Задачи на состав числа

Задачи, представленные в этом разделе, требуют знаний о записи десятичной формы числа. Известно, что в десятичной форме последняя цифра числа указывает число единиц, вторая цифра справа – число десятков, третья цифра справа – число сотен, четвертая цифра справа – число тысяч и т. д. Так, число 2584 содержит 4 единицы, 8 десятков, 5 сотен, 2 тысячи. Этот состав можно отразить в виде суммы 2584 = 2·1000 + 5·100 + 8·10 + 4·1. Поскольку при решении задач число единиц, десятков, сотен и т. д. приходится обозначать различными буквами, то для отличия десятичной записи числа от произведения произвольных чисел принято рисовать сверху черту. Например, запись задачи на состав числа - student2.ru означает, что рассматривается трехзначное число, которое можно записать в виде суммы задачи на состав числа - student2.ru

Задача 1. Сумма цифр двузначного числа равна 12. Если к нему прибавить 54, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найти первоначальное число.

Решение. Обозначим искомое число задачи на состав числа - student2.ru

тогда задачи на состав числа - student2.ru

Кроме того, известно, что задачи на состав числа - student2.ru

Запишем эти соотношения в виде системы уравнений:

задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru

Ответ: искомое число 39.

Замечание. В задачах на состав числа обычно предполагается, что речь идет о натуральных числах, поэтому специально это обстоятельство не оговаривается. Тем не менее авторы вынуждены заметить, что иногда составители задач специально не указывают множество натуральных чисел для того, чтобы абитуриенты рассмотрели также вариант решения для целых отрицательных чисел. Так, если в представленной задаче учитывать отрицательные числа, еще одним искомым числом могло быть число –93, поскольку составляющие его цифры 9 и 3 в сумме дают 12, а сумма чисел (–93) и 54 равна (–39), т. е. числу, записанному теми же цифрами, что и первоначальное, но в обратном порядке. Поэтому, встретив подобную задачу в варианте ЕГЭ, учащийся должен выбирать ответ среди натуральных чисел, а на экзамене в вуз или предметной олимпиаде необходимо задать уточняющий вопрос экзаменатору по условию задачи.

Задача 2. Сумма цифр трехзначного числа равна 12, а сумма цифр его сотен и десятков кратна 9. Если же из искомого числа вычесть 99, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найти это число.

Решение. Пусть искомое число задачи на состав числа - student2.ru тогда по условию задачи задачи на состав числа - student2.ru где n – натуральное число 1 или 2, в силу того что а и b однозначные числа, и задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru

Первое и последнее соотношения приводят к уравнению

задачи на состав числа - student2.ru

откуда задачи на состав числа - student2.ru , или задачи на состав числа - student2.ru

Кроме того, известно, что задачи на состав числа - student2.ru ,поэтому перейдем к системе уравнений:

задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

Из последнего уравнения системы следует, что цифра с кратна трем, а поскольку с > 0, то число (4 – 3 n) > 0, поэтому n = 1. Теперь последнюю систему можно переписать в виде:

задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru

Ответ: искомое число 453.

Задача 3. Шестизначное число начинается с цифры 1. Если эту цифру записать крайней справа, сохраняя порядок остальных пяти цифр, то вновь полученное число будет втрое больше первоначального. Найти первоначальное число.

Решение. Пусть искомое число:

задачи на состав числа - student2.ru

тогда по условию задачи,

задачи на состав числа - student2.ru

и задачи на состав числа - student2.ru

Учитывая, что задачи на состав числа - student2.ru запишем уравнение ,

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

Немного преобразуем полученное равенство:

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru .

Число во внутренних скобках обозначим

задачи на состав числа - student2.ru

тогда задачи на состав числа - student2.ru или задачи на состав числа - student2.ru Теперь можно записать результат задачи на состав числа - student2.ru

Ответ: искомое число 142857.

Задача 4. Сумму всех четных двузначных чисел разделили на одно из них, кратное 9. Получившееся частное отличается от делителя только порядком цифр. Найти делитель.

Решение. В данной задаче нам понадобится понятие арифметической прогрессии. Здесь мы используем только основные формулы. Более подробно о прогрессиях можно узнать из разд. 9, посвященного именно этой тематике.

Четные двузначные числа 10,12, 14, 16, …, 98 образуют арифметическую прогрессию, в которой первый член, а = 10, разность прогрессии d = 2, а количество членов прогрессии n = 45.

Сумма n членов арифметической прогрессии

задачи на состав числа - student2.ru поэтому, согласно условию задачи, задачи на состав числа - student2.ru

Полученную величину разделим на двузначное число задачи на состав числа - student2.ru о котором известно, что задачи на состав числа - student2.ru откуда задачи на состав числа - student2.ru где k принимает значения либо 1, либо 2, поскольку слагаемыми являются однозначные натуральные числа. Частным от деления является число задачи на состав числа - student2.ru Запишем исходные данные в систему:

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

Если задачи на состав числа - student2.ru

то задачи на состав числа - student2.ru откуда,

либо задачи на состав числа - student2.ru либо задачи на состав числа - student2.ru

Если же предположить, что k = 2, то получим систему задачи на состав числа - student2.ru

тогда задачи на состав числа - student2.ru и задачи на состав числа - student2.ru что противоречит условиям задачи. Следовательно, делителем может быть либо число 45, либо число 54.

Ответ: делителем является число 54 или число 45.

Задача 5. Если двузначное число разделить на произведение его цифр, то в частном получится 3, а в остатке 9. Если же из квадрата суммы цифр этого числа вычесть произведение его цифр, то получится данное число. Найти это число.

Решение. Напомним правило деления с остатком. Если в результате деления числа а на число b > 0 в частном получим число q, а в остатке число r, то справедливо соотношение

задачи на состав числа - student2.ru где задачи на состав числа - student2.ru

Пусть искомое двузначное число задачи на состав числа - student2.ru

Запишем исходные данные задачи в систему

задачи на состав числа - student2.ru и решим ее:

задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru

Из последнего уравнения получим задачи на состав числа - student2.ru или задачи на состав числа - student2.ru

Первое равенство приводит к системе:

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

Поскольку b > 0, то b = 3, тогда a = 6. Рассмотрим теперь случай задачи на состав числа - student2.ru который приводит к аналогичной системе уравнений: задачи на состав числа - student2.ru из которой следует, что a = 3 и b = 6.

Ответ: искомым может быть число 63 или число 36.

Разные задачи

Довольно большое количество задач не удается систематизировать и отнести к какому-либо определенному разделу. Это задачи самой разнообразной тематики, включающие как использование неравенств, так и подбор решения исходя из условий и многое другое. Подбор приведенных ниже задач не претендует на полноту, но, как надеются авторы, будет полезен учащимся при подготовке к самым разнообразным контрольным испытаниям по математике.

Задача 1. Продают три куска ткани. Из первого продали половину, из второго задачи на состав числа - student2.ru , а третий кусок, в котором было задачи на состав числа - student2.ru всей ткани, продали весь. Сколько процентов ткани продано, если всего осталось ее вдвое меньше, чем было во втором куске?

Решение. Пусть в первом куске первоначально было х метров ткани, во втором – y метров ткани, а в третьем – z метров ткани. Для удобства рассуждений составим таблицу

Таблица 3

Количество ткани в м.

Описание объекта Первоначальное количество, м Продано, м Остаток, м
1-й кусок ткани х задачи на состав числа - student2.ru 0,5 х
2-й кусок ткани у задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru
3-й кусок ткани z z

Остаток составил половину второго куска, поэтому задачи на состав числа - student2.ru , а количество проданной ткани в процентном отношении к первоначальному объему составляет:

задачи на состав числа - student2.ru

Выражение, которое должно привести к конечному результату, содержит три неизвестные величины, а для его решения имеется только одно уравнение, содержащее два неизвестных. Но на самом деле ситуация не так плоха, поскольку мы можем уменьшить число неизвестных, используя данные задачи. Поскольку в третьем куске было задачи на состав числа - student2.ru всей ткани, то первый и второй кусок в совокупности составляют задачи на состав числа - student2.ru всей ткани. Следовательно, задачи на состав числа - student2.ru

Выразим х через y из первого уравнения задачи на состав числа - student2.ru тогда задачи на состав числа - student2.ru

Теперь подставим полученные значения для х и z в искомое выражение:

задачи на состав числа - student2.ru .

Ответ: было продано 75 % ткани.

Задача 2. Квартал застроен пятиэтажными и девятиэтажными домами, причем девятиэтажных домов меньше, чем пятиэтажных. Если число девятиэтажных домов увеличить вдвое, то общее количество домов станет более 24, а если увеличить вдвое количество пятиэтажных домов, то общее число домов станет менее 27. Сколько построено пятиэтажных домов и сколько девятиэтажных?

Решение. Предположим, что пятиэтажных домов было построено х штук, а девятиэтажных домов y штук.

Тогда справедлива система неравенств задачи на состав числа - student2.ru кроме того, из условий задачи следует, что задачи на состав числа - student2.ru

Задача сводится к решению системы неравенств в натуральных числах. Можно решить эту задачу графически. Подробное изложение этого метода можно найти в разд. 8. Область на плоскости ХОУ, удовлетворяющая системе неравенств, изображена на рис. 2.1. Координаты точек А(8,8), В(9,9), С(10,7) позволяют определить, что единственной точкой с целыми координатами внутри области оказывается точка (9,8). Таким образом, х = 9, у = 8.

задачи на состав числа - student2.ru

Рис. 2.1. Графическое решение задачи.

Тот же самый результат можно получить, если решать систему неравенств аналитически, не применяя графический метод.

Как известно, неравенства одного знака можно складывать, сохраняя знак неравенства. А неравенства разных знаков можно вычитать, сохраняя знак уменьшаемого. Выполнив эти действия с неравенствами системы, получим следующие соотношения:

задачи на состав числа - student2.ru и задачи на состав числа - student2.ru .

Первое из неравенств позволяет предполагать два возможных варианта: задачи на состав числа - student2.ru или задачи на состав числа - student2.ru Если выполняется первый вариант задачи на состав числа - student2.ru то согласно второму условию задачи на состав числа - student2.ru т. е. задачи на состав числа - student2.ru

А так как х > 8, то единственный возможный вариант х = 9. Тогда задачи на состав числа - student2.ru Подстановка значений в каждое из неравенств исходной системы приводит к верному числовому неравенству. Это означает, что пара х = 9 и у = 9 является решением системы неравенств. Аналогичные рассуждения для варианта задачи на состав числа - student2.ru приводят к паре х = 9 и у = 7, но при этом не выполняется неравенство задачи на состав числа - student2.ru Следовательно, единственным решением будет х = 9 и у = 8.

Ответ: в квартале построено 9 пятиэтажных и 8 девятиэтажных домов.

Задача 3. Число учащихся в классе, повысивших свою успеваемость, заключено в пределах от 2,7 до 3,2 % от общего числа учащихся. Каково наименьшее число учащихся в классе?

Решение. Пусть х – число учащихся в классе, тогда количество учеников, которые стали учиться лучше, находится в пределах от 0,027х до 0,032х. Поскольку величина у, удовлетворяющая неравенству задачи на состав числа - student2.ru представляет собой натуральное число, которое надо выбрать так, чтобы значение х было минимальным из возможных, то следует предположить, что у = 1. Тогда для х получаем систему неравенств: задачи на состав числа - student2.ru или задачи на состав числа - student2.ru

Наименьшее целое значение, удовлетворяющее неравенству, равно 32.

Ответ: в классе 32 учащихся.

Задача 4. В группе из 100 туристов 70 человек знают английский язык, 45 знают французский и 23 знают оба языка. Сколько человек в группе не знают ни английского, ни французского?

Решение. В данной задаче рассматриваются операции с множествами. Удобно при решении таких задач использовать диаграммы, представляя каждое множество в виде круга.

Обозначим множество всех туристов буквой Т, множество туристов, знающих английский язык – буквой А, множество туристов, знающих французский язык – буквой Ф.

задачи на состав числа - student2.ru

Рис. 2.2.Графическое решение задач.

Тогда множество туристов, знающих оба языка представляет собой пересечение множеств А∩Ф, что на рис. 2.2 представлено в виде общей части кругов А и Ф, которая содержит 23 элемента. Теперь нетрудно посчитать, что множество туристов, знающих только английский язык – это разность множеств А и А∩Ф, а их количество равно задачи на состав числа - student2.ru Аналогично количество туристов, знающих только французский язык, равно задачи на состав числа - student2.ru Таким образом, 47 туристов знают только английский язык, 22 туриста – только французский язык, 23 туриста знают оба языка, а оставшиеся задачи на состав числа - student2.ru человек не знают ни одного из этих языков.

Ответ: 8 человек не знают ни английского, ни французского языков.

Задача 5. Нанята бригада плотников. Если бы они явились на работу все вместе, то выполнили бы ее за 5 ч. Но они приходили друг за другом через равные промежутки времени. Первый работал в m раз больше последнего. Сколько времени работал последний плотник?

Решение. В данной задаче предполагается, что производительность всех плотников одинаковая. Поскольку объем работы неизвестен, считаем его равным единице. Пусть производительность каждого плотника составляет х единиц продукции в час, а общее число работников в бригаде равно n. Тогда справедливо равенство задачи на состав числа - student2.ru Промежуток времени между приходами плотников на работу обозначим за y часов, а количество времени, которое затратил на работу последний из пришедших плотников – за z. Теперь проследим за временем работы первого плотника. К моменту прихода второго работника бригады первый трудился y часов, когда появился третий – время работы первого составило 2y часов, четвертый плотник пришел на работу, когда первый проработал 3y часов, а к моменту прихода последнего время работы первого составило задачи на состав числа - student2.ru часов. Совместный труд всех плотников еще в течение zчасов завершил работу.

Таким образом, первый плотник работал в течение

задачи на состав числа - student2.ru часов и задачи на состав числа - student2.ru

Из последнего равенства следует, что задачи на состав числа - student2.ru

Суммируя части работы, выполненные каждым из плотников, получим:

задачи на состав числа - student2.ru

Преобразуем полученное выражение:

задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru задачи на состав числа - student2.ru

Используем формулу суммы арифметической прогрессии

задачи на состав числа - student2.ru

задачи на состав числа - student2.ru

Объединим полученные равенства в систему:

задачи на состав числа - student2.ru

из которой следует задачи на состав числа - student2.ru или задачи на состав числа - student2.ru

Ответ: последний плотник работал в течение

задачи на состав числа - student2.ru часов.

Замечание. Теперь, когда задача уже решена, очевидно, что некоторые неизвестные можно было не вводить.

Наши рекомендации