Параметры зацепления, составленного из эвольвентных колес, нарезанных со смещением исходного контура
Угол зацепления и межосевое расстояние при беззазорном зацеплении
Начальные окружности диаметров и (рис. 5.11) перекатываются друг по другу без скольжения, следовательно, окружные шаги зубьев по дугам начальных окружностей(начальные окружные
шаги ) для обоих колес одинаковы и равны
; (5.29)
также одинаковы для обоих колес углы профиля на начальных окружностях: они равны углу зацепления .
Если в зацеплении возможен свободный поворот одного из колес при неподвижном парном колесе, то говорят, что имеет место зацепление с боковым зазором. Очевидно, что при беззазорном зацеплении (зацеплении без бокового зазора) толщина зуба по дуге начальной окружности каждого из колес равна ширине впадины парного колеса, т.е. и . Но поскольку , то условие, при соблюдении которого зацепление двух колес является беззазорным, принимает вид
. (5.30)
Тогда, согласно (5.23)
; (5.31)
. (5.32)
Рис. 5.11 |
Подставляя (5.29), (5.31) и (5.32) в (5.30), из полученного выражения найдем
, (5.33)
или, принимая во внимание формулу (5.15),
. (5.34)
Равенства (5.33) и (5.34) определяют угол зацепления , при котором колеса, имеющие делительные толщины зубьев и (или нарезанные при коэффициентах смещения и ), зацепляются без бокового зазора; указанные равенства равносильны.
Сумму коэффициентов смещения в (5.34) часто обозначают, как и называют коэффициентом суммы смещений.
Таким образом, из формулы (5.34) (или (5.33)) находят угол беззазорного зацепления .
Межосевое расстояние связано с углом зацепления формулой (5.7); из нее следует, что
, (5.35)
или, с учетом (5.14),
. (5.36)
Таким образом, межосевое расстояние при беззазорном зацеплении можно найти из (5.36), если в нее подставить , найденное с помощью (5.33) или (5.34).
В дальнейшем будем считать, что при отсутствии дополнительных указаний межосевое расстояние рассчитывают, исходя из беззазорного зацепления.
Диаметры окружностей вершин колес (диаметры вершин)
Рис. 5.12 |
Поверхность вершин зубчатого колеса (в отличие от поверхности впадин) не обрабатывается при нарезании зубьев и диаметр вершин может назначаться в некоторых пределах произвольно.
Выбор значений диаметров окружностей вершин и влияет на высоты зубьев и и на радиальные зазоры в зацеплении и (рис. 5.12).
Высоту зуба каждого из колес пары можно найти по формуле
. (5.37)
Радиальные зазоры у впадин первого (и соответственно второго) колеса
(5.38)
В связи с этим отметим, что существуют две наиболее распространенные системы расчета (или выбора) диаметров вершин, которые обеспечивают:
· независимую от коэффициентов смещения постоянную высоту зуба обоих колес пары, равную высоте зуба стандартного реечного контура (рис. 5.6), т.е.
;
в этом случае
, (5.39)
или, учитывая формулу (5.17),
. (5.40)
· независимые от коэффициентов смещения постоянные (стандартные) радиальные зазоры у впадин обоих колес пары
;
в этом случае диаметры вершин необходимо рассчитывать по формулам
(5.41)
Отметим, что если нет никаких прямых указаний, следует пользоваться формулами (5.41). Также полезно знать, что при нулевом значении коэффициента суммы смещений ( , или ) расчеты по формулам (5.40) и (5.41) приводят к одинаковым результатам.