрывчатой силой. Из неё делают мины. Вот и химия дает сегодня возможность заменять природные минералы на искусственные. Группа ваших одноклассников получала задание на проведение эксперимента, давайте посмотрим, что у них получилось. (СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО КАМНЯ) – группа 1. | |
Действительно, сегодня искусственные камни используют в строительстве, например. АКРИЛ – при производств столешниц или подоконников. | |
«В каждом камне написана его история, надо только суметь её прочитать» - так говорил академик минералогии А. Ферсман. Давайте и мы с вами попробуем прочитать историю камня, лежащего пред вами. Определим его твердость. Определить ее можно несколькими способами, например, по шкале Мосса, посмотрите на нее: (работа с 3 слайдами) | |
Работаем по вариантам используя инструктивную карточку №1 ПР/З определить твердость горной породы по вариантам | |
Из чего состоит земная кора? (земная кора - горные породы - минералы) «Камень» - с латинского языка переводится как «МИНЕРА», до нас дошло как минерал. Что же такое минерал? Минералы есть везде: и Луна, наша ближайшая соседка, и метеориты - пришельцы из космоса состоят из минералов, и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и вода в море, и нарядные снежинки - тоже минералы. Минералы – вездесущи. Найдите в своей коллекции гранит – это горная порода. Состоит из минералов. «Камень – чудо природы и тайна её». Горные породы состоят из минералов. | |
Где же и как образуются горные породы. «Горные породы» Пред нами - немая схема. И наша задача – заставить её говорить. Мы должны выяснить, на какие группы по происхождению делятся горные породы, почему они так называются? У горных пород сложная и загадочная история; у одних она начинается в морских глубинах, у других - в раскалённых, неведомых нам недрах планеты. | |
- МАГМА и РУДЫ - Чтоб снять в земной коре напряг, Где твердь её волнуется - В ней магматический очаг Местами образуется. Текучесть магмы ей дает Возможность к продвижению К земной поверхности, Чтоб там - случиться извержению. Застывши же на глубине (отнюдь не по своей вине) Рождает магма дивные Массивы интрузивные, Которых газами и жаром Для нас, людей, великим даром - Родятся, крепнут и растут Скопления различных руд. | ГОТОВИШЬ Опыт: извержение вулкана (и на последних строчках – поджигаем) |
О породах первой группы говорят: «Они рождаются в пламени. Их прародительница – раскалённая магма, которая залегает в недрах нашей планеты. (Ответы: магматические) Первая группа МАГМАТИЧЕСКИЕ: образуются на глубине и на поверхности и называются ГЛУБИННЫЕ - к ним относятся: гранит, мрамор, шунгит | |
Вот и настало время, выяснить, правда ли, что известный былинный богатырь, Илья Муромец, меряясь силой с ханом Батыем, выжал из камня – гранита воду? ОПЫТ: взвешиваем гранит на электронный весах, ставим его в муфельную печь на 3-4 мин. Вынимаем и снова взвешиваем (он стал значительно легче) – доказываем влияние воды на горные породы. Даже такие твердые породы, как гранит, базальт, мрамор, вода со временем разрушает | |
Что же такое магма? (расплавленное вещество земных недр, в той части мантии, где давление меньше, вещество расплавляется, превращаясь в магму). Кстати, недалеко от столицы Карелии – Петрозаводска – на небольшом острове Ладожского озера расположен историко-архитектурный музей- заповедник Кижи. В Карелии по указу Екатерины 2. был открыт минеральный источник, содержащий калий и магний. . Карелию часто называют страной рек и гранита И вторая группа- Излившиеся: ПЕМЗА, | |
ПРОВЕДИТЕ ЭКСПЕРИМЕНТ используя инструктивную карточку №____ (определяют вес пород: глубинные – тяжелые, они тонут; излившиеся – легкие- остаются на поверхности. 1 вариант
| |
Все горные породы состоят из минералов, а можно ли получить их искусственным путем? - Можно ли их вырастить искусственным путем? - От чего зависит размер кристалла | |
В магме в расплавленном состоянии находится кремний, железо, магний, кальций и др. Магма насыщена парами воды, газами и медленно перемещается, поднимаясь вверх по трещине. Здесь магма остывает и затвердевает, (схема в дневнике). (ПРАВИЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ) | |
Посмотрите на это чудо природы (ожерелье из соли)- из чего образовано оно? Экспериментальная работа Рубцова (фотографии как делал) | |
Опережающее задание С КРИСТАЛАМИ РАССКАЗВАЮТ ДЕТИ | |
Жидкокристаллические мониторы для комп. и видеотехники на основе искусственно выращенных кристаллов | |
Подумайте, а под действием, каких сил природы образовались эти породы? К какой группе по происхождению вы их отнесёте? У моря стоит нелюдимый Обветренный каменный бог. И камни – его пилигримы, Внучата у дедовых ног. Он шепчет им странные сказки, Где золото – мелкий песок, Где все диадемы прекрасны, Где рыцари – прах да порок. Никто не притомится слушать, Лишь часом шуршат меж собой. И млеют их вечные души, И лижет им пятки прибой… (ОСАДОЧНЫЕ обломочного происхождения) – под действием внешних сил природы горные породы разрушаются. Посмотрите, как это происходит в природе, мы смоделировали для вас происхождение такого процесса. | |
ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА С ЦИЛИНДРОМ | |
Пролежав под таким прессом многие миллионы лет, образуются горные породы органического происхождения, например, мел, торф, уголь, ракушечник, известняк…. | |
Давайте теперь с вами посмотрим, что произойдет, если… Выполните практическую часть по вариантам. | Практическая часть: работаем по вариантам, используя инструктивную карточку №_____ 1 вариант: 1. В цилиндрический стакан опустить кусочек мела 2. Тщательно размешать стеклянной палочкой 3. Что вы наблюдаете? ПОЧЕМУ это произошло? 2 вариант:
|
И как вы обратили внимание, некоторые пласты горных пород, разрушились, вступив во взаимодействие с водой, некоторые – были унесены водным потоком на другие глубины, некоторые исчезли совсем. Вот так и земной коре: вступая во взаимодействие с талыми, дождевыми, текучими водами, образуются осадочные горные породы химического происхождения. СТАЛАГМИТЫ и СТАЛАКТИТЫ: Словно полюсы у магнитов - Сталактиты и сталагмиты. В этой жизни, на удивленье, Всё стремится к объединению. Кстати, есть очень простой метод, как запомнить, что называть сталактитом, а что сталагмитом - в слове "сталагмит" есть буква М, как и в слове "земля". Значит: сталагмит - это то, что растёт на земле | |
ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ схемы. | Чтобы заполнить ее до конца, давайте проведем один эксперимент: Эксперимент:
|
Превращение, верно, произошел процесс, который называется «МЕТАМОРФОЗА». Матушка-земля может опустить в свои недра гранитные остатки да и пропечь их там хорошенько, может получиться совсем другой камень – гнейс. | |
И так, схема заполнена, и мы выяснили: КАКИЕ же горные породы бывают? | |
(Горные породы бывают не только твёрдые, бывают жидкие (вода), газообразные, некоторые горные породы залегают в глубинах, а некоторые на поверхности | |
Но горные породы различаются еще и по химическому составу: Сода: пищевая, каустическая Соль: натриевая, калийная, поваренная, но об этом мы будем говорить в 8 классе. А теперь нам осталось заполнить оценочный лист полевого практикума | |
Всегда родная земля дарила мастеру необходимые для работы материалы. Вместе с этой быстрокрылой бабочкой давайте совершим путешествие по Мордовии, и выясним, чем богата наша родная земля. (в слайде «карта Мордовии», - летит бабочка) Практическая работа НА ВАШ ВЫБОР, НАИБОЛЕЕ ЗАПОМНИВШИЙСЯ или ПОНРАВИВШИЙСЯ минерал или горная порода Задание: определить свойства: плотность, рыхлость, цвет, блеск, твёрдость, прозрачность; | |
Иные камни в те уносят измеренья , Где Инь и Ян ещё не знали разделенья, Где в диком хаосе гармония рождалась Застыла в нём. И с ним переплеталась | |
В минуту грусти и тревоги Чтобы печали сбросить бремя, Кладите камни на ладони,. У вас в руках застынет время | |
Я благодарю всех за работу и желаю вам поближе познакомиться с удивительным и прекрасным миром камней. Каждый камень имеет собственную жизнь и душу. Сумеет ли человечество познать её? Может это удастся вам… | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Определить по таблице Менделеева, какие химические элементы имеют связь с географией? 2. Можно ли по растительности, преобладающей (или отсутствующей в данном месте) в определенных местах «предсказать» и найти залежи минералов? |