Пример интерпретации профиля динамики образовательных достижений и личностного развития первоклассника
Анализ динамики можно начинать с сопоставления показателей познавательной сферы. Форма представления профилей позволяет увидеть, с каким потенциалом ученик начинал учебный год и как этот потенциал реализован в конце учебного года. Причем возможность увидеть индивидуальные особенности в сравнении с усредненным профилем класса позволяет более точно понять значение индивидуальных данных.
Обращаем внимание на то, что два профиля (начало и конец учебного года) приведены для одного и того же ребенка! На представленном в качестве примера профиле четко видно, что данный ребенок на первом этапе исследования продемонстрировал достаточно высокие, но приближенные к среднему профилю класса результаты. В конце учебного года этот ученик демонстрирует результаты также выше среднего и приближенные к среднему в классе, и учитель его успешность в освоении программы по математике, русскому языку и чтению оценивает выше среднего по классу уровня.
Возможность одновременно увидеть динамику индивидуально-личностных особенностей ученика позволяет понять, как ситуацию воспринимает сам ребенок, как взаимодействует со школой семья, увидеть те психологические механизмы, которые имеют большое значение для прогнозирования дальнейшего развития и обеспечивают долгосрочный успех.
На представленном профиле мы видим, что мотивация учебной деятельности была средней и сейчас даже немного повысилась. Ребенок хорошо усвоил нормы поведения в школе, однако уровень успешности функционирования в роли ученика несколько снизился. Последующие позиции раскрывают почему. Прежде всего, мы видим, что в общении со сверстниками хороший имевшийся потенциал не реализован. Оценка уровня взаимодействия со сверстниками приближена к среднему по классу, он в адаптивной зоне, но раньше у ребенка уровень был значительно выше. Это означало наличие позитивного дошкольного опыта общения со сверстниками, настроенность на позитивные контакты и тепло в отношениях, которые не оправдались. Какова основная причина этого, можно узнать только дополнительно анализируя ситуацию, возможно, дело в том, что в классе много детей с лидерскими установками, и он не смог завоевать желаемого положения в группе, возможно, тревожность и неуверенность мешают проявить имеющийся потенциал. В любом случае, на эту сферу в жизни данного ребенка и класса необходимо больше обращать внимание, так как с каждым годом удовлетворенность общением все больше будет определять отношение к посещению школы.
В приведенном случае мы видим самое значительное для данного ученика проявление отрицательной динамики: резкое снижение эмоционального благополучия. Затем отмечаем выраженное снижение по показателю «нетревожность», то есть у этого первоклассника тревожность значительно возросла. Таким образом, несмотря на положительную динамику в реализации потенциала познавательной сферы, у ребенка существуют серьезные проблемы в эмоциональной и коммуникативной сферах. Родители не связывают эти проблемы с ухудшением здоровья, считая, что адаптационных проблем нет, но ухудшение эмоционального благополучия, повышение тревожности и ухудшение здоровья указывают на возможность психосоматического типа реагирования на стресс и напряжение.
Необходимо рекомендовать родителям больше уделять внимание взаимодействию с ребенком не по поводу учебы: просто совместные прогулки, поиск совместных приятных дел, вроде приготовления интересных блюд, и т.д. Цель – уйти от фокусировки только на успехах и особенно учебных успехах ребенка, что может привести к представлению ребенка о том, что его любят только за успехи. Необходимо перенести фокус внимания ребенка на его собственную удовлетворенность своей деятельностью, на позитивные проявления, как свои, так и других детей. Родителям необходимо уделить внимание налаживанию дружеских связей ребенка и не только в школе. Еще раз необходимо подчеркнуть: хотя со стороны, возможно, и кажется, что у ребенка с взаимоотношениями все хорошо, но субъективно присутствует выраженная неудовлетворенность, от которой нельзя отмахиваться. Необходима помощь учителя в улучшении взаимоотношений со сверстниками.
Описание отдельных шкал профиля «Результаты обследования учащегося 1-го класса в конце учебного года (2015 г.)» и рекомендации по интерпретации полученных результатов
Познавательная сфера
Оценка сформированности познавательной сферы первоклассниковосуществлялась на основе выполнения итоговых работ по математике, русскому языку и чтению, а также мнения учителя об уровне освоения учеником программы по математике, русскому языку и чтению.
К созданию инструментария и методических рекомендаций по проведению итоговых работ по математике, русскому языку и чтению привлекались разработчики ФГОС начального образования.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения.
Данные, полученные в процессе мониторинга, следует интерпретировать в идеологии стандартов второго поколения, описанной выше. Планируемые результаты освоения программы начального образования были детализированы разработчиками ФГОС на конец первого класса вне зависимости от используемых учебно-методических комплектов. Базовый уровень достижения был определен разработчиками в соответствии с практикой обучения в начальной школе с учетом требований педагогических измерений.
Ниже представлены критерии для принятия решения о достижении базового уровня по каждому предмету.
Математика.За правильное выполнение каждого задания (№№ 1–10) обязательной части работы выставляется 1 балл. Если учащийся выполняет не менее 7 любых заданий этой части работы, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по курсу математики 1-го класса. При верном выполнении 9–10 заданий можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочную базовую подготовку.
Русский язык.Если учащийся выполняет из десяти обязательных заданий не менее семи любых заданий, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по русскому языку. Причем задание считается выполненным, даже если учащийся получил один балл из двух возможных. При верном выполнении девяти-десяти заданий можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочную базовую подготовку.
Чтение.Работа содержит текст сказки и 10 заданий к тексту. Если учащийся выполняет из всех десяти заданий работы не менее семи любых заданий, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по чтению. Задание считается выполненным, даже если учащийся получил один балл из двух возможных.
На профиле каждого первоклассника внизу познавательной сферы над показателями 1, 2 и 3 указывается достижение учащимся базового уровня. Буква «Б» означает, что учащийся достиг базового уровня, «–» – не достиг базового уровня.
Общая успешность в трех тестах (позиция 4 на Профиле)получена как среднее арифметическое результатов выполнения трех итоговых работ (выраженное в Т-баллах). Этот показатель рассматривается как некоторая интегральная характеристика учебных достижений первоклассника, полученная на основе выполненных учеником работ.